Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:19, курсовая работа
Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не только ему нравилось, что он ими руководит. Так, управленческая деятельность опирается на универсальный набор личностных и профессиональных качеств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам. Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью состоятся как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не войти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов. Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе.
Введение……………………………………………………………………...3
Характеристика личности руководителя…………………………………..5
Основы профессионально-важных качеств руководителя………………10
Изменение функций руководителя в новых условиях…………………...14
Роли руководителя по Г. Минцбергу……………………………………..20
Практика…………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……………………………………...32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Нижегородский государственный
лингвистический университет
им. Н. А. Добролюбова»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория управления»
на тему «Личность руководителя, личностные качества и организационные роли руководителя (классификация Г. Минцберга)»
Выполнил студент гр. 204
Б ГМУ
Акопян Л.Х.
«1» июня 2012 г.
Подпись ____________
Проверил Теплов С.В.
«__» _________ 2012 г.
Оценка_____________
Подпись____________
г. Н. Новгород, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Характеристика личности руководителя…………………………………..5
Основы профессионально-важных качеств руководителя………………10
Изменение функций руководителя в новых условиях…………………...14
Роли руководителя по Г. Минцбергу……………………………………..20
Практика…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...32
Введение.
Управление – совокупность
системы скоординированных
Чем сложнее управление,
тем больше растут требования к
интеллектуальным функциям человека и
другим психическим процессам, начиная
от восприятия и внимания, и заканчивая
ответственностью за человеческие жизни.
Недоучет человеческих факторов обычно
приводит к тому, что на предприятии
увеличивается число
Управление, осуществляемое
в социальных структурах, имеет свои
специфические особенности и
предполагает использование разнообразных
знаний, гибкости человеческого ума,
памяти, волевых качеств. Для эффективного
управления в сложных социальных
образованиях необходимо четко определить
конечную цель, наметить возможные
пути достижения, предвидеть (прогнозировать)
поведение управляемой системы
при различных управляющих
Чаще всего опираясь на внешние характеристики, люди выбирают, так называемые «модные профессии». Начальник – это самый «модный» род занятий. Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, командир – вот далеко неполный перечень его имен.
Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не только ему нравилось, что он ими руководит. Так, управленческая деятельность опирается на универсальный набор личностных и профессиональных качеств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам. Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью состоятся как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не войти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов. Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчиненными, вышестоящими и нижестоящими организациями, а также создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе. Итак, эффективность работы любого предприятия, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные и профессиональные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы предприятия, необходимо обратится к личности руководителя. Успешное функционирование группы в целом, как успешность деятельности каждого из её членов, требует значительных усилий по их организации, определению целевой направленности, координации действий индивидов и группы, т.е. нуждается в управлении. Поэтому одним из важных аспектов разделения труда в коллективах является деление людей на руководителей и руководимых.
Характеристика личности руководителя
Руководитель является ведущим
и организующим звеном в социальных
системах управления. Управление деятельностью
групп и коллективов
Необходимо отметить также две родственные личностные черты руководителя - его эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди, и со всеми из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. К тому же эмоциональная неуравновешенность может снижать уверенность человека в своих силах, в том числе и его деловую активность. Но руководитель живой человек и как все люди он может предаваться унынию, раздражаться, негодовать. Поэтому крайне необходимо чередовать время труда и отдыха, иметь разносторонние интересы, отводить достаточно времени для занятий физическими упражнениями, общению с друзьями и близкими людьми, увлечением всевозможными культурными хобби. Очень важна черта личности эффективного руководителя – креативность, что в буквальном переводе с английского «творческость», способность к творческому решению задач. В этом плане можно соприкоснуться с проблемой интеллекта руководителя, с практическим интеллектом, решением практических задач, наиболее типичных для деятельности руководителя. Особенно необходима эта черта для инновационной деятельности. Ведь именно в этой деятельности руководитель выступает как творец, архитектор. В этом плане руководитель должен видеть элементы новизны, творчества, деятельности других людей и поддерживать их начинания.
Безусловно, близки друг другу
такие личностные характеристики руководителя
как стремление к достижению и
предприимчивость. В тесной связи
с ними находится склонность личности
к риску. В стремлении к достижению
отражена человеческая потребность
в достижении цели. В таких ситуациях
люди оказывают предпочтение брать
на себя ответственность в решении
проблемы. В этом случае люди не подвергают
себя слишком большому риск, а
ставят перед собой достаточно умеренные
цели, стараясь, чтобы риск в значительной
мере был заранее просчитан и
предсказуем. Последнее удается
далеко не всегда, о чем и говорят
сами руководители. Люди, имеющие потребность
в достижении цели, хотят конкретной
обратной связи, информирующей их о
том, насколько успешно они
Разумеется, человек не рождается с готовым набором этих черт. Они представляют собой уникальный сплав как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни. Формированию этих черт в немалой степени могут способствовать и специальный психологический тренинг, и самоконтроль личности. Но главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно, ежечасно «строить» свою личность. Прямые человеческие связи между руководителем и подчиненным сплачивают коллектив, повышают готовность сотрудников работать. Устанавливаются эти связи либо в процессе совместной групповой деятельности, когда руководитель трудится «в одной упряжке» с подчиненным, либо в результате групповых и индивидуальных бесед. Причем, если совместная работа как фактор сплочения коллектива использовалась широко и эффективна, то беседы долгое время явно недооценивались. Личные качества руководителя мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства.
Основы профессионально-важных качеств руководителя.
Для успешного руководства тем или иным коллективом руководителю, необходима профессиональная подготовка. Что это значит – профессиональная подготовка руководителя? В профессиональную подготовку включаются, таким образом, те качества руководителя, которые связаны со спецификой данного производства или другой – учебной, научной, правовой или общественно-политической - деятельности. Вот почему руководитель должен иметь специальные знания, которые характеризуют основные действия данного коллектива. Руководитель должен уметь прислушиваться к мнению специалистов и проникать в сущность вопросов. Требования к качествам современной подготовки обязывают иметь соответствующий уровень знания специфики деятельности, которой они руководят. В рамках профессиональной подготовки следует учитывать и практический опыт. Личный опыт руководителя как исполнителя, как руководителя более низкого уровня служит исключительно важным условием для проверки его знаний и их пополнения. Наряду с профессионально-важными качествами личности руководителя необходимо изучать современного руководителя как объект. Социальная активность руководителя, как и каждого человека, разнотипна по своим целям, мотивам, способам действий, результатам действий, а также по потребностям, выступающим в качестве исходной побудительной силы. Цели, мотивы и другие образующие социальной активности руководителя не только охватывают сферу системы управления, но выходят далеко за её рамки. Все многообразие качеств руководителя можно свести в три группы: политические, профессиональные и организаторские. Если рассматривать современного руководителя и его профессионально-важные качества неотделимо друг от друга, то можно прийти к выводу, что профессиональные качества имеют зависимость от социально-психологических и социально-демографических характеристик. Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека. В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку достоинство, приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки.