Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Файлы: 1 файл

Лидерство в организации.docx

— 49.92 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ КУРСАМИ

 

 

 

Реферат «Лидерство в организации»

 

 

 

 

 

Студентки Кубышевой И.А.

Группа УПЗ-31

Проверил старший преподаватель

Сергеева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2013

Лидерство в организации.

 

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства  началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что  такое лидерство и как оно  должно изучаться.

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных  профессиях. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как  это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства. В теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых.

Природа лидерства может  быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и  быть лидером в организации - это  не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о  лидерстве остаются актуальными, поскольку  ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Актуальность темы работы объясняется  новыми тенденциями в области  управления организацией и важностью  лидерства для эффективного развития и управления организацией. Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

  1. наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
  2. низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Изучение проблемы лидерства  необходимо для выработки методов  эффективного руководства, отбора и  формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в  значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением  коллектива. Из вышесказанного ясно, что  проблемы руководства и лидерства  в организации на данный момент стоят  довольно остро, и поэтому большое  значение имеет изучение феноменов  руководства и лидерства.

 

 

Природа лидерства.

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Достижение целей организации  определяет и деятельность руководителя. Однако руководитель и лидер - не тождественные  понятия. Руководитель может быть и  лидером, но в то же время лидер  может не являться руководителем  всей организации либо вообще не занимать руководящей должности. Руководитель и лидер имеют общие характеристики: между ними и другими членами  организации устанавливаются и  поддерживаются отношения доминирования  и подчинения. И руководитель, и  лидер используют различные средства влияния. В идеале либо лидера должны назначить руководителем, либо руководитель должен стать лидером.

Обязательное условие  лидерства - обладание властью в  конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных  учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп  и движений.

Различают понятие формального  и неформального лидерства. Формальный лидер – это приоритетное влияние определенного лица на членов группы, основывающееся на руководящем положении в общественной иерархии, связанного с обладанием власти и ресурсов. В противоположность формальному неформальное лидерство понимается как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы.

Оба эти аспекта – формальный и неформальный, - характеризуют  эффективное руководство. Руководитель по самому своему замыслу предполагает наличие у занятых этого рода деятельностью людей соответствующей квалификации и определенного преимущества (по сравнению с подчиненными) в управленческих качествах, а значит и наличие у руководителей, по меньшей мере, делового авторитета, который, соединяясь с личным авторитетом, перерастает в неформальное лидерство.

Чтобы руководить людьми и  вести их за собой, нужно обладать властью. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что власть — это  всегда принуждение. Принуждение может быть разным по степени и располагаться в большом континууме — от жесткого (угроза наказания) до мягкого (пожелание, намек).

 

 

Роль лидера в организации.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

  • Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.
  • Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.
  • Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три качества, но такой универсальный  лидер встречается редко.

Имеются и другие классификации  лидерства в зависимости от типов  лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

  • лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
  • лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
  • лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
  • лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
  • лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
  • лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Помимо названных, в управлении персоналом нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1)«один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди ленов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2)«лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, 
выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3)«хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4)«служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли 
выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают  или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство среди работающих в одной организации группы садоводов-любителей). Конечно, в реальной жизни грани между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство  — один из важнейших компонентов  эффективного руководства. Оптимальным  для руководителя является сочетание  в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для эффективности управления персоналом обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию, так как эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя, снижая таким образом эффективность его деятельности.

Сложность роли лидера, находящегося в стадии — становления, может  быть раскрыта путем рассмотрения тех  многообразных функций, которые  входят в позицию лидера. Специфика  функций лидера обусловлена особенностями  группы, которой он руководит; в демократичных  группах решающее значение имеют  совершенно другие функции, нежели в  «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной - просто эти функции качественно различны.

Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности

Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника: 1) Указания сверху, получаемые группой от руководства в соответствии с субординацией. Однако лидеры низшего уровня привлекаются в качестве консультантов, с правом совещательного голоса при выработке этих установок. 2) Указания снизу, т. е. решения самой группы. Хотя цели и средства определены снизу, лидер тем не менее несет ответственность за их реализацию, поскольку он, будучи членом группы, также вовлечен в выработку этих целей и методов. 3) Указания самого лидера (при условии, что он обладает автономией в принятии решений). Таким образом, независимо от источника, определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.

В организациях с менее  формальной структурой или спонтанно  возникших группах лица, обнаружившие наибольшую техническую осведомленность  в сфере групповых целей, сами становятся лидерами. Так, например, в  сложных условиях какой-либо экспедиции проводник, благодаря знанию местных  особенностей, может исподволь принять  фактическое руководство группой. Почти во всех случаях, когда члены  группы зависят от человека, технические  знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых  целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может  использовать для укрепления своей  роли лидера.

Лидер как представитель  группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. В последнем смысле он является «привратником».

Информация о работе Лидерство в организации