Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:01, реферат

Описание работы

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Файлы: 1 файл

Лидерство в организации.docx

— 49.92 Кб (Скачать файл)

В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы/организации  только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер  получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в  качестве лидера. Для поддержания  своей позиции лидер должен предоставлять  им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они  удовлетворяют лидерскую потребность  во властвовании и возвышении над  ними, а также оказывают ему  необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров  по различным причинам, но успех  к лидерам приходит во многом при  наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

Лидер становится привлекательным  для последователей благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет  достигнуто в результате его и  последователей усилий. Однако это  не любая цель или любое состояние  организации в будущем. В большей  степени это то, что последователи  хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы  оно вселяло в них энтузиазм  и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей  может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного  участия (через собственность или  процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение  их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением  делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями.

В современных условиях эффективное  лидерство — это не железная или  твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая  проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

Известно, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. В ведущих  школах бизнеса существуют программы  развития лидерских качеств у  тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния  прямо пропорциональна степени  принятия последователем того, что  лидер предлагает сделать. Власть и  влияние являются главными в работе лидера.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается  в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо найти своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его последнего слова, которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень решительности у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение  как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной упряжке с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами  используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел. Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Все большее значение для  достижения эффективного лидерства  играет власть связей, реализуемая, в  частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации.

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы  люди делали правильные вещи. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям:

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в  реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


Эффективный менеджер не обязательно  является эффективным лидером и  наоборот. Главное качество лидера – четкое видение цели, которая  другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится  вовсе. Основное же качество менеджера  – эффективно реализовать увиденную  цель.

Менеджер — это человек, который направляет работу других и  несет персональную ответственность  за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных  целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

 

 

 

 

Заключение.

Лидерство - это способность  влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Человеческий фактор на любом  предприятии, находящемся в любом  состоянии, играет решающую роль. Поэтому  желательно, чтобы руководитель организации  сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным.

Различают понятие формального  и неформального лидерства. Формальный лидер – это приоритетное влияние определенного лица на членов группы, основывающееся на руководящем положении в общественной иерархии, связанного с обладанием власти и ресурсов. Неформальное лидерство понимается как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы.

Личные качества и поведение  являются существенными компонентами успеха. Однако в эффективности руководства  решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы  включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также  имеющуюся у руководителя информацию.

Новые подходы концентрируют  свое внимание на способности лидера создать новое видение решения  проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм  к осуществлению действий по достижению целей. Для грамотного руководства  современному менеджеру важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в  ней.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов: деловое лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство.

В современных условиях эффективное  лидерство — это не железная или  твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая  проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей. Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы  люди делали правильные вещи. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Главное качество лидера – четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера – эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  2. Аширов Д.А. Организационное поведение: учебник / Д.А. Аширов. - М.: Издательство Проспект, 2006. - 360 с.
  3. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Природа лидерства / / Российское предпринимательство. – 2001. - № 4. – С. 9- 16
  4. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств / / Российское предпринимательство. – 2001. - № 5. – С. 21- 29
  5. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007 – 289 с.
  6. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ,2003.— 528 с.
  7. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 412 с.
  8. Ксения Торшина. Лидерство и корпоративная культура // Справочник по управлению персоналом. - февраль 2006. - №2. – С. 19-23
  9. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: учебник. – М: издательство Проспект, 2003 – 348 с.
  10. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Качество современного менеджера / / Российское предпринимательство. – 2001. - № 6. – С. 14- 28

Информация о работе Лидерство в организации