Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:39, доклад
Довольно часто мы тратим бесценное время на рутинные второстепенные дела, тогда как по-настоящему важные и значительные откладываем на потом. Существует римская поговорка “Завтра, завтра... всегда завтра. Так проходит жизнь”. Над этой проблемой люди стали задумываться очень давно. Так еще в 40 году до нашей эры Марк Туллий Цицерон писал о данной проблеме как о довольно распространенном явлении. С тех пор прошли века, а проблема осталась актуальной и по сей день. Современные психологи назвали это явление прокрастинация. Прокрастинация – это привычка откладывать сложные и важные дела на последний момент; боязнь делать что-то новое, выходящее за рамки обыденного. Как показывает опыт для искоренения негатива его необходимо, прежде всего, осознать. И в этом неоценимую помощь оказывает матрица Эйзенхауэра, которая названа так в честь ее создателя.
МАТРИЦА ЭЙЗЕНХАУЭРА
Довольно часто
мы тратим бесценное время на рутинные
второстепенные дела, тогда как по-настоящему
важные и значительные откладываем
на потом. Существует римская поговорка
“Завтра, завтра... всегда завтра. Так
проходит жизнь”. Над этой проблемой
люди стали задумываться очень давно.
Так еще в 40 году до нашей эры
Марк Туллий Цицерон писал о данной
проблеме как о довольно распространенном
явлении. С тех пор прошли века,
а проблема осталась актуальной и
по сей день. Современные психологи
назвали это явление
Главная идея матрицы Эйзенхауэра заключается в том, чтобы научиться отличать срочные дела от важных, а также отбросить занятия, выполнение которых не приносит в последствие никакой пользы.
Справка. Дуайт Дэвид
Эйзенхауэр родился в Америке
в штате Техас в 1890 году. В 1944 году
был назначен генералом американской
армии. С 1953 по 1961 гг. занимал пост президента
США. Нередко встречается в
М.Э - Техника расстановки приоритетов, которая позволяет выделить основные важные дела и решить, что же делать с остальными.
Эйзенхауэр выделил 4 категории дел:
-важные и срочные;
-несрочные и важные;
-срочные и неважные ;
-несрочные и неважные.
Квадрант 1: важное и срочное
К первому квадранту принято относить самые важные дела, выполнение которых не терпит отлагательств.
Квадрант 2: важное, но не срочное
Ко второму квадранту
следует относить важные дела,
не требующие мгновенного
Квадрант 3: не важное, но срочное
К третьему квадранту относятся маловажные дела, выполнить которые необходимо как можно быстрей.
Квадрант 4: не важное и не срочное
К последнему, четвертому, квадранту относят дела, от выполнения которых можно отказаться, так как они не принесут должной отдачи. Рассмотрим каждый квадрант матрицы более детально.
1(А): Важное и срочное
В идеале этот квадрант должен быть пуст, так как дела, которые нужно срочно сделать прямо сейчас, – это, фактически, ситуация аврала. Причем чаще всего важные дела становятся срочными из-за нашей лени и нерасторопности. Конечно, в реальной жизни каждый человек хотя бы иногда сталкивается с ситуацией аврала, но нельзя жить в таком режиме каждый день!
Поэтому следует всячески избегать появления дел в квадранте A. Для этого следует своевременно выполнять дела из других квадрантов. Как известно, неприятности легче предотвратить, чем потом с ними бороться.
Какого типа дела можно отнести к квадранту A:
дела, немедленное невыполнение которых приведет к неприятностям;
дела, связанные с нашим здоровьем;
дела, невыполнение которых отдаляет нас от поставленной ранее цели.
Например, это может быть:
выполнение задачи по проекту,
срок сдачи которой вот-вот
внеплановый поход к дантисту, травматологу или другому специалисту;
срочный телефонный звонок клиенту или контрагенту;
вынужденный отдых из-за накопившейся усталости;
вызов мастера для ремонта прорвавшей канализации и т. д.
Кстати, задачи из данного квадранта, не требующие вашего непосредственного участия, можно и нужно делегировать.
2 (B): Важное, но не срочное
К задачам этого квадранта
стоит присмотреться
Однако помните, что дела из данного квадранта, не выполненные своевременно, могут автоматически перейти в квадрант A. Ваша задача - не допустить такого развития событий.
Примеры дел, которые следует записывать в квадрант B:
текущая (плановая) работа по вашим проектам;
планирование новых проектов;
оценка полученных результатов по проектам;
посещение спортивного зала для поддержания физической формы;
изучение иностранных языков;
соблюдение режима питания, поддержание здоровья.
3 (C): Срочное, но не важное
Выполнение дел, собранных в квадранте C, редко приближает нас к поставленной цели. Чаще всего срочные дела лишь отвлекают от рабочего процесса и мешают сосредоточиться на действительно важных вещах.
Очень важно не путать срочные дела из квадранта C с важными делами из квадранта A. Например, руководство поручило вам задачу со сроком «вчера», которая не имеет непосредственного отношения ни к вашим основным должностным обязанностям, ни к вашим проектам. Такая задача, хоть и должна быть выполнена срочно (всё-таки задача от руководства), не может относиться к квадранту A, так как ни на шаг не приближает вас к вашим целям.
Помните о первоначальных целях и, по возможности, старайтесь не отвлекаться на второстепенные задачи.
В квадрант C можно записать следующие задачи:
срочные, но не запланированные заранее переговоры (совещания, встречи), которые вам навязаны и от которых вы не можете отказаться;
хлопоты, возникшие внезапно (например, к вам нежданно нагрянули гости, и значит, вам нужно срочно придумать, как их развлекать и чем угощать);
непредвиденная уборка или устранение последствий какой-либо оплошности (например, вы случайно разбили вазу, и требуется немедленно избавиться от осколков);
прочие занятия, не приближающие вас к достижению цели.
4.(D): Не срочно и не важно
Как правило, задачи данной группы не приносят практически никакой пользы. В большинстве случаев их невыполнение пойдет только на пользу. Однако, зачастую такие задачи интересны и легки для выполнения, а потому полностью отказаться от их выполнения сложно. Если не удается полностью вычеркнуть из списка задачи группы D, то желательно хотя бы приступать к их выполнению в последнюю очередь и выделять на них ограниченное время.
К задачам квадранта D относят:
различные хронофаги, или «убийцы» времени;
пустые телефонные разговоры;
всевозможные развлечения: чтение развлекательных журналов, просмотр телепрограмм, компьютерные игры и др.
Вывод: Мы должны запомнить, что существует 4 квадрата Эйзенхауэра (А, В, С,D) – в них заложены все дела, которые необходимо реализовать.
А - критерием важности выступает выполнение задач, необходимых для реализации ключевых целей (т.е. без этого дела мы не сдвинемся дальше).
Критерия сложности – если задача не будет выполнена, она потеряет всякий смысл. Классический пример важного и срочного : Конференция состоится в Париже, самолет через 2 часа, не успеваем на самолёт, не успеваем в Париж, не успеваем на конференцию. В этом квадрате нет возможности контролировать процесс, нет возможности исправлять ошибки, нет возможности проанализировать ситуацию.
В - Рабочий квадрат. Критерий важности - необходимая задача, которую нужно сделать для реализации общей единой цели. Критерий несрочности- есть запас времени. У хорошего управленца все дела находятся в квадрате В. Он делает только важные дела и те, которые «не горят», потому что он успевает расставлять приоритеты.
С - Неважно, но срочно. Пример: поменять паспорт – это неважно, но срочно в силу того, что скоро истекает срок замены паспорта, а он нам нужен для определенных дел по оформлению документов. Оставляем все на потом и в итоге делаем плохо, быстро с большими финансовыми потерями. В ущерб важным делам мы бросаем конференцию, мы бросаем партнера и бежим менять паспорт – этого необходимо избежать.
D – Неважно и не срочно. Увы, наши многие управленцы делают его рабочим – это нерабочий квадрат. Не важные дела должны делать ваши подчиненные, мы должны делегировать их им, а несрочные дела мы должны выписывать в отдельной список.
Нехитрая система: 1-красный, 2- зеленый (норм. рабочий цвет), 3 – синий, 4 – белый. И нам с вами необходимо записывать дела по этим квадратам. Записывая дела в эти квадраты, мы поймем, где у нас неправильно расставлены приоритеты, мы не должны заниматься неважными делами, мы должны их заблаговременно делегировать.
« 2 ПРАВИЛА»:
Как только мы научимся правильно распределять дела внутри М.Э., мы высвободим немалое количество дополнительного времени и быстрее придем к поставленной цели!