Метод экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение метода экспертных оценок - одного из важнейших этапов принятия грамотных управленческих решений.
Задачи:
изучение роли экспертизы в управлении;
рассмотрение порядка организации экспертного оценивания;
изучение видов шкал и порядка их использования;
подробное рассмотрение заключительного этапа экспертного оценивания – обработки экспертных оценок.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ 5
1.1. Роль экспертов в управлении 5
1.2. Метод экспертных оценок 9
1.3. Организация экспертного оценивания 13
1.4. Подбор экспертов 15
1.5. Опрос экспертов 17
Глава 2. ОБРАБОТКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК 19
3.1. Задачи обработки 16
3.2. Групповая оценка объектов 22
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

4.

где получается из некоторой перестановкой объектов, а из той же самой перестановкой. Эта аксиома утверждает независимость расстояния от перенумерации объектов.

5. Если две ранжировки , одинаковы всюду, за исключением n-элементного множества элементов, являющегося одновременно сегментом обеих ранжировок, то можно вычислить, как если бы рассматривалась ранжировка только этих n-объектов. Сегментом ранжировки называется множество, дополнение которого непусто и все элементы этого дополнения находятся либо впереди, либо позади каждою элемента сегмента. Смысл этой аксиомы состоит в том, что если две ранжировки полностью согласуются в начале и конце сегмента, а отличие состоит в упорядочении средних n-объектов, то естественно принять, что расстояние между ранжировками должно равняться расстоянию, соответствующему ранжировкам средних n-объектов.

6. Минимальное расстояние равно единице.

Пространство  ранжировок при двух объектах можно изобразить в виде трех точек, лежащих на одной прямой. Расстояния между точками равны При трех объектах пространство всех возможных ранжировок состоит из 13 точек.

Используя введенную метрику, определим обобщенную ранжировку как такую точку, которая наилучшим образом согласуется с точками, представляющими собой ранжировки экспертов. Понятие наилучшего согласования на практике чаще всего определяют как медиану и среднюю ранжировку.

Медиана есть такая точка  в пространстве ранжировок, сумма расстояний от которой до всех точек - ранжировок экспертов является минимальной. В соответствии с определением медиана вычисляется из условия

Средняя ранжировка есть такая точка, сумма квадратов расстояний от которой до всех точек – ранжировок экспертов является минимальной. Средняя ранжировка определяется из условия

Пространство ранжировок конечно и дискретно, поэтому медиана и средняя ранжировка могут быть только какими-либо точками этого пространства. В общем случае медиана и средняя ранжировка могут не совпадать ни с одной из ранжировок экспертов.

Если учитывается компетентность экспертов, то медиана и средняя ранжировка определяются из условий [12]:

 

где -  коэффициенты компетентности экспертов.

Если ранжировка объектов производится по нескольким показателям, то определение медианы вначале производится для каждого эксперта по всем показателям, а затем вычисляется медиана по множеству экспертов [12]:

                (j=1,2,…,m);

где - коэффициенты весов показателей.

Основным недостатком  определения обобщенной ранжировки в виде медианы или средней ранжировки является трудоемкость расчетов. Естественный способ отыскания или   в виде перебора всех точек пространства ранжировок неприемлем вследствие очень быстрого роста равномерности пространства при увеличении количества объектов и, следовательно, роста трудоемкости вычислений. Можно свести задачу отыскания или к специфической задаче целочисленного программирования. Однако это не очень эффективно уменьшает вычислительные трудности.

Расхождение обобщенных ранжировок при различных критериях возникает при малом числе экспертов и несогласованности их оценок. Если мнения экспертов близки, то обобщенные ранжировки, построенные по критериям медианы и среднего значения, будут совпадать.

Сложность вычисления медианы  или средней ранжировки привела к необходимости применения более простых способов построения обобщенной ранжировки.

К числу таких способов относится способ сумм рангов.

Этот способ заключается  в ранжировании объектов по величинам  сумм рангов, полученных каждым объектом от всех экспертов. Для матрицы ранжировок составляются суммы [12]

                    (i=1,2,…,n).

Далее объекты упорядочиваются  по цепочке неравенств 

Для учета компетентности экспертов достаточно умножить каждую i-ю ранжировку на коэффициент компетентности j-го эксперта В этом случае вычисление суммы рангов для i-го объекта производится по следующей формуле [12]:

                (i=1,2,…,n).

Обобщенная ранжировка с учетом компетентности экспертов строится на основе упорядочения сумм рангов для всех объектов.

Следует отметить, что построение обобщенной ранжировки по суммам рангов является корректной процедурой, если ранги назначаются как места объектов в виде натуральных чисел 1, 2, ..., n. Если назначать ранги произвольным образом, как числа в шкале порядка, то сумма рангов, вообще говоря, не сохраняет условие монотонности преобразования и, следовательно, можно получать различные обобщенные ранжировки при различных отображениях объектов на числовую систему. Нумерация мест объектов может быть произведена единственным образом с помощью натуральных чисел. Поэтому при хорошей согласованности экспертов построение обобщенной ранжировки по методу сумм рангов дает результаты, согласующиеся с результатами вычисления медианы.

Еще одним более обоснованным в теоретическом отношении подходом к построению обобщенной ранжировки является переход от матрицы ранжировок к матрице парных сравнений и вычисление собственного вектора, соответствующего максимальному собственному числу этой матрицы. Упорядочение объектов производится по величине компонент собственного вектора.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  Динамизм и новизна современных  народнохозяйственных задач, возможность  возникновения разнообразных факторов, влияющих на эффективность решений,  требуют, чтобы эти решения  принимались быстро и в то же время были хорошо обоснованы. Опыт, интуиция, чувство перспективы в сочетании с информацией помогают специалистам точнее выбирать наиболее важные цели и направления развития, находить наилучшие варианты решения сложных научно-технических и социально-экономических задач в условиях, когда нет информации о решении аналогичных проблем в прошлом.

  Использование метода экспертных  оценок помогает формализовать  процедуры сбора, обобщения и  анализа мнений специалистов  с целью преобразования их  в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.

  Но, следует заметить, что метод  экспертных оценок не может  заменить ни административных, ни  плановых решений, он лишь позволяет  пополнить информацию, необходимую  для подготовки и принятия  таких решений. Широкое использование экспертных оценок правомерно только там, где для анализа будущего невозможно применить более точные методы.

  Экспертные методы непрерывно  развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития  определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.

  Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.

  Однако, уже и сегодня экспертные  оценки в сочетании с другими  математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1968. 183 с.

      2. Беклешев  В.К., Завлин П.Н. Нормирование труда в НИИ и КБ. М.: Экономика, 1973. 203 с.

3. Берж К. Теория  графов и ее применения. Изд-во  иностр. лит. 1962 196 с.

4. Бешелев С.Д., Гурвич  Ф.Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. 246 с.

5. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1976. 287 с.

6. Бешелев С.Д., Гурвич  Ф.Г. Математико-статистические методы  экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с. 

7. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 368 с.

8. Волгин Б.А Деловые совещания. М.: Московский рабочий, 1972. 204 с.

9. Диксон Дж, Проектирование  систем: изобретательство, анализ, принятие решений. М.: Мир, 1969. 323 с.

10. Добров Г.М., Ершов Ю.В., Левин Е.И., Смирнов Л.П. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев: Наукова думка, 1974. 263 с.

11. Евланов Л.Г. Принятие решений в условиях неопределенности. М.: ИУНХ, 1976. 196 с.

12. Евланов Л.Г., Кутузов  В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978. 133 с.

13. Карданская Н. Принятие  управленческого решения. М.: ЮНИТИ, 1999. 407 с.

14. Кемени Д., Снелл  Д. Кибернетическое моделирование.  М.: Советское радио, 1972. 234 с.

15. Кравченко Т.К. Процесс принятия плановых решений. М.: Экономика, 1974. 183 с.

16. Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. М.: Наука, 1974. 256 с.                           .    17. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителя. М.: Молодая гвардия, 1975. 181 с.

18. Пфанцагль И. Теория измерений. М.: Мир, 1976. 278 с.

19. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М.: Наука, 1996. 278 с.

20. Федоренко Н.П. Оптимизация  экономики. М.: Наука, 1977. 236 с.

21. Ямпольский С.М., Лисичкин В.А. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1974. 302 с.




Информация о работе Метод экспертных оценок