Международная миграция и ее влияние на рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Процессы глобализации, обострившие неравенство в странах мира,
способствовали росту межгосударственных перемещений населения, это привело
к формированию принципиально новой миграционной ситуации в XXI веке.
Традиционно считалось, что миграция обеспечивает принимающие
общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их
экономическое развитие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1 Международный рынок труда, сущность, особенности
развития………………………………………………………………………………...5
1.1 Международный рынок труда, сущность, состояние на современном
этапе........……………………………………………………………………………………5
1.2 Особенности развития рынка труда (на примере России……………….……...9
2 Международная трудовая миграция, влияние на экономику
страны…………………………………………………………………………14
2.1Сущность и причины миграции рабочей силы……………………....…....14
2.2 Направления миграции рабочей силы…………………………………….17
3 Регулирование международной миграции……………………….23
3.1 Межгосударственная система международного регулирования миграции
рабочей силы………………………………………………………………………….…...23
3.2 Регулирование миграции рабочей силы в России……………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

· деятельность международных экономических организаций, таких, как

Международная организация  труда (МОТ), Всемирная организация

здравоохранения (ВОЗ), Международная  организация по миграции (MOM)

и др.

Ведущая роль в регулировании  процессов международной миграции

принадлежит Международной  организации труда (МОТ), имеющей статус

специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по

Версальскому мирному  договору в рамках Лиги Наций как  Международная

комиссия для выработки  конвенций и рекомендаций по вопросам трудового

законодательства и улучшения  условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного

мира «на основе социальной справедливости» и улучшение  существующих

условий труда, что может  быть достигнуто регламентацией рабочего времени

(включая установление  максимальной продолжительности  рабочего дня),

охраной труда, безопасностью  и распространением всех названных  норм на

иммигрантов и т.п. Отличительной  особенностью участия в МОТ стран-членов

является трехсторонний  принцип представительства —  от правительства,

работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

23

1. разработка конвенций  и рекомендаций о труде;

2. оказание технической  помощи развивающимся странам  Азии, Африки и

Латинской Америки;

3. обучение и просвещение  по вопросам, входящим в круг  деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ  принимает на себя обязательства:

· обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-

мигрантов и членов их семей  с гражданами своей страны, изучать  жалобы

на несоблюдение этого  принципа;

· в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или

организациями, несущими ответственность  за их выполнение, должны

применяться меры административного, гражданского и уголовного

наказания;

· обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным

нормам по правам мигрантов;

· содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать

двусторонние и многосторонние соглашения;

· содействовать координации деятельности социальных служб на своей

территории с социальными  службами других стран и нести  ответственность

за работу социальных служб;

· проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с

предпринимателями, социальными  службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная  организация по

миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на

упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в

организации миграции. В  функции MOM входит:

· способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

· способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов

их семей, которые могут  содействовать развитию принимающей  страны;

24

· организовывать перемещение беженцев и др.

Одним из важных методов  наднационального регулирования иммиграции

работников является заключение международных дву- и многосторонних

соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные

ограничения в процесс  трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или

межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных

выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство

труда, а в Швейцарии  – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и

труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о

кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего

государства, который изучает  его соответствие условиям соглашения и

переправляет его уполномоченному  органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе.

Между ее странами на различных  уровнях в последнее время  происходят

переговоры о проведении единой иммиграционной политики [7].

3.2 Регулирование миграции  рабочей силы в России

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации -

комплекс административно-правовых и социально-экономических мер,

обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов,

создание условий для  их перемещения в направлениях, отвечающих текущим и

перспективным потребностям страны, улучшение демографической  ситуации и

сохранение территориальной  целостности Российской Федерации;

В законодательстве находят  отражение две тенденции: одна - к открытой

экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и

25

населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной

миграции.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная

миграционная служба, созданная  Указом Президента РФ [18].

Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации  –

обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического

развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации,

удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых

ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация

интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов, построение

демократического общества.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации

основывается на следующих  принципах:

¾ приверженность общепризнанным принципам и нормам

международного права  в области защиты прав и свобод человека и

гражданина;

¾ защита геополитических интересов Российской Федерации;

¾ обеспечение национальной безопасности российской Федерации;

¾ соблюдение и защита прав мигрантов, недопустимость их

дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка,

происхождения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям;

¾ исполнение федеральных законов, иных законодательных актов и

международных обязательств Российской Федерации в области

миграции и их единообразного применения в субъектах Российской

Федерации;

26

¾ обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения,

мигрантов, в том числе  лиц, ищущих убежища на территории

Российской Федерации;

¾ сочетание интересов личности и государства;

¾ дифференцированный подход государства к решению проблем

различных категорий мигрантов;

¾ взаимодействие законодательных (представительных) органов и

органов исполнительной власти с общественными объединениями;

¾ приоритетное оказание государственной помощи наиболее

нуждающимся категориям вынужденных  мигрантов, стимулирование

добровольного переселения  и создания условий для самообеспечения

мигрантов;

¾ защита национального рынка труда, протекционизм в отношении

граждан Российской Федерации.

Законодательство РФ в  отношении вопросов миграции населения, а также

проблем гражданства, изменения  правового статуса, пересечения  государственной

границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов  и

подзаконных актов. Перечислим основные из них, обязательные для исполнения

на всей территории РФ:

¾ Федеральный закон (ФЗ) от 31.05.2002г. №62-ФЗ "О гражданстве

Российской Федерации (РФ)" и ФЗ от 3.01.2006 г. N 5-Ф3 "О внесении

изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ""

¾ ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в

РФ"

¾ ФЗ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и ФЗ

от 10.01.2003г. №7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О

порядке выезда из РФ и въезда в РФ"

27

¾ ФЗ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан

и лиц без гражданства  в РФ"

¾ ФЗ от 24.05.1999г. №99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении

соотечественников за рубежом" (Законы РФ, связанные с иммиграцией / http:

www.migracio.ru)

Несмотря на многообразие законов, они не способны в целом решить

множественные проблемы в  области миграции, которые появляются на практике.

Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том

числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и

санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер.

Количество въехавших  в Россию иностранных граждан  постоянно превышает

количество выехавших  граждан, причем в приграничных районах  интенсивно

формируются иностранные  общины. Сохраняется проблема социально-

экономической адаптации  мигрантов, не имеющих статуса вынужденных

переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и  лиц,

получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в

том числе из-за усиливающейся  угрозы проникновения на территорию России

террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная,

необходимая для развития экономики социально-экономическая  миграция

населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост  постоянного

населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль

населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение

миграционного прироста населения  происходит на фоне значительного

сокращения численности  населения в результате роста  смертности и снижения

рождаемости [19].

Для решения этих проблем  необходимо:

1. Обеспечить контроль  над иммиграционными процессами  в Российской

Федерации, сокращение нелегальной  иммиграции.

28

2. Обеспечение условий  для интеграции мигрантов в  социальную среду.

3. Содействие привлечению  иммигрантов в Российскую Федерацию,  исходя

из необходимости обеспечения  экономики страны трудовыми ресурсами.

4. Осуществление вхождения  Российской Федерации в международный

рынок труда, регулирование  экономической миграции квалифицированных

кадров.

5. Создание условий для  добровольного возвращения вынужденных

мигрантов в места их прежнего проживания.

6. Создание условий для  сохранения и дальнейшего формирования

населения в важных в геополитическом  отношении регионах Российской

Федерации.

7. Совершенствование правовой  базы в области миграции и  исполнение

соответствующих норм законодательства Российской Федерации.

8. Взаимодействие с соответствующими  государственными органами

иностранных государств, международными правительственными и

неправительственными организациями  в интересах решения миграционных

проблем.

К основным методам регулирования  миграции относится квотирование.

Впервые он вводится в ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ».

С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным

Информация о работе Международная миграция и ее влияние на рынок труда