Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Главная цель данного реферата - показать основные виды образовательных услуг в нашей стране, основные положения стандартизации в системе образования Республики Беларусь, стандартизацию образовательных услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….. …………………………………………………2
1. Общие положения стандартизации в системе образования РБ……………..3
2. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация…………..6
3. Платные образовательные услуги…………………………………………….8
4. Положение об оказании дополнительных услуг на платной основе……….9
4.1 Общее положение………………………………………………………….9
4.2 Ценообразование………………………………………………………….10
4.3 Порядок распределения доходов полученных от оказания платных дополнительных услуг……………………………………………………11
4.4 Порядок организации платных образовательных услуг……………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Индивидуальная работа.docx

— 61.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………1 
РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………..2 
ВВЕДЕНИЕ…………………….. …………………………………………………2

  1. Общие положения стандартизации в системе образования РБ……………..3
  2. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация…………..6
  3. Платные образовательные услуги…………………………………………….8
  4. Положение об оказании дополнительных услуг на платной основе……….9
    1. Общее положение………………………………………………………….9
    2. Ценообразование………………………………………………………….10
    3. Порядок распределения доходов полученных от оказания платных дополнительных услуг……………………………………………………11
    4. Порядок организации платных образовательных услуг……………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..13 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14 
ПРИЛОЖЕНИЕ  1………………………………………………………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………...20

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночных отношений  в Беларуси обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального  характера. За достаточно короткий промежуток времени в Беларуси сложился рынок  образовательных услуг, предложение  которых за последние года сделало  колоссальный скачок. Спрос на образовательные услуги в нашей стране растет с каждым днем, так как люди  пытаются получить как можно больше знаний об окружающем мире.

Главная цель данного реферата - показать основные виды образовательных  услуг в нашей стране, основные положения стандартизации в системе  образования Республики Беларусь, стандартизацию образовательных услуг.

Тема данного реферата актуальна, так как образовательные  услуги играют не маловажную роль в  жизни любого человека и спрос на них растет с каждым днем.

Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, классификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения  стандартизации в системе образования  в РБ

 

Стандартизация в настоящее  время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты  стали объективной реальностью  также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного  образования, развитие международного сотрудничества в области образования  в настоящее время невозможно осуществить без применения средств  и методов стандартизации.

Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты  в области образования позволяют  сформировать единые требования, предъявляемые  к выпускникам, добиться высокой  степени совместимости учебных  планов, что в свою очередь ведет  к совместимости, унификации и признании  дипломов как в национальном, так  и в международном масштабах.

С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые  вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней  и внутренней среды. Чрезмерный уровень  стандартизации ведет к выпуску  унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.

В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области  высшего образования. Данная система  была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека  вызывает раздражение, связанное с  невозможностью самостоятельно формировать  учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее  к возникновению новых вузов  и образованию новых специальностей и специализаций. В данном случае стандартизацию в образовании можно  рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных  требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.

Исходным документом для  разработки учебных планов являются квалификационные характеристики специалистов по определенной специализации, которые  должны составляться вузом совместно  с взаимозаинтересованными министерствами и учреждениями. Учебный план должен обеспечить унификацию дисциплин, которые  определяют общенаучную и общепрофессиональную подготовку, и установленные нормативы  на количество учебных занятий в  день, неделю, семестр, а также объем  практики, экзаменов и каникул.

Нормативными документами  также определены основные обязательные блоки учебных дисциплин и  распределение времени между  ними следующим образом:

  • гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 25-35%;
  • общенаучные и общепрофессиональные дисциплины-35-45%;
  • дисциплины специального цикла - 25-30%;
  • дисциплины специализации - 10-15%.

На дисциплины, утверждаемые советом вуза, рекомендуется предусмотреть  всего 3-4% бюджета учебного времени, а курсы по выбору предусмотрены  только в первом блоке в объеме 200 часов. Это лишает вуз и преподавателей свободы маневра, а студентов  права выбора и ориентации на свое непосредственное рабочее место. Таким  образом, традиции, уровень образования  и стандартизации в Беларуси не позволяют  говорить о том уровне свободы  образования, который характерен для  стран Европы. Однако это не следует  рассматривать как основной недостаток, препятствующий развитию образования  в республике. Необходимо стремиться достигнуть уровня, заложенного в  национальных стандартах, и максимально  использовать предложенные возможности  и свободы для повышения качества подготовки специалистов. С этой целью  необходимо:

Беларусь всё больше и  больше интегрируется в мировое  пространство. Границы стираются, современные  технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными  на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают "грызть гранит науки" в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным  и сегодня - вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК), основанную на международных стандартах. "Повышение качества высшего образования - один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, - отметил, выступая на заседании Совета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. - Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам". Качественное образование - важнейший ресурс инновационного развития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Именно поэтому в августе прошлого года была принята Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. Ведется активное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например, по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министров образования стран СНГ, которая состоялась в прошлом году в Ереване. Александр Жук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т. ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованию стандарта ИСО 9001: 2000 Международной организации по стандартизации. Уже сто вузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, в числе которых БГУ, БГТУ и т.д. "Они опираются на разные подходы, - пояснил он. - Часть вузов сертифицируют отдельные направления деятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другие готовятся к сертификации отдельных факультетов и т.д. Однако документально оформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, что нам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системы менеджмента качества образования вузов, а в перспективе - ссузов, ПТУ и, возможно, учреждений общего среднего образования". А зачем это нужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится более привлекательным для абитуриента. "Привлекательность получения образования в вузе заключается в том, - отметил он, - что система обучения вуза ориентирована прежде всего на потребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Это понимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства, качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т.д. ". Внедрение системы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускников вуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и улучшить систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе, отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образовательная услуга: понятие, особенности и классификация

 

Образовательная услуга представляет собой:

  • учебно-педагогическую деятельность;
  • предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;
  • систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
  • в частном случае подготовку специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.

Можно выделить следующие  особенности образовательных услуг:

  • подобно всем услугам они невещественны и не могут накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала:
  • образовательная услуга имеет значительную протяженность во времени;
  • потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений,
  • навыков, норм общественного поведения, иногда соответствие дополнительным требованиям к состоянию здоровья, полу);
  • образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем. без посредников, хотя и допускают, при использовании компьютерных технологий, применение дистанционных методов обучения;
  • в потреблении образовательных услуг обязательно активное участие (интеллектуальное) потребителя;
  • качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля — даже в условиях рыночной экономики.

В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию:

  • по длительности оказания: краткосрочные — от одного дня до месяца; среднесрочные — от месяца до года;

долгосрочные с различными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура

  • по констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): с получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения;
  • по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат.

Выделяют ассортимент  образовательных услуг и их номенклатуру.

Ассортимент можно определить как набор направлений и специальностей, определенных в государственном  образовательном стандарте.

Номенклатура — это  совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов (разного уровня); переподготовка специалистов, включая  второе высшее образование; повышение  квалификации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Платные образовательные услуги

 

В настоящее время организации образования оказывают платные услуги по:

  • подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием, бакалавров, магистров, научных кадров высшей квалификации;
  • переподготовке и повышению квалификации специалистов;
  • дополнительному (сверх установленных учебными планами часов) обучению по отдельным предметам, дисциплинам, курсам;
  • изучению (сверх установленных учебными планами) дополнительных предметов, дисциплин, курсов;
  • подготовке в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, лиц с присвоением квалификации рабочего и служащего;
  • обучению на подготовительных отделениях учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования;
  • дополнительной подготовке (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе;
  • проведению занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования, и другие.

Информация о работе Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация