Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 23:20, реферат
Главная цель данного реферата - показать основные виды образовательных услуг в нашей стране, основные положения стандартизации в системе образования Республики Беларусь, стандартизацию образовательных услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………….. …………………………………………………2
1. Общие положения стандартизации в системе образования РБ……………..3
2. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация…………..6
3. Платные образовательные услуги…………………………………………….8
4. Положение об оказании дополнительных услуг на платной основе……….9
4.1 Общее положение………………………………………………………….9
4.2 Ценообразование………………………………………………………….10
4.3 Порядок распределения доходов полученных от оказания платных дополнительных услуг……………………………………………………11
4.4 Порядок организации платных образовательных услуг……………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………...21
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………
РЕФЕРАТ……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………….. …………………………………………………2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в Беларуси обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в Беларуси сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние года сделало колоссальный скачок. Спрос на образовательные услуги в нашей стране растет с каждым днем, так как люди пытаются получить как можно больше знаний об окружающем мире.
Главная цель данного реферата - показать основные виды образовательных услуг в нашей стране, основные положения стандартизации в системе образования Республики Беларусь, стандартизацию образовательных услуг.
Тема данного реферата актуальна, так как образовательные услуги играют не маловажную роль в жизни любого человека и спрос на них растет с каждым днем.
Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, классификацию.
Стандартизация в настоящее
время широко распространена не только
в сфере производства. Стандарты
стали объективной реальностью
также и в области образования.
Совершенствование библиотечно-
Но в отличие от других
сфер стандартизация образования обладает
и рядом существенных недостатков.
Так, с одной стороны, стандарты
в области образования
С другой стороны, стандартизация
обязывает всех участников учебного
процесса следовать единым правилам,
что подавляет творческую инициативу
и лишает свободы выбора как целые
вузы, так и отдельных преподавателей
и студентов, не позволяет им оперативно
реагировать на изменения внешней
и внутренней среды. Чрезмерный уровень
стандартизации ведет к выпуску
унифицированных специалистов, не всегда
соответствующих требованиям
В Беларуси существует довольно
высокий уровень стандартизации
и регламентации в области
высшего образования. Данная система
была унаследована от СССР. У значительной
части специалистов подобная опека
вызывает раздражение, связанное с
невозможностью самостоятельно формировать
учебные планы по своему усмотрению.
Однако подобный подход является важным
на современном этапе, когда идет
реформирование образования, ведущее
к возникновению новых вузов
и образованию новых
Исходным документом для
разработки учебных планов являются
квалификационные характеристики специалистов
по определенной специализации, которые
должны составляться вузом совместно
с взаимозаинтересованными
Нормативными документами также определены основные обязательные блоки учебных дисциплин и распределение времени между ними следующим образом:
На дисциплины, утверждаемые
советом вуза, рекомендуется предусмотреть
всего 3-4% бюджета учебного времени,
а курсы по выбору предусмотрены
только в первом блоке в объеме
200 часов. Это лишает вуз и преподавателей
свободы маневра, а студентов
права выбора и ориентации на свое
непосредственное рабочее место. Таким
образом, традиции, уровень образования
и стандартизации в Беларуси не позволяют
говорить о том уровне свободы
образования, который характерен для
стран Европы. Однако это не следует
рассматривать как основной недостаток,
препятствующий развитию образования
в республике. Необходимо стремиться
достигнуть уровня, заложенного в
национальных стандартах, и максимально
использовать предложенные возможности
и свободы для повышения
Беларусь всё больше и больше интегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают "грызть гранит науки" в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня - вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК), основанную на международных стандартах. "Повышение качества высшего образования - один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, - отметил, выступая на заседании Совета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. - Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам". Качественное образование - важнейший ресурс инновационного развития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Именно поэтому в августе прошлого года была принята Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. Ведется активное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например, по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министров образования стран СНГ, которая состоялась в прошлом году в Ереване. Александр Жук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т. ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованию стандарта ИСО 9001: 2000 Международной организации по стандартизации. Уже сто вузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, в числе которых БГУ, БГТУ и т.д. "Они опираются на разные подходы, - пояснил он. - Часть вузов сертифицируют отдельные направления деятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другие готовятся к сертификации отдельных факультетов и т.д. Однако документально оформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, что нам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системы менеджмента качества образования вузов, а в перспективе - ссузов, ПТУ и, возможно, учреждений общего среднего образования". А зачем это нужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится более привлекательным для абитуриента. "Привлекательность получения образования в вузе заключается в том, - отметил он, - что система обучения вуза ориентирована прежде всего на потребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Это понимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства, качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т.д. ". Внедрение системы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускников вуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и улучшить систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе, отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т.д.
2. Образовательная услуга: понятие, особенности и классификация
Образовательная услуга представляет собой:
Можно выделить следующие
особенности образовательных
В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию:
долгосрочные с различными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура
Выделяют ассортимент образовательных услуг и их номенклатуру.
Ассортимент можно определить
как набор направлений и
Номенклатура — это совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов (разного уровня); переподготовка специалистов, включая второе высшее образование; повышение квалификации и т.д.
3. Платные образовательные услуги
В настоящее время организации образования оказывают платные услуги по:
Информация о работе Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация