Оценка эффективности организационных систем предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы, ограничения, дисциплина, творчество, нормативные требования, системы, подсистемы и др. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они могут перестраиваться на новые цели, а могут погибнуть. Не понимая сущности организации и закономерностей их развития, нельзя ими ни управлять, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать новые технологии.

Содержание работы

Введение
Глава1. Теоретические основы эффективности организационных систем предприятия
1.1 Понятие организационной системы и подходы к определению эффективности системы
1.2 Факторы эффективности организационных систем предприятия
Глава2. Практические основы оценки эффективности организационных систем предприятия
2.1 Методы оценки эффективности организационных систем
2.2 Этапы оценки эффективности организационных систем
2.3 Показатели эффективности
Глава3. Оценка эффективности организационной структуры управления ООО «Газпромнефть»

Файлы: 1 файл

курсач по деду.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

Если использовать изложенные положения в качестве исходных при определении сущности эффективности, то можно сделать вывод, что деятельность организации может быть признана эффективной при выполнении следующих условий:

- цели в каждый данный момент  времени рассматриваются в качестве  временных, подвижных, производных  от требований, предъявляемых со  стороны, как общества, так и самой  организации;

- содержание целей отвечает  сущностным характеристикам организации  и отражает внешние и внутренние  условия функционирования предприятия;

- поставленные цели успешно  достигнуты: достижение целей оправдано  затрачиваемыми на это средствами, требуемое соотношение затрат  и результатов деятельности выполнено;

- для достижения целей использованы  принятые, одобренные обществом  средства; необходимость этого условия  определяется социально-экономической  природой системы организации; его  выполнение позволяет избежать  дополнительных затрат, связанных  с социальной реабилитацией проводимых  работ.

Исходя из этих положений можно сформулировать следующее определение.

Эффективность деятельности организации - это ее свойство, связанное со способностью организации формулировать свои цели с учетом внешних и внутренних условий функционирования и достигать поставленных результатов путем использования социально одобренных средств, при установленном соотношении затрат и результатов. [12]

 

 

 

1.2 Факторы эффективности  организационных систем предприятия

Можно выделить три группы взаимообусловленных факторов эффективности:

- общесистемные факторы, определяющие  предпосылки эффективного функционирования  организации, к числу которых  относятся степень реализации  принципов деятельности организации, организационная культура, обоснованность  системы отбора и оценки организационных  решений, наличие организационного  механизма, осуществляющего координацию  и обеспечивающего взаимосвязь  частичных процессов;

- внешние факторы ограничения  деятельности организации производства, обусловленные закономерностью  коммуникативности систем, основным из которых является требования внешней среды, ограничения инвестиционных ресурсов;

- факторы управления развитием  организации - наличие программы  развития организации производства, обеспеченность организационными  ресурсами.

По значимости и силе влияния отдельных факторов в их числе можно выделить такие, которые оказывают наиболее существенное воздействие на эффективность системы организации. Эти факторы можно назвать критическими. Эффективность деятельности организации в основном определяется именно критическими факторами, тогда как промежуточные факторы лишь немного изменяют ее параметры.

Приведем характеристику основных критических факторов.

а) Принципы деятельности организации являются основой построения практической работы предприятия. Их реализация позволяет повысить эффективность за счет согласования и упорядочения связей, основных элементов и процессов производства, а также связей организации с внешней средой.

б) Организационная культура является фактором, позволяющим организации опосредованно воздействовать на эффективность принимаемых решений. Существует тесная взаимозависимость между культурой организации и успехом предпринимательской деятельности. Все преуспевающие предприятия, наряду с четким представлением о стратегии своего развития, гибкой организационной структурой и высококвалифицированными сотрудниками, владеют сильной культурой и особым стилем, которые вместе способствуют достижению высокой эффективности организации. При возникновении проблем на предприятиях с развитой культурой организации ее сотрудники способны оперативно принимать нужные организационные решения, поскольку основополагающие ценности организации определены, понятны и воспринимаются всеми работниками.

в) Наличие организационного механизма, осуществляющего координацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов. Организационный механизм характеризует субъекты производства и отношения, которые устанавливаются и поддерживаются между ними в процессе производства, а также формы проявления этих отношений, систему организационных норм и процедур. Наличие организационного механизма позволяет осуществлять целенаправленную работу по упорядочению связей и повышению степени согласованности процессов и работ. Если с изменением требований окружающей среды число и характер взаимосвязей элементов меняются при условии сохранения или повышения организованности, то можно говорить о высокой эффективности функционирования организации. Привести же организационные отношения в определенный порядок и обеспечить согласованную работу отдельных звеньев в меняющихся условиях можно, лишь располагая хорошо отлаженным механизмом координации.

г) Требования внешней среды характеризуют общественные потребности, конкретизированные в свойствах и объемах производства продукции, сроках ее поставки, а также ограничения, связанные с воздействием на окружающую среду и возможностями материального производства. Данные требования необходимо учитывать при формировании организационных целей и выборе путей их достижения. Если этого не происходит, организация теряет «общественную» направленность и выступает как закрытая система, реализующая свои собственные цели.

д) Ограничения инвестиционных ресурсов как фактор эффективности деятельности организации определяют возможность достижения конечного результата, адекватного поставленным целям, с использованием имеющихся финансовых возможностей. В этом случае, если организационные проекты, концепции не имеют необходимо финансовой поддержки, вероятность их практической реализации и получения эффекта (а это определяющее условие эффективности) незначительны.

е) Обеспеченность организационными ресурсами. Ресурсы организации дают представление о средствах организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, которая задействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходы на организационную деятельность. Высокая эффективность функционирования организации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижения затрат на получение требуемых результатов.

ж) Программа развития организации выполняет функции планирования, контроля и регулирования ее деятельности. От того, насколько совершенны методы планирования и управления процессом развития организации, обоснованы направления организационной деятельности и четко сформулированы цели развития, во многом зависит решение проблемы повышения организационной эффективности. [12]

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

- по степени соответствия достигаемых  результатов установленным целям  производственно-хозяйственной организации;

- по степени соответствия процесса  функционирования системы объективным  требованиям к его содержанию  организации и результатам.

А также еще один набор факторов эффективности организационных систем, выделенных Д.Скотт Синком в 1989 г можно увидеть на рис. 1.2.1.



  



 

 

Рис.1.2.1. - Факторы эффективности функционирования организационной системы предприятия.

Действенность - степень достижения фирмой поставленных перед ней целей. Для оценки обычно используются следующие показатели:

- Своевременность;

- Количество;

- Качество.

Для измерения действенности сравнивают то, что намеревались сделать с тем, что фактически достигли (ресурсы обычно не учитываются, так как они не фигурируют в качестве цели).

Экономичность - показатель, характеризующий результативность организационной системы в отношении затрат. Определятся отношением ресурсов, подлежащих потреблению к ресурсам фактически потребленным, т.е. отношение нормативных и фактических ресурсов, используемых на

управление в фирме.

Практически, задача определения меры экономичности сводиться к наиболее полному поэтапному учету затрат на управление. Так должны быть учтены капитальные единовременные и эксплуатационные (текущие) затраты, неизбежные накладные расходы. Одновременно следует учесть затраты на разработку системы управления, включая экспериментальные расходы на ее внедрение и эксплуатацию, на возможную коррекцию и последующий демонтаж. Только такой всеохватывающий учет позволит оценить действительную экономичность системы управления.

Качество - степень соответствия фирмы требованиям необходимым для производства товара, подлежащего использованию.

Оценка качества связана с понятием качественных признаков или конкретных свойств, которые закладываются при конструировании, создании изделия и подтверждаются при испытаниях и эксплуатации.

Качественными признаками продукта/услуги являются следующие условия:

1. Произведен ли и доставлен  продукт так как требовалось?

2. Удовлетворен ли покупатель  продуктом?

3. Будет ли продукт выполнять  то, для чего он предназначен?

Производительность - это соотношение количества продукции фирмы и количества затрат на выпуск соответствующей продукции.

Качество трудовой жизни - реакция людей на условия труда и психологический климат в фирме.

Оцениваются такие характеристики фирмы, которые способны повлиять на производительность труда, "текучесть" кадров, простои и т.д. Организационное управление ставит перед собой задачу обеспечить "удовлетворенность" работников, создать чувство безопасности, уверенности.[9]

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

Анализ научных разработок показывает, что авторы постоянно пытались найти критерий оценки эффективности.[2]

В 1954 г. Питер Друккер охарактеризовал 7 ключевых факторов: удовлетворение спроса со стороны потребителя, социальная ответственность, результативность работников, эффективность руководства, внутренняя производительность, настроение персонала, подготовка руководителей, операционная смета, нововведения.

В 1986 г. Питерс и Уотермен в книге "В поисках эффективного управления" выявили 8 факторов: верность своему делу (изучение особенностей продукции), ориентация на действие, лицом к потребителю, связь с жизнью, ценностное руководство (традицию близости к производству), простота формы, скромный штат управления, производительность каждого человека (отношение к человеку как к источнику качества и производительности), свобода и жесткость одновременно (в организационной структуре сочетают централизованную и децентрализованную жесткость в отношении важных вещей, лояльность в остальном), самостоятельность и предприимчивость.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Практические основы оценки эффективности организационных систем предприятия

2.1 Методы оценки эффективности организационных систем

Для управления эффективностью организации необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы организации в условиях постоянных изменений с учетом современных складывающихся представлений об успешной организации.

Рассматривая организацию как открытую систему, следует выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде.

Назовем принципиальные для анализа положения организации моменты:

а) Выявление сильных и слабых сторон организации (внутренние факторы) и их сравнение с возможностями и опасностями рынка (внешние факторы) позволяет оценить реальные предпосылки ее приспособления к внутренней структуре, определить потенциал адаптационного управления и направления его реализации. Компоненты адаптационного потенциала (организационные, кадровые, технологические и информационные ресурсы) определяются основными составляющими подсистемами организации (персонал, экономика и финансы, маркетинг, инновации) и одновременно являются объектами управления и оценки.

б) При оценке и измерении эффективности организации необходимо учитывать взаимосвязь и взаимовлияние параметров работы входящих в организацию подсистем.

в) Общее состояние организации предопределяется не только параметрами ее подсистем, но и динамикой факторов внешней среды, прямо или косвенно воздействующих на нее. Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры и проецируют в будущее их потенциальную динамику. При этом выделяют соответствие изменений внутренней среды организации (параметров всех ее подсистем) изменениям микросреды (поставщиков, посредников, конкурентов, потребителей) и макросреды (политической, демографической, научно-технической, культурной и природной среды) по их направленности на цели развития организации.

Информация о работе Оценка эффективности организационных систем предприятия