Организационная культура как фактор развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия и сущности организационной культуры, а также изучение элементов и уровней организационной культуры, влияние организационной культуры на развитие организации.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
• изучить понятия и типы организационной культуры;
• определить элементы и уровни организационной культуры;
• рассмотреть влияние организационной культуры на развитие организации;

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1.Организационная культура как фактор развития организации. - 5 -
1.1. Понятие,виды и типы организационной культуры. - 5 -
1.2. Элементы и уровни организационной культуры - 13 -
1.3.Влияние организационной культуры на развитие организации. - 19 -
Глава 2. Формирование и развитие культуры государственного управления - 31 -
2.1. Культура в государственном управлении - 31 -
2.2. Организационная культура государственной службы - 35 -
Заключение - 44 -
Библиографический список - 46 -

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Т О.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Государственная служба, выступая механизмом реализации функций государства, технологией  государственного управления, является связующим звеном между государственной  властью и общественными образованиями. Соответственно этому функциональному предназначению государственной службы, от культуры ее организации зависят качество отбора самоформирующихся в обществе социально-конструктивных параметров порядка, "чистота" их проведения на уровень государственной власти для нормативного фиксирования, обеспечение доведения принятых норм до их потребителей и контроль реализации решений. Таким образом, организационная культура государственной службы выступает фактором, способствующим взаимопроникновению организационных культур государственной власти и гражданского общества и формированию на этой основе общей культуры социальной самоорганизации и организации.

Проблема организационной культуры государственной службы Российской Федерации впервые стала предметом  социологического исследования . На данном этапе целью исследования явилось выяснение культурных доминант, характеризующих соответствие состояния и тенденций развития государственной службы требованиям новой парадигмы государственного управления, и перехода от силовых форм и методов организации к преимущественно коммуникативным, согласующим организационным воздействиям. При этом имелось в виду, что культура организационных внутри-служебных построений и отношений отражает потенциальные и реальные способности государственной службы адекватно участвовать в становлении новой культуры отношений государства и самоорганизующегося общества.

Представления служащих об организационной  культуре. Выявление того, как служащие представляют себе организационную  культуру, важно в двух основных аспектах. Во-первых, эти представления отражают общий уровень знаний респондентов в области теории управления и организации, что существенно для анализа результатов социологического опроса по исследуемой проблеме. Во-вторых, они позволяют косвенно определить доминирующие характеристики содержания организационной культуры государственной службы в сознании служащих.

Анализ ответов на вопрос об основных компонентах организационной культуры показал, что служащие достаточно ясно представляют ее содержание: с каждым из вариантов ответов, отражающих содержание организационной культуры, согласились не менее одной трети респондентов.

Большей частью служащих отмечены такие составляющие организационной  культуры как:12

    • нормативно-правовая база организации - 64% утверждений;
    • высокое качество работы с персоналом, обеспечивающее максимальную реализацию его профессионального опыта - 57%;
    • средства, способы, традиции взаимодействия служащих в процессе совместной деятельности - 37%.
    • Такой же точки зрения, но более подчеркнуто, придерживаются и эксперты (соответственно 71%, 72% и 43% заключений).

В то же время прослеживается ориентация служащих на компоненты организационной  культуры, относящиеся к "рамочным" (жестким) регуляторам деятельности. На это указывает факт отнесения почти каждым вторым респондентом (45%) к значимым атрибутам культуры организации стандартов приемов и правил анализа ситуации, выбора способа действия, принятия решения. Эксперты поддерживают эту позицию в значительно меньшем числе только 27%. Приведенные данные могут свидетельствовать о том, что в представлении служащих об организационной культуре имеется уклон в сторону ее административно-бюрократического понимания. Это предположение корреспондирует с результатами изучения мнения служащих о характерологических доминантах в фактическом состоянии организационной культуры государственных служащих в настоящее время.

Доминанты административно-бюрократической  культуры. Российская государственная  служба в своем организационном  построении и по характеру служебных отношений исторически формировалась в рамках административно-бюрократической культуры и авторитарной этики. В каких формах и в какой мере сохраняется этот тип организационной культуры сегодня?

Сохраняется преимущественное значение в процессе выполнения служащими должностных обязанностей решений руководства и инструктивных требований. Так, 70% опрошенных служащих на первое место среди управляющих ими факторов поставили указания непосредственного начальника, а 54% - должностные инструкции. Эти данные совпадают с заключениями экспертов (83% и 54% соответственно). При этом каждым вторым и респондентом и экспертом признано, что служащие в процессе своей деятельности руководствуются только указаниями своих начальников.

Стиль деятельности руководителей  государственной службы характеризуется значительной частью респондентов как авторитарный и бюрократический (мнение каждого третьего респондента и эксперта). Эта точка зрения подкрепляется утверждением 50% опрошенных о том, что в служебном контроле преобладает метод санкций и запретов, значительно уступая методу позитивного стимулирования (29%). С этим, видимо, связан факт o6ocтpeнного у служащих чувства должностной ответственности (61% ответов).

Жесткая "привязка" деятельности служащих к указаниям руководителей  и авторитарно-бюрократический стиль руководства сопряжены со сдерживанием инициативы служащих. Оценка труда служащих в значительной мере осуществляется по критерию соблюдения дисциплины и порядка (утверждение каждого второго респондента), существенно уступая в рейтинге критериев творчеству и инициативе (31%). Более 50% респондентов и 71% экспертов указывают на то, что деловые предложения служащих только иногда поддерживаются руководителями государственных органов.

Организационное проектирование (разработка структур службы) осуществляется преимущественно руководителями (55% ответов) или работниками кадровых служб (39%). Создание для этой цели групп высококвалифицированных сотрудников практикуется редко. Внешние специалисты по управлению к этой работе не привлекаются. Такое положение не смогло не сказаться на том, что проводившиеся в государственной службе реструктурирования повысили эффективность служебной деятельности, по мнению только 15% респондентов и 6% экспертов. В то же время 36% опрошенных служащих и 62% экспертов признали снижение эффективности службы после проведенных реструктуризаций.

Приведенные данные свидетельствуют  о доминирующем значении в организационной  культуре нынешней государственной  службы компонент администрирования, авторитаризма и бюрократизма. Можно полагать, что это значение не только не снижается, но, наоборот, увеличивается. На это указывают свидетельства респондентов о том, что уровень организационной культуры государственной службы по сравнению с ее состоянием в дореформенном периоде снизился (32% ответов).

Проявления факторов модернизации организационной культуры государственной  службы. Несмотря на устойчивое влияние  на состояние организационной культуры российской государственной службы традиционных для нее административных авторитарно-бюрократических факторов, "островки" культуры, адекватной требованиям становления новой государственности, также достаточно заметны.

Значительной частью служащих признается значение организационных ценностей  коммуникативного содержания. К числу  очень важных организационных ценностей респонденты отнесли профессиональную компетентность (85% ответов), культуру деловых отношений (56%), гласность в осуществлении деятельности органа власти (35%), систему принятия на государственной службе социально значимых цённостей, норм поведения, ритуалов (33%).

Уже сегодня отмечается высокая  степень овладения служащими  навыками и умениями, характерными для современной организационной  культуры. Фактически каждым третьим  из опрошенных служащих признается их умение работать в команде, анализировать информацию, ставить конкретные цели и добиваться их достижения, прислушиваться к мнению сотрудников, вести служебные переговоры и т.д. От 37% до 49% респондентов считают, что для служащих организации, в которой они служат, характерны умение управлять собой, строить деловые отношения друг с другом; рационально организовывать свое время; организовывать свое рабочее место, и работать с литературой, повышать квалификацию.

В коллективах государственных  служащих практикуются коммуникативные  мероприятия. Более 70% опрошенных служащих и 56% экспертов указывают на проведение в их коллективах мероприятий по случаю дней рождения, трудовых юбилеев, повышения в должности; совместное празднование знаменательных дат и событий (50% и 40% соответственно); торжественное вручение наград (37% и 55%); торжественные проводы на пенсию (35% и 35%).

Вместе с тем, эффективность  этих мероприятий, видимо, недостаточная. Так, свидетельство 36% респондентов о  сложившихся в коллективах государственной  службы отношений дружбы, взаимопомощи и поддержки не подтверждается заключениями экспертов, только 12% которых указали на такой характер межличностных отношений.

Факторы, сдерживающие формирование новой организационной культуры государственной службы. Культура - самообразующееся явление. Возникновение, закрепление и развитие новых культурных доминант происходит при кризисе старых форм. Во властных структурах этот процесс замедлен. Это связано с закономерным стремлением власти к самосохранению. Кризис власти вызывает ее отчуждение. Активность власти переносится внутрь управляющей системы, где ее опорой становятся администрирование и бюрократизм. Последние, поддерживаемые к тому же историческими традициями, являются основным тормозом образования новых форм. Такого рода ситуация характерна для нынешней государственной службы России, что подтверждается следующими данными исследования.

В рейтинге целевых ориентиров деятельности государственных служащих интересы общества занимают последнее место  из семи обозначенных. Более значимым ориентиром выступают интересы организации.

Отсутствие общей цели в служебной  деятельности сдерживает кооперацию служащих (утверждение каждого пятого из респондентов).

В решениях руководителей, по мнению 26% опрошенных служащих, отсутствует  четкое определение задач.

Отношение к служащему как "винтику" бюрократической машины (мнение 22% и  каждого третьего эксперта) сдерживает их творческие потенции, у значительной их части развивается пассивное  отношение к служебным аномалиям (бюрократизм, коррупция, равнодушие к делу и др.). По свидетельству 62% респондентов, служащие осуждают такое поведение только на словах, а каждый десятый из опрошенных указывает на отсутствие какой-либо реакции по данному поводу.

Регистрируется невнимание руководителей  к формированию организационной культуры (утверждение каждого третьего респондента). Соответственно этому, по мнению стольких же опрошенных, недостаточна нормативная регламентация вопросов, касающихся основ организационной деятельности на государственной службе.

Контуры системы формирования коммуникативного типа организационной культуры государственной службы. Системообразующий фактор - открытость государства, социальная ориентация его политики. Только открытые системы, взаимовыгодно обменивающиеся со средой ресурсами, способны к прогрессирующей самоорганизации и раз-витию. Формирующаяся в этих условиях организационная культура государственной службы превращает ее из средства "исполнения полномочий государственных органов" в эффективный социально-организационный институт. В этих условиях возрождается доверие к государственной власти со стороны общества и, соответственно, повышается авторитет (престиж) государственной службы в общественном сознании, что, по утверждению каждого второго респондента, прежде всего необходимо для формирования организационной культуры нового типа.

Факторами ее становления являются следующие основные компоненты системы:

    • личный пример руководителей, соблюдающих принятые организацией нормы поведения, поддерживающих ценности и нормы государственной службы; воспитание высоконравственных качеств государственных служащих (мнение 54% и 19,4% респондентов, соответственно);
    • отбор и продвижение кадров государственной службы в соответствии с ценностями государственно-служебных отношений (48% заключений);
    • стимулирование разработки и освоения служащими новых организационных технологий (до 60% утверждений);
    • введение в программы обучения служащих учебных курсов по организационной культуре (40%);
    • стимулирование наградами и привилегиями служащих, поддерживающих ценности государственной службы (мнение каждого третьего респондента);
    • помощь новым работникам в адаптации на государственной службе и замещение вакантных должностей только по конкурсу (утверждение каждого пятого респондента);
    • совершенствование нормативно-правовой базы государственной службы (42%).

Таким образом, исследование показало, что становление государственной  службы России в условиях радикальных  политических и социально-экономических  реформ сопровождается зарождением  новой ее организационной культуры. Этот процесс происходит под сдерживающим влиянием социогенетически воспроизводимых и самообразовавшихся в процессе дестабилизации государственных устоев элементов административно-бюрократических государственно-служебных отношений. Ускорение процесса формирования в государственной службе организационной культуры нового типа, соответствующего миссии демократического, правового и социального государства, может быть обеспечено на основании стратегий, включающих процесс динамической социальной организованности, в котором актуализируется базисный потенциал конструктивного самодвижения - синергийное сопряжение интересов индивидов и социальной системы в континууме их длящегося становления. На первом плане в этом аспекте выделяется стратегия служебной карьеры.

 

 

Заключение

Подводя итог курсовой работы по теме «Организационная культура как фактор развития организации», хочется отметить что культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение. В таком широком истолковании она означает "всю жизнь человеческую". Культура воздействует на качество жизни отдельных людей и сообществ, является залогом стабильного развития и потенциально приводит к увеличению экономических и социальных благ.

Информация о работе Организационная культура как фактор развития организации