Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия и сущности организационной культуры, а также изучение элементов и уровней организационной культуры, влияние организационной культуры на развитие организации.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
• изучить понятия и типы организационной культуры;
• определить элементы и уровни организационной культуры;
• рассмотреть влияние организационной культуры на развитие организации;
Введение - 3 -
Глава 1.Организационная культура как фактор развития организации. - 5 -
1.1. Понятие,виды и типы организационной культуры. - 5 -
1.2. Элементы и уровни организационной культуры - 13 -
1.3.Влияние организационной культуры на развитие организации. - 19 -
Глава 2. Формирование и развитие культуры государственного управления - 31 -
2.1. Культура в государственном управлении - 31 -
2.2. Организационная культура государственной службы - 35 -
Заключение - 44 -
Библиографический список - 46 -
Государственная служба, выступая механизмом
реализации функций государства, технологией
государственного управления, является
связующим звеном между государственной
властью и общественными
Проблема организационной
Представления служащих об организационной культуре. Выявление того, как служащие представляют себе организационную культуру, важно в двух основных аспектах. Во-первых, эти представления отражают общий уровень знаний респондентов в области теории управления и организации, что существенно для анализа результатов социологического опроса по исследуемой проблеме. Во-вторых, они позволяют косвенно определить доминирующие характеристики содержания организационной культуры государственной службы в сознании служащих.
Анализ ответов на вопрос об основных
компонентах организационной
Большей частью служащих отмечены такие составляющие организационной культуры как:12
В то же время прослеживается ориентация
служащих на компоненты организационной
культуры, относящиеся к "рамочным"
(жестким) регуляторам деятельности.
На это указывает факт отнесения
почти каждым вторым респондентом (45%)
к значимым атрибутам культуры организации
стандартов приемов и правил анализа ситуации,
выбора способа действия, принятия решения.
Эксперты поддерживают эту позицию в значительно
меньшем числе только 27%. Приведенные данные
могут свидетельствовать о том, что в представлении
служащих об организационной культуре
имеется уклон в сторону ее административно-
Доминанты административно-
Сохраняется преимущественное значение в процессе выполнения служащими должностных обязанностей решений руководства и инструктивных требований. Так, 70% опрошенных служащих на первое место среди управляющих ими факторов поставили указания непосредственного начальника, а 54% - должностные инструкции. Эти данные совпадают с заключениями экспертов (83% и 54% соответственно). При этом каждым вторым и респондентом и экспертом признано, что служащие в процессе своей деятельности руководствуются только указаниями своих начальников.
Стиль деятельности руководителей государственной службы характеризуется значительной частью респондентов как авторитарный и бюрократический (мнение каждого третьего респондента и эксперта). Эта точка зрения подкрепляется утверждением 50% опрошенных о том, что в служебном контроле преобладает метод санкций и запретов, значительно уступая методу позитивного стимулирования (29%). С этим, видимо, связан факт o6ocтpeнного у служащих чувства должностной ответственности (61% ответов).
Жесткая "привязка" деятельности служащих к указаниям руководителей и авторитарно-бюрократический стиль руководства сопряжены со сдерживанием инициативы служащих. Оценка труда служащих в значительной мере осуществляется по критерию соблюдения дисциплины и порядка (утверждение каждого второго респондента), существенно уступая в рейтинге критериев творчеству и инициативе (31%). Более 50% респондентов и 71% экспертов указывают на то, что деловые предложения служащих только иногда поддерживаются руководителями государственных органов.
Организационное проектирование (разработка структур службы) осуществляется преимущественно руководителями (55% ответов) или работниками кадровых служб (39%). Создание для этой цели групп высококвалифицированных сотрудников практикуется редко. Внешние специалисты по управлению к этой работе не привлекаются. Такое положение не смогло не сказаться на том, что проводившиеся в государственной службе реструктурирования повысили эффективность служебной деятельности, по мнению только 15% респондентов и 6% экспертов. В то же время 36% опрошенных служащих и 62% экспертов признали снижение эффективности службы после проведенных реструктуризаций.
Приведенные данные свидетельствуют о доминирующем значении в организационной культуре нынешней государственной службы компонент администрирования, авторитаризма и бюрократизма. Можно полагать, что это значение не только не снижается, но, наоборот, увеличивается. На это указывают свидетельства респондентов о том, что уровень организационной культуры государственной службы по сравнению с ее состоянием в дореформенном периоде снизился (32% ответов).
Проявления факторов модернизации
организационной культуры государственной
службы. Несмотря на устойчивое влияние
на состояние организационной
Значительной частью служащих признается значение организационных ценностей коммуникативного содержания. К числу очень важных организационных ценностей респонденты отнесли профессиональную компетентность (85% ответов), культуру деловых отношений (56%), гласность в осуществлении деятельности органа власти (35%), систему принятия на государственной службе социально значимых цённостей, норм поведения, ритуалов (33%).
Уже сегодня отмечается высокая
степень овладения служащими
навыками и умениями, характерными
для современной
В коллективах государственных служащих практикуются коммуникативные мероприятия. Более 70% опрошенных служащих и 56% экспертов указывают на проведение в их коллективах мероприятий по случаю дней рождения, трудовых юбилеев, повышения в должности; совместное празднование знаменательных дат и событий (50% и 40% соответственно); торжественное вручение наград (37% и 55%); торжественные проводы на пенсию (35% и 35%).
Вместе с тем, эффективность
этих мероприятий, видимо, недостаточная.
Так, свидетельство 36% респондентов о
сложившихся в коллективах
Факторы, сдерживающие формирование новой организационной культуры государственной службы. Культура - самообразующееся явление. Возникновение, закрепление и развитие новых культурных доминант происходит при кризисе старых форм. Во властных структурах этот процесс замедлен. Это связано с закономерным стремлением власти к самосохранению. Кризис власти вызывает ее отчуждение. Активность власти переносится внутрь управляющей системы, где ее опорой становятся администрирование и бюрократизм. Последние, поддерживаемые к тому же историческими традициями, являются основным тормозом образования новых форм. Такого рода ситуация характерна для нынешней государственной службы России, что подтверждается следующими данными исследования.
В рейтинге целевых ориентиров деятельности государственных служащих интересы общества занимают последнее место из семи обозначенных. Более значимым ориентиром выступают интересы организации.
Отсутствие общей цели в служебной деятельности сдерживает кооперацию служащих (утверждение каждого пятого из респондентов).
В решениях руководителей, по мнению 26% опрошенных служащих, отсутствует четкое определение задач.
Отношение к служащему как "винтику"
бюрократической машины (мнение 22% и
каждого третьего эксперта) сдерживает
их творческие потенции, у значительной
их части развивается пассивное
отношение к служебным
Регистрируется невнимание руководителей к формированию организационной культуры (утверждение каждого третьего респондента). Соответственно этому, по мнению стольких же опрошенных, недостаточна нормативная регламентация вопросов, касающихся основ организационной деятельности на государственной службе.
Контуры системы формирования коммуникативного типа организационной культуры государственной службы. Системообразующий фактор - открытость государства, социальная ориентация его политики. Только открытые системы, взаимовыгодно обменивающиеся со средой ресурсами, способны к прогрессирующей самоорганизации и раз-витию. Формирующаяся в этих условиях организационная культура государственной службы превращает ее из средства "исполнения полномочий государственных органов" в эффективный социально-организационный институт. В этих условиях возрождается доверие к государственной власти со стороны общества и, соответственно, повышается авторитет (престиж) государственной службы в общественном сознании, что, по утверждению каждого второго респондента, прежде всего необходимо для формирования организационной культуры нового типа.
Факторами ее становления являются следующие основные компоненты системы:
Таким образом, исследование показало,
что становление
Подводя итог курсовой работы по теме «Организационная культура как фактор развития организации», хочется отметить что культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение. В таком широком истолковании она означает "всю жизнь человеческую". Культура воздействует на качество жизни отдельных людей и сообществ, является залогом стабильного развития и потенциально приводит к увеличению экономических и социальных благ.
Информация о работе Организационная культура как фактор развития организации