Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:08, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- определить роль и место мотивации в организационном поведении;
- выявить основные способы мотивации сотрудников;
- проанализировать зарубежный опыт мотивации персонала;
- рассказать об особенностях и специфике мотивации труда российских работников;
-рассмотреть модели мотивации труда на примере успешно функционирующих организаций.
Введение…………………………………………………………………….3
Мотивации в организационном поведении……………………….......4
Сущность мотивации. ……………………………….……….4
Внешние и внутренние мотивы. Изменение мотивации………………………………..……………………5
Наиболее эффективные методы мотивации персонала…….8
Мотивации зарубежного и российского персонала. Японская
концепция мотивации. Особенности мотивации российских
работников …………………………………………………………..…16
Особенности мотивации персонала на примере
предприятий «Toyota»…………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………34
Список используемой литературы………………………………………..35
Именно японские методы управления принято считать одной из важнейших составляющих «японского экономического чуда». В их основе лежат три принципа: пожизненный найм персонала, система старшинства при определении заработной платы и служебных повышений и внутрифирменные профсоюзы. Отлаженная и приспособленная к японским условиям и японской психологии система менеджмента работала практически безукоризненно в период быстрого подъема экономики, а затем во время замедленного роста, вызывая пристальный интерес со стороны конкурентов.
В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что окончательно практика пожизненного найма и принцип старшинства получили свое распространение в начале 50-х годов двадцатого столетия, непосредственно перед началом послевоенного периода высоких темпов развития. В течение нескольких десятилетий они были главными столпами сравнительно успешного развития экономики Японии.
В США и странах Западной Европы признается, что главные преимущества японских компаний заключаются в системах и методах управления персоналом, в реализованном на практике понимании особой важности для успешной деятельности фирм их человеческих ресурсов. Помимо трех выше описанных методов существует еще ряд механизмов.
В Японии преобладает групповая психология, так называемый группизм. Согласно концепции «группизма» «желательное», как форма отношений, не разделяет, а объединяет индивидов с группой: индивидуальное и групповое неразделимы.
Японцы тянутся к группе, стараются всячески поддерживать установившиеся групповые отношения. Они проявляют явное беспокойство, если чувствуют, что группе грозит беда. Психология устойчивых групп — вот главная определяющая всех действий на японском предприятии. Такая психология формировалась веками. Замкнутость жизни в своем мире, отсутствие отношений с другими странами, вплоть до второй половины XIX века, привели к тому, что японцы не могут вырваться за пределы собственного характера и своей группы. Такая позиция мешает формированию независимой личности. Психология самостоятельного мышления и поведения не развилась в Японии. Культура японцев не обладает устойчивостью и постоянностью западного индивида. Японцев постоянно критикуют, заявляя, что у них нет индивидуальности. Но, хотя нет индивидуальности одного человека, зато есть процесс приобретения индивидуальности группой, а уже на ее фоне — скрытой индивидуальности отдельного человека. Группа по своему характеру часто становится сильной. В подсознание каждого японца органически встроена установка «Успехи твоей группы — твои успехи». Эта установка действует с самого раннего детства каждого японца.
На японских предприятиях функционируют рабочие группы по 4−6 человек и более. Наиболее оптимальной считается группа в 10−20 человек. В такой группе обеспечивается контактность участников и их взаимодействие при выполнении трудовых операций. Дух соревнования между отдельными работниками группы, их соперничество не поощряется, считается, что это вносит разлад, порождает индивидуалистические наклонности, подрывающие единство группы. А вот соперничество между группами всемерно стимулируется. Японцы полагают, что в условиях группового соперничества вырастают и укрепляются все групповые добродетели, а главное солидарность группы.
Молодые работники, попадая в фирме
в жесткую систему
Таким образом, у японских работников очень сильна потребность в причастности, и именно методы, поддерживающие удовлетворение этой потребности больше чем стимулирование обеспечивают высокую мотивацию к труду. Здесь нет мелочей. Регулярная зарядка всем коллективом, пение гимнов, прослушивание кратких сообщений администрации вносят ощутимый вклад в поддержание дисциплины. А дисциплина, по мнению японцев является основой корпоративного духа. Понятие «корпоративный дух», введенное в научный оборот немецким теоретиком военного искусства К. Клаузевицем в первой четверти XIX века, сегодня означает преданность идеалам организации, преданность ей самой, т.е. сложившийся десятилетиями мощнейший метод мотивации.
Большое внимание администрация японских фирм уделяет мерам по установлению доверительных отношений с персоналом. Доверие порождает ответное доверие.
Эффект «корпоративного
В итоге большинство японских работников, приобщенных к идеалам фирмы, проникаются убеждением, что они хозяева производства и их мнение играет важную роль в принятии каких-либо решений в фирме. Конечно, на самом деле это иллюзия, которую создать не так уж трудно. Для ее создания служит ряд факторов, в зону действия которых работники попадают с первого дня пребывания на фирме.
Во-первых, это адаптация. В апреле каждого года выпускники учебных заведений поступают на работу в фирмы. Несколько месяцев они проходят групповую практику и подготовку по специальности, по разработанной фирмой программе, во время которой выясняются склонности, способности и желания, вновь поступивших работников. Многие рабочие и служащие после поступления на работу, живут несколько лет в общежитиях фирмы, а совместная жизнь — это еще один фактор, ведущий к развитию корпоративного духа.
Во-вторых, продвижение по службе, иерархические перестроения. В японских фирмах постоянно осуществляется перестроение персонала, в результате которых работник поднимается на новую более высокую социальную ступень. Повышения могут быть незначительными, но их регулярность хорошо мотивирует людей, создавая ощущение постоянной перспективы роста.
В-третьих, этнопсихологический колорит фирмы. Многие японские фирмы организуют за свой счет различные спортивные мероприятия, всякого рода вечера, способствуют организации семейных торжеств свадеб, юбилеев и т.д.
Существенной чертой отношений такого рода является патерналистское отношение компании к своим служащим и их жизни, а также к жизни членов их семей. Психологической подоплекой такого рода отношений является то, что поступая на работу в какую-либо компанию, работник попадает в своего рода семью, где каждый заботится о благосостоянии компании, а компания отвечает тем же, обеспечивая своим работникам защиту от всевозможных проблем. Важное место занимает и участие работников в прибылях компании. Формирование подобного рода отношений позволяет фирмам временно сокращать выплачиваемую заработную плату с учетом того, что в будущем будет выдаваться потенциально большая сумма для покрытия издержек, имевших место в тот период, когда каждый член коллектива жертвовал чем-то ради интересов своей фирмы. При достижении такого соглашения с работниками подобную практику можно осуществлять каждый год, при условии что по окончании всех операций фирма щедро поделится с работником своими прибылями.
Особенностью японского развития является то обстоятельство, что подобная практика «пожизненного трудоустройства» была широко использована в частном секторе экономики, в крупных корпорациях, составляющих промышленный сектор. Принятие этой системы было вызвано потребностью населения в гарантиях занятости вплоть до выхода на пенсию, постоянного повышения в статусе и уровне заработной платы в соответствии со сроком службы, отражающих то, что было необходимо японцам в послевоенный период.
Система пожизненного найма в строгом понимании все же лишь долгосрочная, так как работники покидают компанию по достижении ими пенсионного возраста. Эта форма отношений не оформлена документально в форме контракта. Это своего рода негласное соглашение, выгодное обеим сторонам. На японских предприятиях наблюдается текучесть кадров, в основном среди молодых работников. С другой стороны с точки зрения руководителей, такая система является ограничителем, не позволяющим свободно регулировать количество рабочей силы. Так как расходы на заработную плату в Японии очень высоки в общей сумме расходов на протяжении всего послевоенного периода. При использовании системы пожизненного найма расходы на рабочую силу переходят в разряд постоянных расходов, поэтому в периоды спада и депрессии компании несут большие убытки, не получая никакой прибыли.
Современные исследователи, как в Японии, так и в других странах, считают, что современный этап научно-технического прогресса, приведший к изменениям характера труда, делает систему «пожизненного найма» экономически все более нерентабельной.
Таким образом, основным на сегодняшний день фактором мотивации труда является система пожизненного найма, преимущества которой очевидны: стабильность занятости, которая выгодна не только работникам и предприятию, а всему японскому обществу в целом. Низкий уровень безработицы — основа стабильности социально-политической ситуации в любой стране. Компания накапливает богатый «человеческий капитал», администрации легче управлять им с точки зрения укрепления производственных отношений.
СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
Проблема мотивации и
Сейчас вместе с процессами экономического
роста и относительной
Теперь обратимся к конкретным методам мотивации персонала.
Система PFP в США и Западной Европе
Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Согласно данным, полученным в 1999 г. 23rd Annual Hewitt Associates Salary Increase Survey, за предшествовавшие шесть лет процент средств, которые компании направляли на PFP-программы, увеличился на 50%.
Существует множество типов
гибких схем оплаты труда. Упомянем основные
из них.
Комиссионные. Это, пожалуй, самая простая
и одновременно самая старая PFP-схема.
Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего
это относится к агентам по продаже)
получает определенный процент от сумм,
которые ему платят клиенты при покупке
у него товаров. Комиссионные могут использоваться
как в сочетании с базовым окладом, так
и независимо от него, полностью составляя
заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные
и являются наиболее "прямой" PFP-схемой,
пик их популярности, безусловно, остался
в прошлом (так, из крупных рекламных компаний
США их использует только Walt Disney Co.)
Денежные выплаты за выполнение поставленных
целей. Это наиболее распространенный
тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения
такого рода использует 61% компаний, применяющих
PFP). Такие выплаты (было бы адекватно называть
их премиями) в целом осуществляются при
соответствии работника некоторым заранее
установленным критериям. Среди них могут
быть экономические показатели, показатели
качества, оценка сотрудника другими лицами.
Каждая компания устанавливает собственные
цели такого рода, и иногда они бывают
весьма необычными. Так, например, совершенно
неожиданно нововведение, примененное
в компании United Airlines Inc. Начиная с 2000 г.,
размер вознаграждений, которые получают
менеджеры компании, будет частично зависеть
от удовлетворенности трудом рядовых
сотрудников UAI. Эта удовлетворенность
будет измеряться независимой аудиторской
организацией. В настоящее время даже
ведутся разговоры о введении PFP-схем при
оплате труда учителей в зависимости от
успеваемости их учеников.
Специальные индивидуальные вознаграждения
в качестве признания ценности того или
иного работника. Во-первых, это могут
быть специальные премии, выплачиваемые
сотрудникам за владение навыками, остро
необходимыми компании в настоящий момент
(так называемые hot skills). Во-вторых, это
могут быть премии за верность компании,
которые получают сотрудники, проработавшие
в организации определенное количество
времени. Такие премии могут выплачиваться
и специалистам, уход которых очень нежелателен
для компании. В-третьих, это могут премии
"звездам" компании.
Программы разделения прибыли. При
такой схеме сотрудники получают
определенный процент прибыли компании.
Такие схемы могут использоваться двояко.
С одной стороны, эти программы могут применяться
как индивидуальные вознаграждения, и
в таком случае при хорошем выполнении
своей работы сотрудник получает заранее
оговоренный процент прибыли. С другой,
компания может установить схему разделения
прибыли для всех сотрудников (или для
отдельно взятого подразделения): в таком
случае это не способ вознаграждения за
отличную работу, а способ психологического
объединения работников компании.
Акции и опционы на их покупку. При такой
схеме формально сотрудник никаких выплат
в форме "живых" денег не получает.
Вместо этого совет директоров компании
принимает решение о безвозмездном предоставлении
сотруднику в собственность определенного
числа акций, либо просто о предоставлении
ему права приобрести пакет акций оговоренного
размера.