Организационные изменения
Организационные
изменения - это формирование
нового организационного устройства,
адекватного характеру изменений внешней
среды. Организационные изменения сопровождаются
сломом привычных и разделяемых сотрудниками
ценностей, норм и шаблонов действия, а
также традиционных способов принятия
решений, которые становятся препятствием
в адаптации организации к темпу и направлениям
рыночных изменений.
Стадии организационных
изменений:
- "Разморозка" характеризуется появлением дисбаланса между движущими и стабилизирующими силами в организации. На этом этапе необходимо найти и объединить движущие силы организации, а также определить и минимизировать сдерживающие силы.
- "Изменение" (формирование нового состояния) характеризуется активным сломом и трансформацией ценностей и норм деятельности. На этом этапе характерно вовлечение ключевых сотрудников (активного меньшинства) в постановку новых целей и разработку программ реформирования, а также обучения пассивного большинства сотрудников.
- "Заморозка" представляет собой фиксацию состояния организации на новом уровне. Новое состояние организации должно стать относительно стабильным и защищенным от случайных изменений (иначе ситуация может вернуться к персональному состоянию).
Факторы, определяющие
отношение сотрудников к изменениям
1. Параметры организационных
изменений: направленность, масштаб,
степень радикализма, предоставление
информации сотрудникам и привлечение
их к решению вопросов, связанных с реорганизацией,
исходная степень недовольства.
- На этапе подготовки изменений наиболее позитивное отношение отмечается к технико-технологическим нововведениям, наиболее негативное - к организационно-управленческим; на этапе внедрения - наоборот.
- Изменения варьируют от точечных до стратегических. Отношение персонала к стратегическим отличается в худшую сторону: чем больше аспектов ситуации изменяется, тем меньше у сотрудников необходимых знаний и меньше степень включенности персонала в реорганизацию.
- При повышении степени радикализма или новизны реорганизации, сотрудники оценивают ее более негативно.
- Наличие достаточно полной и адекватной информации о нововведении повышает вероятность его позитивной оценки.
- Привлечение сотрудников к обсуждению вопросов, связанных с реорганизацией, и участие в дискуссионных группах значительно повышает оценку нововведений.
- Высокая степень исходного недовольства сопряжена с более позитивной оценкой реорганизации. Исходя из этого некоторые исследователи описывают достаточно эффективный способ снижения сопротивления сотрудников инновациям - инициацию недовольства текущей ситуацией.
2. Характеристики
организации: размер, стадия развития,
время существования, климат в коллективе,
отношение референтных групп к изменениям,
особенности организационной культуры.
- Чем больше размер организации, тем сложнее проведение изменений и тем больше степень сопротивления персонала. Размер отчасти связан со стабильностью организации и от части - с длительностью существования. И то, и другое в определенной степени связано со своеобразной 'кристаллизацией' в ее штате персонала, который более или менее удовлетворен положением дел.
- Неблагоприятные финансовые условия, в которых находится организация, и недостаточная ресурсная база негативно воздействуют на оценку изменений.
- Сама организация как некоторой сбалансированная, устойчивая, саморегулирующаяся структура может оказывать сопротивление изменениям, вносимым в нее. При нарушении баланса, вызванном нововведениями, система будет стремится к восстановлению равновесия.
- Эффективной является корпоративная культура, в которой организационные изменения перестают пониматься как вынужденное дискретное приспособление к меняющейся среде и начинают рассматриваться в качестве необходимого способа постоянного обеспечения эффективности организации. Этот фактор необходимо отличать от кризисного состояния.
3. Факторы макросреды (или факторы, находящиеся вне
рамок организации). Данная группа факторов
на сегодняшний день исследована в минимальной
степени возможно потому, что их влияние
на отношение персонала к нововведениям
достаточно сложно выделить и проанализировать
независимо от влияния других более очевидных
факторов.
- Значимое воздействие на характер отношения к ОИ оказывает инновационная политика руководства отрасли, к которой относится организация.
- Глобальность происходящих в стране изменений может способствовать возникновение инновационного шока или инновационной усталости. Целесообразно поддержания баланса между ориентацией организации на постоянные изменения и возможностью персонала адаптироваться к ним. Негативное отношение россиян к изменениям в стране может определять их невысокую готовность к инновациям в рамках организаций.
4. Характеристики
сотрудников: удовлетворенность
сотрудников конкретными преобразованиями
будет так или иначе опосредована их социально-демографическими
и личностными характеристиками, особенностями
мотивации и структурой личности в целом.
- На отношение сотрудников к реорганизации позитивно влияет их образовательный уровень. Различные исследования выявляют несходное влияние фактора пола на оценку нововведений. Некоторые исследования показывают отсутствие влияния, другие утверждают, что при принятии изменений мужчины больше склонны к внешней конформности, а женщины - к внутренней.
- Активное меньшинство, участвующее в проектировании и реализации нововведения, оценивает в первую очередь выгодные последствия инновации для себя лично, а невыгодные - для организации в целом. Пассивное большинство, напротив, рассматривает преимущественно свои собственные невыгоды, а выгоды связывает с организацией.
- В зависимости от силы или слабости установки к инновациям, а также особенностям мыслительного, организаторского и личностного блока качеств, можно делить людей на 'инноваторов' и 'консерваторов' (склонных работать в режи-ме развития и в режиме функционирования, см. выше).
- Творческие люди более оптимистично настроены по отношению к преобразованиям и их предполагаемой успешности. Однако в силу ожидания более радикальных изменений, они обычно ниже оценивают уже осуществленные нововведения.
- Для успешного проведения ОИ необходима нацеленность сотрудников на саморазвитие. Ориентация субъекта на профессиональный рост, конкуренцию и разнообразие деятельности повышает их оценку инноваций.
- Для формирования отношения к организационным изменениям важен локус контроля: среди 'инноваторов' больше интерналов, а среди 'консерваторов' - экстерналов. При этом 'инноваторы' склонны видеть связь своих усилий более с успехами, чем с неудачами и поэтому негативный инновационный опыт скорее всего не будет для них значим.
Барьеры организационных
изменений
Пассивное 'большинство' поддерживает
статус-кво и гасит инициативы.
Сопротивление проявляется в
возрастании конфликтов, несоблюдении
сроков работ (принцип 'трех гвоздей'),
чрезмерно придирчивом отношении
к деталям ('ловле блох'), появлении
пугающих слухов и других многочисленных
феноменах. Все это приводит к
блокированию или растягиванию во времени
конструктивной активности. Проблемы
проведения преобразований в компании
объясняются тем, что нововведения
сопровождаются сломом привычных и
разделяемых сотрудниками ценностей,
норм и шаблонов действий, а также
традиционных способов принятия решений.
Возникает сопротивление персонала,
которое проявляется в возрастании
конфликтов, несоблюдении сроков работ,
чрезмерно придирчивом отношении
к деталям, появлении пугающих слухов
и других многочисленных феноменах.
Организационное развитие (ОР)
Организационное развитие
(ОР) (Organizational Development) — запланированное
усилие, направленное на организацию в целом,
управляемое «сверху» и призванное повысить
организационную эффективность и здоровье,
через серию интервенций в организационные
процессы и культуру.
Организационное
развитие можно рассматривать как один
из подходов управления организационными
изменениями. Объектом этого подхода является
организация, понимаемая, как группа людей,
деятельность которых сознательно координируется
для достижения общих целей. При этом организация
понимается как открытая система и возможности ее
развития определяют 4 системообразующих
фактора: 1) цели и интересы лидеров — владельцев,
менеджеров высшего звена 2) цели и интересы
персонала 3) требования и ограничения,
задаваемые технологией производства
и реализации товара или услуги 4) требования
среды: экономические, политические, социальные
и т. п. Все эти цели и требования имеют различные
источники, между ними, как правило, возникают
противоречия, которые и задают необходимость
изменения, развития организации.
Организационное развитие (ОР)
представляет особый вид деятельности,
который направлен на упорядочение
производственных и управленческих
процессов на современном предприятии.
Концепция организационного
развития сформировалась на основе различных
техник из области психологии, социологии
и антропологии, применявшихся для
решения практических проблем деятельности
компаний и фирм, постепенно. Сам
термин "организационное развитие"
был введен в употребление Робертом
Блэйком, Хербом Шепардом и Джейн Моутон
в период их работы в конце 50-х годов в
корпорации ESSO (в настоящее время Exxon).
Со временем ОР стало пониматься как совокупность
скоординированных единой целью усилий,
с помощью которых человеческие ресурсы
предприятия (сектора рынка) изучаются,
идентифицируются, вовлекаются в производство
и развиваются, причем такими путями и
способами, которые повышают не только
общий уровень организованности экономических
субъектов, но также их способность самостоятельно
планировать свою деятельность и разрешать,
возникающие в ходе нее проблемы.
Основное отличие ОР от
других видов и форм работы с персоналом
и менеджерами предприятий состоит
в рассмотрении организации как
целостной системы взаимодействующих
и взаимоотносительных элементов. ОР
есть последовательное применение системного
подхода к функциональным, структурным,
техническим и личностным взаимоотношениями
в организации. Программы ОР основываются
на систематическом анализе проблем организации
и потребности ее руководства в изменении
своего предприятия. Цель такого рода
программ состоит в увеличении организационной
эффективности на основе использования
техник ОР. Принципиальная идея концепции
ОР состоит в том, что добиться устойчивого
позитивного роста предприятия нельзя
только за счет отдельных импульсов, "подталкиваний".
Напротив, организации, как правило, нуждаются
в самостоятельной систематической стратегии,
которая должна строиться и реализовываться
на основе сочетания внешних усилий (использование
передового опыта развития, достижений
науки, приглашение консультантов и специалистов)
и внутренних ресурсов предприятия.
На что же конкретно
направлены усилия профессионалов ОР?
Прежде всего, на достижение баланса
между и краткосрочными результатами
(количеством выпускаемой продукции
и ее продаж, производительностью труда,
доходностью дела) и ценностями, которые
ассоциируются с перспективными (долговременными)
ожиданиями развития предприятия (сплочение
команды, удовлетворение сотрудников
от работы, подготовленность к изменениям
на рынке и в развитии бизнеса). Соответственно
результатами деятельности специалистов
ОР являются: оптимизация организационно-функциональной
и организационно-управленческой структур
предприятия, повышение его готовности
к изменению и развитию, модификация поведения
людей в сторону более позитивного отношения
друг к другу, обеспечение индивидуального
и группового самоуважения персонала
предприятия, сплочение командных усилий
лидеров предприятия, достижение общей
удовлетворенности от работы. Кроме того, даже крайне прагматически
настроенные управляющие и предприниматели
видят в ОР и другие, более "конкретные"
результаты: улучшение качества продукции,
повышение продуктивности производства,
укрепление положения предприятия на
рынке, снижение текучести кадров, увеличение
доходности дела и т.д.
Основные стадии программ
организационного развития.
ОР есть непрерывный процесс
совершенствования организации, состоящий
из нескольких стадий. Эти стадии могут
сильно варьироваться в различных
организациях и в деятельности различных
специалистов, однако в основном остаются
неизменными.
Стадия 1. Осознание потребности в изменении.
Перед тем как программа
изменений будет реализовываться,
в организации должна быть осознана
и более или менее четко
выражена потребность в изменении.
Такая потребность, обычно вызывается
возникшими затруднениями в жизни
организации. Кроме того, важно, чтобы
у ее руководителей и сотрудников было
желание изменить положение дел в лучшую
сторону. Иногда общее ощущение дискомфорта
работникам организации сложно выразить
в каких-то более или определенных выводах
и намерениях. В этом им также может помочь
специалист ОР.
Стадия 2. Вхождение в организацию агента
изменения.
Агент изменения включается
в работу по совершенствованию организации,
если он осознает (признает) необходимость
изменения и развития организации.
Агентом изменения может быть
менеджер или сотрудник организации,
тогда он будет выступать как внутренний агент изменения, а в случае, когда
он является приглашенным экспертом или
консультантом, он выступает как внешний агент изменения. Агент изменения
должен определить, как он будет включаться
в систему организации-клиента и какова
будет его роль. Например, агент изменения
может начинать свою работу на основе
прямой санкции высшего руководства компании
или без такой санкции, при наличии только
общего одобрения и поддержки сотрудников
организации.