Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:31, курсовая работа
В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений.
Цель курсовой работы – рассмотрение основ организации управления предприятия и управление предприятием в рыночной экономике. Основными задачами работы являются: проведение анализа организационной структуры предприятия; рассмотрение особенности организации управления и выработки стратегий в разных странах; изучение вопроса демократизации управления.
1.Введение………………………………………………………….3
2.Организационная структура фирмы…………………………...4
3.Материнская компания предприятия и её основные формы…5
4.Уровни аппарата управления, их функции…………...7
5.Особенности организации управления в американских, западноевропейских, японских фирмах……………………………8
6.Формирование и ранжирование целей управления…………...10
7.Выработка стратегий управления……………………………….12
8.Основные принципы менеджмента……………………………….13
9.Демократизация управления……………………………………..15
10.Характеристика предприятия…………………………………..17
11.Заключение……………………………………………………….20
12.Список литературы………………………………………………22
Министерство образования и науки РФ
Государственная Полярная академия
Кафедра государственного, организационного и муниципального управления
Курсовая по дисциплине « Теория организации »
На тему: « Организация и управление»
Выполнил: студент 2 курса 402
гр.
Тушкинеков А.В.
Проверил: проф.д. экн. наук. Чекалёв М.И.
Санкт-Петербург 2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Организационная структура фирмы…………………………...4
3.Материнская компания предприятия и её основные формы…5
4.Уровни аппарата управления, их функции…………...7
5.Особенности организации управления в американских, западноевропейских, японских фирмах……………………………8
6.Формирование и ранжирование целей управления…………...10
7.Выработка стратегий управления……………………………….12
8.Основные принципы менеджмента……………………………….13
9.Демократизация управления……………………………………..15
10.Характеристика предприятия…
11.Заключение……………………………………………
12.Список литературы………………………………………………22
Введение
В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений. Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности – управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Как предмет исследования управление организацией обладает большой привлекательностью, так как организация – наше общество в миниатюре. Кризис, в котором оказалось наше Отечество в последние годы, поразил большинство организационных систем страны. В их числе оказались даже высокоэффективные организации, бывшие предметом национальной гордости. Постепенное восстановление и обновление экономики настоятельно требует внедрения новых методов, форм и технологий управления. Кроме того, экономическое выживание и развитие частного предпринимательства, негосударственного сектора, а также функционирование бюджетных организаций в новых условиях делает возможным и необходимым творческое экспериментирование в области структурирования и управления организациями. Простое перенесение на российскую почву управленческого опыта экономически развитых государств невозможно. Но возможно осмысление научного багажа и приложение знаний о процессах управления к российской действительности.
Цель курсовой работы – рассмотрение основ организации управления предприятия и управление предприятием в рыночной экономике.
Основными задачами работы являются: проведение анализа организационной структуры предприятия; рассмотрение особенности организации управления и выработки стратегий в разных странах; изучение вопроса демократизации управления.
Организационная структура фирмы
Организационная структура фирмы направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (крупная, средняя, мелкая); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство); сфера деятельности фирмы (ориентация на местный, национальный или внешние рынки); масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.); характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа). Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.1 Организационная структура фирмы определяет ее состав и систему подчинения в общей иерархии управления фирмой. Фирмы в зарубежных странах могут состоять из одной фирмы, а могут включать значительное число компаний, объединенных так называемой системой участия, т.е. путем участия в акционерном капитале других фирм. Суть системы участия заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций. Отсюда разные типы контроля: через полную собственность, когда все или почти все акции фирмы принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме; через большинство акций, предполагающее владение собственностью на 51% выпущенных акций, через меньшинство акций, когда акции фирмы распылены, и достаточно иметь небольшой процент их, чтобы иметь контроль над фирмой, через механизм соподчинения, когда обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей контрольным пакетом другой фирмы, влечет за собой и контроль над этой фирмой.
Материнская компания
как организационно-
Ведущая роль в определении
форм и характера взаимосвязей между
отдельными подразделениями компании
принадлежит материнской
Роль материнской компании
как организационно-
Уровни аппарата управления и их функции
Аппарат управления в компаниях можно разбить на следующие три основных уровня управления: высший уровень, включающий совет директоров (наблюдательный совет), комитеты, правление; средний уровень , представленный центральными службами; низовой уровень - оперативно-хозяйственные подразделения (производственные отделения, стратегические центры хозяйствования). Существенная особенность современной структуры управленческого аппарата крупных фирм состоит в отделении стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности. Наметилось четкое разграничение функций между тремя уровнями управления: высший уровень управления ориентирован в первую очередь на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений; средний уровень призван обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений; низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли.2 Средства и методы для достижения поставленных целей оперативное звено управления разрабатывает и осуществляет самостоятельно, однако лишь в рамках тех связей и взаимозависимостей, которые устанавливаются внутри фирмы и регулируются высшим и средним звеньями управления.
Особенности организации управления в американских, западноевропейских, японских фирмах
Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных фирм. Здесь непосредственным образом сказываются преобладание в отдельных странах традиционно сложившихся типов компаний; различие в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность фирм; связь фирм с военно-промышленным комплексом и др. В наибольшей степени особенности структуры управления современными фирмами определяются историческими условиями их формирования и развития и носят на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях развития фирмы. В современных условиях западноевропейские и японские компании приобрели многие общие с американскими фирмами черты в применении принципов децентрализации в управлении. Это обусловлено усилением процессов концентрации и централизации производства под влиянием научно-технической революции и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке. Прежде всего отмечается рост размеров западноевропейских и японских компаний, которые по оборотам приближаются к американским. В компаниях западноевропейских стран и в Японии производственные отделения играют несколько иную роль. С переходом на децентрализованную форму управления производственные отделения выполняют роль координаторов деятельности входящих в них дочерних компаний, обладающих оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. При этом дочерние компании выступают сами не только центрами прибыли, но и центрами ответственности.
В 80-е годы в американском менеджменте наметились существенные изменения, которые обусловили переход к новым структурам управления и перераспределению приоритетов при принятии управленческих решений. На первый план в крупнейших компаниях теперь выдвигаются задачи стратегического планирования, основанного на постановке и реализации долгосрочных целей. Эти цели и задачи в значительной степени опираются на разработку и внедрение принципиально новой продукции, не только отвечающей потребностям рынка, но и приспособленной к требованиям, которые выдвигает законодательство своей страны и других стран в области регулирования цен, контроля за капиталовложениями, охраны окружающей среды, безопасности в эксплуатации, энергосбережения, а также многочисленных мер, разрабатываемых в рамках международных экономических организаций и одобренных национальными органами. Эти и другие меры торгово-политического характера привели к существенным изменениям в проведении хозяйственной политики многих американских компаний. Следует заметить также, что американский стиль управления существенно отличается от японского. Так, в американских компаниях ответственность каждого работника четко определена и каждый руководитель несет личную ответственность за выполнение установленных показателей в условиях директивного планирования, в то время как в японских компаниях предусматривается коллективная ответственность за выработку, принятие и исполнение решений. Другая особенность состоит в том, что зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской компании. В правовом отношении подавляющее большинство зарубежных фирм американских компаний - это дочерние компании, подчиняющиеся местным законам, тогда как у японских фирм преобладают филиалы со 100%-ым участием японского капитала и полным контролем за их деятельностью со стороны материнской компании.
Особенностью организации управления в японских компаниях является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным.
Формирование и ранжирование целей управления
Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.