Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 20:55, курсовая работа
Цели курсовой работы – рассмотреть понятие организации и понятие системы, раскрыть их взаимосвязь. Раскрыть системный подход к изучению организаций. На практическом примере отразить теоретические представления о системных свойствах организации.
Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:
1. Раскрыть черты и свойства организации.
2. Выявить характеристики, типологию организации как системы.
3. Показать аспекты управления с точки зрения системного подхода.
4. Представить организацию как систему на примере реального предприятия.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты…………………...………………………….....5
1.1 Понятие и сущность организации…………………………………………....5
1.2 Внешняя и внутренняя среда организации…………………………….…..16
1.3 Системный подход…...…………………………………………………...…21
Глава 2. Анализ ООО «РЦ Эврика» с точки зрения системного подхода………………………………………………………………..………….23
2.1 Общая характеристика…………………………………………………...…23
2.2 Анализ ООО «РЦ Эврика» как системы.................................…………..…27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.
Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т. п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.
Одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом:
1. деятельность как руководителя
и лидера организационного
2. взаимодействие - формирование и поддержание контактов;
3. восприятие, фильтрование и
4. распределение ресурсов;
5. предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
6. ведение переговоров;
7. проведение инноваций;
8. планирование;
9. контроль и направление
Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению. Опыт показывает, что ему приходится заниматься рекламой, "выбиванием" дополнительных средств и многими другими видами деятельности. Ясно, что настоящий управленец должен быть высокопрофессиональным работником, в организации, то есть, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической организацией.
7. Жизненный цикл организации
Фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет). Т.е. существует экономический цикл (коротких и средних волн, основой которого является массовое обновление активных элементов основного капитала.
Это связано, прежде всего, с невосполнимостью потерь от физического морального износа второго рода. Выделяют два вида морального износа.
Первый - когда предприниматель несет потери в результате роста производительной силы труда, при создании тех же самых элементов основного капитала.
Моральный износ второго рода связан с потерями, которые возникают в результате появления принципиально новых, более производительных средств производства. В этом случае возможен только один выход - досрочная замена средств производства до их полного физического износа.
Жизненный цикл фирмы начинается с реализации инвестиционного проекта, затем фирма достигает порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и реализует новый инвестиционный проект (если предыдущий инвестиционный проект неудачен, то фирму ждут очень тяжелые времена с высокой вероятностью банкротства, прекращения собственного существования).
Как уже говорилось, фирмы “живут” от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х - 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако “смертность” их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).
Жизненный цикл фирмы, по нашему мнению, состоит из следующих фаз: 1) возникновение, 2) становление, 3) развитие и 4) умирание (или переход в новое качество). Здесь мы специально не рассматриваем каждую из фаз, так как их названия необходимо понимать буквально, без каких-либо условностей и двойного смысла.
Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла. Принципиальной представляется и “вилка”, которая возникает на четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Рассмотрим факторы, влияющие на средний срок жизни экономической организации (фирмы). Первый, уже отмеченный нами, - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.
Не следует думать, что стадия отмирания организации является необратимой. Выше авторы очень осторожно формулировали траекторию движения фирм, оказавшихся в таком положении. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным). Принципиальным в этой связи представляется, что “основной строительный материал” организаций, переходящих в новое качество (развивающихся), - это капитал.
Необходимое уточнение - собственный капитал, который у современных крупнейших концернов составляет миллиарды долларов, что, безусловно, открывает самые широкие возможности для фирмы.
1.2 Внутренняя и внешняя среда организации
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих
субъектов, экономических, общественных
и природных условий, национальных и межгосударственных
институционных структур и других внешних
условий и факторов, действующих в окружении
предприятия и влияющих на различные сферы
его деятельности.6
Внешнюю среду подразделяют на:
микросреду - среду
прямого влияния на предприятие, которую
создают поставщики материально-технических
ресурсов, потребители продукции (услуг)
предприятия, торговые и маркетинговые
посредники, конкуренты, государственные
органы, финансово-кредитные учреждения,
страховые компании и др. контактные аудитории;
Поставщики - это разные субъекты
хозяйствования, обеспечивающие предприятие
материально-техническими и энергетическими
ресурсами, необходимыми для производства
конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются
потребители продукции (услуг) на разных
клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее
товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие
продукцию производственно-технического
назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих
товары и услуги для последующей их перепродажи
с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые
покупатели продукции для государственных
нужд);
- международном (зарубежные покупатели
на ранее перечисленных типах клиентурных
рынков).
макросреду, влияющую
на предприятие и его микросреду. Она включает
природную, демографическую, научно-техническую,
экономическую, экологическую, политическую
и международную среду. Предприятие должно
ограничивать негативные воздействия
внешних факторов, наиболее существенно
влияющих на результаты его деятельности
или, наоборот более полно использовать
благоприятные возможности.
Маркетинговые посредники
- это фирмы, помогающие предприятию
в продвижении, сбыте и распространении
его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые
посредники, фирмы - специалисты по организации
товародвижения, агентства по оказанию
маркетинговых услуг и кредитно-финансовые
учреждения.
Конкуренты - соперники
предприятия в борьбе за более выгодные
условия производства и сбыта товаров,
за получение наивысшей прибыли. Предприятиям
для производства конкурентоспособной
продукции необходимо постоянно изучать
своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать
определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории
- это организации, проявляющие реальный
или потенциальный интерес к предприятию
или оказывающие влияние на его способность
достигать поставленных целей. Это финансовые
круги (банки, инвестиционные компании,
фондовая биржа, акционеры), средства информации,
различные государственные учреждения
представительской и исполнительной власти,
население и граждане группы действий
(общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно
большее количество факторов, чем в микросреде.
Им свойственна многовариантность, неопределенность
и непредсказуемость последствий.
Природные факторы.
Для природной среды характерны: дефицит
некоторых видов сырья, вздорожание энергии
и усиление вмешательства государства
в процесс рационального использования
и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы.
Для демографической среды характерны:
увеличение смертности, снижение рождаемости,
старение населения, рост числа служащих.
Снижение рождаемости уменьшает потребность
в товарах на демографических рынках -
детских, подростковых, молодежных, что
вынуждает предприятия приспосабливать
свою деятельность для удовлетворения
потребностей людей среднего, предпенсионного
и пенсионного возраста. Изменение структуры
населения по возрастным группам привело
к сокращению трудового потенциала, т.к.
в трудоспособном возрасте во многих регионах
оказалась меньшая часть населения. Это
требует от предприятий разработки стратегии
экономии живого труда путем технико-технологического
перевооружения, повышения уровня механизации
и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы.
Научно-технический прогресс играет определяющую
роль в развитии и интенсификации промышленного
производства. Он охватывает все звенья
процесса, включающего фундаментальные,
теоретические исследования, прикладные
изыскания, конструкторско-технологические
разработки, создание образцов новой техники,
ее освоение и промышленное производство,
а также внедрение новой техники в народное
хозяйство. Происходит обновление материально-технической
базы промышленных предприятий, растет
производительность труда повышается
эффективность производства.
Экономические факторы.
К основным факторам этой среды принадлежат:
рост и спад промышленного производства,
уровень и темпы инфляции, колебания курса
рубля относительно валют других государств,
система налогообложения и кредитования,
спрос и предложение на рынке, платежеспособность
контрагентов, уровень и динамика цен,
безработица и др.
Экологические факторы.
Для этой среды характерны: рост загрязнения
окружающей среды и усиление вмешательства
в процесс рационального использования
и воспроизводства природных ресурсов,
ужесточение государственного контроля
за доброкачественностью и безопасностью
товаров.
Политические факторы.
На производственной и социальной деятельности
предприятия определенно сказываются
события, происходящие в политической
среде. Для нее характерны: законодательное
регулирование предпринимательской деятельности,
повышение требований со стороны государственных
учреждений, следящих за соблюдением законов.
Внезапные изменения в политической ситуации
в стране могут привести к изменению условий
хозяйствования, к повышению ресурсных
затрат, потере прибыли.
Международные факторы,
к которым можно отнести интернационализацию
мировой экономики, изменение стоимости
доллара и евро на мировом рынке, рост
экономической мощи отдельных государств,
становление международной финансовой
системы, открытие новых крупных рынков
и др., оказывают влияние на предприятия,
осуществляющие внешнеэкономическую
деятельность.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией
на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой
фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике
– прибыли. При этом, естественно, должны
учитываться и внутренняя среда фирмы,
и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия
можно свести к следующим укрупненным
сферам:
- производство, маркетинг, НИОКР, финансовое
управление, общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит
условный характер и конкретизируется
в общей и производственной организационных
структурах.
1.3 Системный подход
Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.7 Основными принципами системного подхода являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами: системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию, взаимозависимость между отдельными её частями и между организацией и окружающей средой, а также более эффективно достичь целей, сначала определим, что такое система и организационная система.
Управление на основе системного подхода включает три этапа8:
1. Определение сферы, уточнение
области и масштабов
2. Осуществление необходимых
3. Разработка альтернативных
Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачи, увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады в школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Глава 2. Анализ ООО «РЦ Эврика» с точки зрения системного подхода
2.1 Общая характеристика ООО «РЦ Эврика»
Общество с ограниченной ответственностью «РЦ Эврика» является обществом и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.
Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Развлекательный центр Эврика».
Сокращенное фирменное наименование общества: ООО «РЦ Эврика».
ООО «РЦ Эврика» образовано в апреле 2013 года.
Вид деятельности: ООО «РЦ Эврика» осуществляет проведение различных детских праздников, а также имеет огромный ассортимент детских игровых автоматов, аттракционов и видео-симуляторов.
Из-за доступности цен и большого ассортимента этот развлекательный центр является весьма востребованным. Множество людей со своими детьми приходят сюда каждый день, чтобы хорошо провести время.
Организационная структура: в ООО «РЦ Эврика» применяется линейно-функциональная организационная структура управления. Руководители высшего уровня предоставляют рекомендации от руководителей функциональных звеньев, и передают решения для исполнения линейным руководителям низшего уровня. Предприятие возглавляет директор, осуществляющий свою деятельность на основе принципа единоличия и обеспечивающий решения возложенных на предприятие задач. Директору подчинены все нижестоящие руководители.
Директор организует выполнение решений общего собрания участников. Директор ООО «РЦ Эврика» без доверенности действует от имени общества, в том числе: совершает сделки от имени общества; издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества; утверждает штаты, заключает и расторгает трудовые договоры с работниками общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания; организует ведение бухгалтерского учета и отчетности общества; исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и уставом общества.
Старший менеджер следит за выполнением работы другими менеджерами, инструкторами-аниматорами и кассирами.
Менеджеры составляют рабочее расписание для инструкторов-аниматоров и кассиров, следят за активной работой аниматоров, за исправностью игровых автоматов и видео-симуляторов.
Техническая служба занимается устранением неполадок в работе игровых автоматов и кассы.