Организация контроллинга на предприятии» на примере ОАО «автоВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и каким образом внедряют контроллинг на предприятии.
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга……………………………………………….4
1.1 История развития контроллинга…………………………………………………………..4
1.2 Предмет и сущность контроллинга……………………………………………………….6
1.3 Цели и задачи контроллинга………………………………………………………………8
Глава II. Методологические основы контроллинга………………………………………….13
2.1 Методы и инструменты контроллинга…………………………………………………...13
2.2 Формирование системы контроллинга в организации………………………………….19
2.3 Фазы внедрения контроллинга……………………………………………………………21
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………………..27
3.2 Анализ системы контроллинга на предприятии………………………………………...29
3.3 Рекомендации по внедрению контроллинга…………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

теория курсач 222.docx

— 139.80 Кб (Скачать файл)

2.1 Методы и инструменты  контроллинга

         Для изучения контроллинга используются как общенаучные, так и специфические приемы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.

         К числу специфических методов применяемых в контроллинге относятся:

         1.  АВС - анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС – анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:

1)  А – задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).

2)  В – задачи – это также важные задачи, но их можно делегировать компетентными сотрудниками.

3)  С – задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).

       При АВС- анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют значимости этих работ.

На выполнение А-задач требуется примерно 5% времени. Значимость А- задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.

В- задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.

С- задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%. 
 
 
 
 
 
 
 

Данный анализ можно представить схематично (рис.3): 

Задачи  работы, 100% 

 

Рис 3. АВС анализ задач 
 

А –  задачи                                     В - задачи

Мусорная корзина                       С - задачи


  

важность

 
 срочность 

Рис.4 Разделение задач по важности и срочности

          2.  Анализ величины в точки убыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.

Все затраты  предприятия, связанные с производством  и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты  зависят от объема производства и  продажи продукции.

Постоянные затраты  не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.

Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытка. Это  выручка, которая необходима для  того, чтобы предприятие получало прибыль. Ее можно выразить в кол-ве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица  проданной продукции будет приносить  прибыль предприятию. Разность между  фактическим количеством реализованной  продукции и безубыточности объемом  продаж - это зона безопасности( зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

           Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.

           Разность между фактическим безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.

Анализ величины в точке безубыточности используется для:

- определения  целевой прибыли;

- для принятия  решений об объемах выпуска  отдельных видов продукции;

- для устранения  контроля ценовой политики;

- для принятия  инвестиционных решений;

- для определения  критической выручки;

- для определения  финансовой устойчивости предприятия.

           3. Метод расчета сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат ( см. таблицу 1). 

                                                                                                                     Таблица 1

  Показатели                                     сумма, тыс. руб.                   %                 

 Выручка от  реализации                                         900                              100                 

- переменные  затраты                                            520                              58                 

= сумма покрытия                                               380                              42                 

- постоянные  затраты                                             270                             30 

= прибыль (производственный  результат)                          110                             12


  

 
         
   

 

                 4. Метод расчета инвестиций:

1)  Цели инвестиционных расчетов:

- определение  выгодности отдельных инвестиционных  проектов;

- выбор объектов  инвестирования из нескольких  вариантов;

- формирование  инвестиционных программ;

2) данные, необходимые  для инвестиционных расчетов:

- внутренние  ( переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)

- внешние (конъюнктура  рынка, технологический прогресс, цены, законодательство, состояние  рынка труда и т.д.).

3) методы инвестиционных  расчетов.

Оценка отдельных  инвестиционных объектов осуществляется статистическими и динамическими  методами.

Статистические  методы: а) метод сравнивания по издержкам; б) метод сравнивания по прибыли; в) метод расчета рентабельности;  г) метод расчета амортизации ( срока окупаемости).

Динамические  методы: а) метод расчета ценности капитала; б) метод расчета внутренней рентабельности.

             Инструменты контроллинга.

Теория принятия решений служит для описания и  формирования процесса управления, если в качестве главных направлений  деятельности руководителей рассматривать  планирование, управление и контроль. Планирование занимает в теории принятия решений центральное место и  представляет собой регулярно повторяющийся  процесс принятия решений. Процессы планирования и контроля за реализацией планов во многом зависят от специфики стиля управления на предприятии и связаны с принятием руководителями на себя определенной ответственности. Поэтому теоретическую базу процесса управления образуют также психология, философия и предпринимательская этика.

            Предприятие можно представить как сверхсложную открытую социально- техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага(товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала предприятия ( персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ (денег). Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно, прежде всего, производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг. Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков. Промышленное предприятие можно рассматривать как элемент народного хозяйства с названными выше входными и выходными потоками (рис. 5).

 

                             - материально- вещественные потоки

                             - денежные потоки

                             - информационные потоки

Рис. 5 Предприятие как подсистема народного хозяйства 

Планирование. Процесс  принятия решения связанный с будущим называют планированием. Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями и принятием планов.

Главный смысл  планирования состоит в повышении  производительности и эффективности  работы предприятия посредством:

·  целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

·  выявления рисков и снижения их уровня;

·  разукрупнения и тем самым упрощения процессов;

·  повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Планирование  обусловлено анализом и прогнозом, результаты которых содержат соответствующие сравнения предполагаемых воздействий значимых для будущего альтернатив. В стремлении к выявлению лучших альтернатив, целей и способов их достижения проявляется функция оптимизации.

Контроль. Контроль является продолжением планирования и  сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение  и документирование фактических  показателей и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.

Контроль включает также комплекс мероприятий по анализу  вероятных отклонений от запланированных  показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь  инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект.

Главный смысл  контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в общем  повышении эффективности управленческого процесса. Совокупность управленческих решений, принимаемых высшим руководством, часто определяют как политику предприятия. К политическим решениям относятся, прежде всего, решения, связанные с генеральными целями предприятия, выражающими философию предприятия, т.е. общие или согласованные ценностные представления высшего руководства.

Предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счет управления процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.   

Информация о работе Организация контроллинга на предприятии» на примере ОАО «автоВАЗ»