Основные теории лидерства и практические навыки менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры работают в частных компаниях. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.

Содержание работы

Введение
1. Лидерство
1.2. Лидерство: сущность и природа
1.2. Теории лидерства
2. Практические навыки менеджера
2.1. Модель современного менеджера
2.2. Менеджер и лидер
2.3.Влияние политических и экономических установок на требования к качествам руководителя
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

лидерство.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

   Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

   Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

   К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

   Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

   Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

   Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

   Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь "работоманом". Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.[12, С. 46].

   С точки зрения контактности можно выделить несколько типов менеджеров. 
   Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

   Во-вторых, те, кто уделяет и тому и другому примерно поровну времени.

   В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

   В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

   Первый и второй типы менеджеров хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического. Третий и четвертый типы менеджеров не отвечают вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

   Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче. Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

   Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

   Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

   Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. [7, с. 231].

 

 

 

 

 

 

2.2. Менеджер и лидер

Менеджер должен обладать одновременно качествами администратора и лидера. Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе, быть коммуникабельным и обладать воображением стратега, иметь широкие интеллектуальные горизонты и высокие моральные стандарты.

   Лидер тоже является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

   Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему. [3, с. 92].

   Чем лидеры отличаются от формальных менеджеров? Менеджеры определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей.

   Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним (табл. 1).

 

Таблица 1

Отличия менеджера  от лидера

 

Менеджер

Лидер

Администратор

Новатор, инноватор

Командует

Вдохновляет

Работает по целям  и указаниям других

Работает  по собственным целям

В   основе  действий   лежит   расчет, план

В основе действий лежит  видение, интуиция

Полагается  на систему, организацию

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Убеждает

Призывает

Использует преимущественно  жесткие, вертикальные связи, отношения и структуры

Использует   преимущественно   мягкие связи и отношения

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Реализует решения

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


  

   В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.[9, с. 195].

2.3. Влияние политических и экономических установок на требования к качествам руководителя

На требования к качествам руководителя накладывает отпечаток не только специфика его работы в организации, но и политико-экономическая ориентация власти в стране, характер этой власти.

В советский  период главным требованием к  любому руководителю являлась его политическая благонадежность, под которой понимались идейная убежденность, способность правильно понимать и эффективно бороться за осуществление политики партии, рассматривать ее в качестве отправного пункта всей деятельности. Эта установка особенно довлела над работниками сферы культуры, которых относили к идеологическим кадрам; отсюда остракизм к инакомыслию, преследование диссидентов, т.е. лиц, отколовшихся от господствующей идеологии. Остаточные явления такого положения сказываются и сегодня и проявляются не только в попытках сохранить коллектив с прежней политической ориентацией, но и современной «идеологизацией» культуры, где на смену «партийности» приходит принцип «рыночности» не просто как экономический рычаг, но и как оценка услуги с одной точки зрения - возможности продажи.

Другими словами, главным  качеством современного руководителя является способность правильно понимать и эффективно бороться за осуществление рыночного механизма, рассматривать его в качестве отправного пункта деятельности.

Характер управления в СССР поставил во главу угла такие свойства руководителя, как способность неукоснительно, беззаветно исполнять директивы, жестко контролировать работу подчиненных, создавать официальную систему отношений в коллективе, добиваться успехов любой ценой. Ценились, безусловно, и положительные качества для любой системы управления, такие, как профессиональная грамотность, четкость в мелочах, преданность делу, энтузиазм и др.

Современная экономика  развитых стран сегодня находится  в ситуации насыщения спроса, крупных изменений в технологии внутри и вне фирмы, возникновения многочисленных новых конкурентов. Это определяет и подход к личности менеджера как к человеку с инновационным мышлением, ориентацией на стратегические задачи, гибкому, оперативному, умеющему переориентировать коллектив на новые задачи, способному вытеснять конкурентов и находить рынки сбыта, восприимчивому к научно-техническому прогрессу.[11, С.12].

Заключение 

 

   Итак, знания  по  теории  и  практике  лидерства  - необходимый  компонент  образования  для  менеджеров.  В курсовой работе дано представление об основных теориях лидерства, их достоинствах и ограничениях.

   Также показано, чем отличаются лидерство и управление: лидерство – способность влиять на  группы  людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей; управление – процесс воздействия на коллективы людей с целью эффективной  координации  их  действий  в  производстве.

   В данной работе описано, какими навыками должен обладать менеджер помимо лидерских качеств, какие предъявляются требования к руководителю в наши дни.

   В современном  мире компетентный менеджмент (особенно организационный) является основным условием успеха компании. Предприятие не добьется успеха, не имея достаточно компетентных менеджеров с лидерскими качествами и с полноценным набором навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Босалко Д. С. Как оценивать эффективность внутреннего контроля //  Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 85-91.
  2. Гофман М. Цена успеха //  Человек и труд. - 2011. - № 6. - С. 69-72
  3. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: учебник.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 320 с.
  4. Моисеева Е.И. Менеджмент: учеб. пособие. – Кемерово: КузГТУ, 1998. – 110 с.
  5. Муратов А. С. Конвергенция контролинга и менеджмента качества / А. С. Муратов, И. П. Поварич //  Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 1. - С. 135-142.
  6. Основы менеджмента: учебник для вузов/ [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 271 с.
  7. Основы менеджмента: учебник для вузов/Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.;/ Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Шк., 2005.- 376 с.
  8. Радугин А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие.- М.: Центр, 1998.- 432 с.
  9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 300 с.
  10. Титов Д. Проверка качеством. Опыт лидеров  //  Управление качеством. - 2010. - № 4. - С. 32
  11. Эфендиев, И. Служить людям //  Человек и труд. - 2011. - № 6. - С. 11-15
  12. Янченко Е. Социально-трудовые отношения в развивающейся организации: перспективы управления //  Управление персоналом. - 2011. - № 1. - С. 40-46

Информация о работе Основные теории лидерства и практические навыки менеджера