Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 15:08, курсовая работа
Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры работают в частных компаниях. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.
Введение
1. Лидерство
1.2. Лидерство: сущность и природа
1.2. Теории лидерства
2. Практические навыки менеджера
2.1. Модель современного менеджера
2.2. Менеджер и лидер
2.3.Влияние политических и экономических установок на требования к качествам руководителя
Заключение
Литература
Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.
Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь "работоманом". Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.[12, С. 46].
С точки зрения контактности можно выделить
несколько типов менеджеров.
Во-первых, те, кто большую часть
времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных
и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет и тому и другому примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.
В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.
Первый и второй типы менеджеров хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического. Третий и четвертый типы менеджеров не отвечают вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим.
Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче. Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.
Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. [7, с. 231].
2.2. Менеджер и лидер
Менеджер должен обладать одновременно качествами администратора и лидера. Ему необходимо учитывать баланс интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе, быть коммуникабельным и обладать воображением стратега, иметь широкие интеллектуальные горизонты и высокие моральные стандарты.
Лидер тоже является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, ибо тот должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему. [3, с. 92].
Чем лидеры отличаются от формальных менеджеров? Менеджеры определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей.
Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей. Они не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним (табл. 1).
Таблица 1
Отличия менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Новатор, инноватор |
Командует |
Вдохновляет |
Работает по целям и указаниям других |
Работает по собственным целям |
В основе действий лежит расчет, план |
В основе действий лежит видение, интуиция |
Полагается на систему, организацию |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Убеждает |
Призывает |
Использует преимущественно жесткие, вертикальные связи, отношения и структуры |
Использует преимущественно мягкие связи и отношения |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Реализует решения |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.[9, с. 195].
2.3. Влияние политических и экономических установок на требования к качествам руководителя
На требования к качествам руководителя накладывает отпечаток не только специфика его работы в организации, но и политико-экономическая ориентация власти в стране, характер этой власти.
В советский период главным требованием к любому руководителю являлась его политическая благонадежность, под которой понимались идейная убежденность, способность правильно понимать и эффективно бороться за осуществление политики партии, рассматривать ее в качестве отправного пункта всей деятельности. Эта установка особенно довлела над работниками сферы культуры, которых относили к идеологическим кадрам; отсюда остракизм к инакомыслию, преследование диссидентов, т.е. лиц, отколовшихся от господствующей идеологии. Остаточные явления такого положения сказываются и сегодня и проявляются не только в попытках сохранить коллектив с прежней политической ориентацией, но и современной «идеологизацией» культуры, где на смену «партийности» приходит принцип «рыночности» не просто как экономический рычаг, но и как оценка услуги с одной точки зрения - возможности продажи.
Другими словами, главным качеством современного руководителя является способность правильно понимать и эффективно бороться за осуществление рыночного механизма, рассматривать его в качестве отправного пункта деятельности.
Характер управления в СССР поставил во главу угла такие свойства руководителя, как способность неукоснительно, беззаветно исполнять директивы, жестко контролировать работу подчиненных, создавать официальную систему отношений в коллективе, добиваться успехов любой ценой. Ценились, безусловно, и положительные качества для любой системы управления, такие, как профессиональная грамотность, четкость в мелочах, преданность делу, энтузиазм и др.
Современная экономика развитых стран сегодня находится в ситуации насыщения спроса, крупных изменений в технологии внутри и вне фирмы, возникновения многочисленных новых конкурентов. Это определяет и подход к личности менеджера как к человеку с инновационным мышлением, ориентацией на стратегические задачи, гибкому, оперативному, умеющему переориентировать коллектив на новые задачи, способному вытеснять конкурентов и находить рынки сбыта, восприимчивому к научно-техническому прогрессу.[11, С.12].
Заключение
Итак, знания по теории и практике лидерства - необходимый компонент образования для менеджеров. В курсовой работе дано представление об основных теориях лидерства, их достоинствах и ограничениях.
Также показано, чем отличаются лидерство и управление: лидерство – способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей; управление – процесс воздействия на коллективы людей с целью эффективной координации их действий в производстве.
В данной работе описано, какими навыками должен обладать менеджер помимо лидерских качеств, какие предъявляются требования к руководителю в наши дни.
В современном мире компетентный менеджмент (особенно организационный) является основным условием успеха компании. Предприятие не добьется успеха, не имея достаточно компетентных менеджеров с лидерскими качествами и с полноценным набором навыков.
Список литературы
Информация о работе Основные теории лидерства и практические навыки менеджера