Особенности управленческой деятельности руководителя: методы руководства и принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА 5
1.1. «Одномерные» стили руководства 5
1.2. «Многомерные» стили руководства 13
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 18
2.1. Понятие и виды управленческих решений 18
2.2. Процесс принятия решений 24
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 30
3.1. Принципы процесса принятия управленческих решений 30
3.2. Этапы процесса принятия управленческих решений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Васильева А.С.Теория управления.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Если метод оптимизации критериев позволил получить несколько альтернатив, то принимающий решения может обратиться к стандартной процедуре принятия решений и сравнить эти альтернативы. Когда же применяемый метод оптимизации критериев даст только одну альтернативу, то исходные критерии для конструирования превращаются в инструмент ее оценки. Метод оптимизации критериев помогает менеджерам успешно конструировать альтернативы для принятия решения и последующей его реализации в практике предпринимательства.

Таким образом, при использовании причинно-следственного анализа при принятии управленческих решений особое внимание следует обратить на такие положения. Несмотря на очевидность различий понятий «симптомы», «причины», «следствия», в практике управленческой деятельности довольно часто они подмениваются друг другом, что приводит не к решению проблем, а их усугублению и тиражированию.

Решение выявленной проблемы предполагает установление причинно-следственной цепи, иерархию причин и следствий, которая ведет «назад» от следствия к причине до той точки, в которой можно предпринять действие, помогающее устранить исходные причины. Сложность и важность анализа при использовании процедуры причинной цепи заключается в необходимости постоянно фиксировать местоположение фактов, концептуальных суждений в причинной цепи. Ясно и четко определить проблему - означает уже начать ее решение.

Эволюция форм принимаемых решений в сфере предпринимательской деятельности обнаруживает тенденцию усиления роли инновационного решения, являющегося реакцией менеджеров на ситуацию, когда требуется принять решение в условиях отсутствия приемлемых альтернатив, или когда они должны вырабатывать новые и более эффективные пути разрешения проблемы или достижения поставленной цели. В условиях перехода от централизовано управляемой экономики к смешанной данная тенденция приобретает черты закономерности.

Важным предметом внимания менеджеров в условиях формирующегося рынка является коммерческий риск и проблема управления им.21 Здесь заслуживает внимание в первую очередь несколько моментов. Во-первых, риск в условиях рынка всегда персонифицирован. Во-вторых, наличие фактора риска является своеобразным стимулом для предпринимателей экономить средства и ресурсы, вынуждая фирмы сверхтщательно анализировать вложения капитала, закупать ресурсы, нанимать высококвалифицированную рабочую силу. В-третьих, риск как неотъемлемая черта предпринимательства должен принимать лишь после тщательных расчетов и анализа.

Бинарное решение всегда необходимо оценивать с учетом его природы. А именно, оно есть результат неквалифицированного руководства и высокой степени неопределенности или же оно есть результат тщательной аналитической выработки управленческого решения, в процессе чего устраняется неопределенность.

Метод оптимизации критериев помогает менеджерам успешно конструировать альтернативы для принятия решения и последующей его реализации в практике предпринимательства.

Этапы процесса принятия управленческих решений: постановка цели решения; установление критериев решения; разделение критериев по принципу их важности для организации; выработка альтернатив; сравнение альтернатив; определение риска, которому может быть подвергнута фирма в случае выбора конкретной альтернативы; оценка риска; принятие решения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

- требования, предъявляемые к руководителям  в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных  качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

- специфика системы - ее цели  и задачи, управленческие структуры  и технология управления, функции  руководителя;

- окружающая производственная  среда - технологический уровень  производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п.;

- особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем  взаимоотношений, его традиции и  ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

Эффективность управления - является залогом успеха менеджера. Она зависит от многих факторов, таких как личностные черты и качества руководителя, стиль руководства и др., но в целом, менеджер  должен обладать высоким уровнем профессионализма, созидательным умом, свободно принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять качества лидера, включая природный талант к мотивации и убеждению своего окружения, и обладать способностью справиться с нарастающим напряжением и конфликтами, когда это необходимо или неизбежно.

Разработка и принятие решения - это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы. Варианты принимаемых решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки их по значимости, отклонения заведомо непригодных и нереальных. Следует также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечет за собой подчас неточности и искажения в принимаемых решениях. Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчета, объясняемого как субъективными данными  самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчетов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное и значительное преимущество перед другими. Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Байгот С.А. Основы менеджмента. –3-е изд. / С.А. Байгот, Е.Е. Ефимчик. –Москва : Информпресс, 2011. – 438 с.
  2. Валуев С.А. Организационный менеджмент / С.А. Валуев, А.В. Игнатьев. –Москва : Спектр, 2012. – 492 с.
  3. Венеделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: методологический аспект. /  А.Г. Венеделин. – Москва : Экономика, 2012. – 127 с.
  4. Вершигора Е.Е. Менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Е. Вершигора. –Москва : ИНФРА-М, 2012. – 529 с.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. –Москва : Триада Лтд, 2011.  – 376 с.
  6. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. -2-е изд. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва : Гардарика, 2006. – 458 с.
  7. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. –Москва : Гардарики, 2009. – 481 с.
  8. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – Москва : ЮНИТИ, 2011. – 476 с.
  9. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие. - 3-е изд., стер. / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. –Москва : Мастерство, 2012. – 473 с.
  10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. / Н.И. Кабушкин. – Москва : Спектр, 2007. -374 с.
  11. Ксенчук Е.В.Технология успеха. / Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. –Москва : Дело, 2011. – 162 с.
  12. Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента. / Ю.В. Кузнецов. – Москва : Каскад, 2006. – 349 с.
  13. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. / О.Т. Лебедев. –Санкт-Петербург : МиМ, 2010. – 316 с.
  14. Максимцов В.М. Менеджмент. / В.М. Максимцов. – Москва : ЮНИТИ, 2010. – 445 с.
  15. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Румянцевой. – Москва : Сфера, 2012. – 431 с.
  16. Мескон М.Х. Основы менеджмента. / Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. –Москва : Дело, 2002. -836 с.
  17. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов. / Под ред. А.А. Радугина. – Москва : Центр, 2009. – 360 с.
  18. Основы менеджмента и маркетинга. / Под ред. Р.С. Седегова. –Минск: Высшая школа, 2010. – 429 с.
  19. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. / Ю.П. Платонов. – Москва : Дело, 2010. – 287 с.
  20. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов. / Э.А.Смирнов. –Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 280 с.
  21. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. -изд. 4-е, перераб. и доп. / Э.Е. Старобинский. – Москва : Интел-Синтез, 2011. – 440 с.
  22. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхутдинов. – Москва : Интел-синтез, 2012. – 436 с.
  23. Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. / В.С. Юкаева. –Москва : Дашков и Ко, 2012. – 292 с.
  24. Ямпольская Д.О. Менеджмент. / Д.О. Ямпольская, М.М. Зонис. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2010. – 510 с.
  25. Яхонтова Е.С. Психология деловых отношений. / Е.С. Яхонтова. - Москва, 2011. – 255 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Классификация управленческих решений

 

п/п

Классификационный

признак

Группы управленческих

решений

степень повторяемости проблемы

традиционные

нетипичные

значимость цели

стратегические

тактические

сфера воздействия

глобальные

локальные

длительность реализации

долгосрочные

краткосрочные

прогнозируемые последствия решения

корректируемые

некорректируемые

характер использованной информации

детерминированные

вероятностные

метод разработки решения

формализованные

неформализованные

количество критериев выбора

Однокритериальные

многокритериальные

форма принятия

единоличные

коллегиональные

способ фиксации решения

документированные

недокументированные


 

 

 

1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. -2-е изд. –М.: Гардарика, 2006. - С. 175.

2 Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.А. Радугина. -М.: Центр, 2009. - С. 91.

3 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. -2-е изд. –М.: Гардарика, 2006. - С. 179.

4 Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. –М.: Триада Лтд, 2011. - С. 211.

5 Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. –М.: Триада Лтд, 2011. - С. 214.

6 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. -2-е изд. –М.: Гардарика, 2006. - С. 185.

7 Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. -М., 2012. - С. 128.

8 Байгот С.А., Ефимчик Е.Е. Основы менеджмента. –3-е изд. –М.: Информпресс, 2011. - С. 152.

9 Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. –М.: Триада Лтд, 2011. - С. 217.

10 Юкаева В.С. Управленческие решения: учебное пособие. –М., 2012. - С. 132.

11 Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. –М., 2011. - С. 117.

12 Основы менеджмента и маркетинга. / Под ред. Р.С. Седегова. –Минск: Высшая школа, 2010. - С. 382.

13 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. -М.: Гардарики, 2009. - С. 217.

14 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. –М.: Дело, 2002. - С. 123-125.

15 Венеделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: методологический аспект. -М.: Экономика, 2012. - С. 93.

16 Венеделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: методологический аспект. -М.: Экономика, 2012. - С. 97.

17 Вершигора Е.Е. Менеджмент. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 248.

18 Вершигора Е.Е. Менеджмент. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 253.

19 Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - изд. 4-е, перераб. и доп. -М.: Интел-Синтез, 2011. - С. 247.

20 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 153.

21 Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учебное пособие. -2-е изд., стер. -М.: Мастерство, 2012. - С. 311-312.


Информация о работе Особенности управленческой деятельности руководителя: методы руководства и принятия управленческих решений