Открытые и закрытые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

С помощью системного подхода обеспечивается всесторонний анализ строения организации. Система - набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Внутренние отношения частей являются особенной характеристикой при рассмотрении систем. В каждой системе существует интеграция (чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое) и дифференциация. Организации распадаются на отдельные части (составные элементы) и при этом сами являются подсистемами в рамках более крупной системы.

Файлы: 1 файл

С помощью системного подхода обеспечивается всесторонний анализ строения организации.docx

— 133.76 Кб (Скачать файл)

По мере роста организации  высшие ее руководители вынуждены все  больше передавать свои обязанности  по выработке решений нижестоящим  звеньям. Однако поскольку руководители высшего уровня отвечают за все решения, их роль в организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решения. В  результате увеличение размеров организаций  приводит к необходимости разделения труда в сфере управления. Одна группа – руководители высшего уровня – обладает первичными полномочиями и несет ответственность за определение  характера системы управления организацией, т.е. процесса, с помощью которого должны разрешаться проблемы организации. Другая группа руководителей подчиняется  руководству высшего уровня. Входящие в нее люди являются компонентами системы управления, а их основная обязанность состоит в выработке  решений.

Открытые системы добиваются примирения двух, часто конфликтующих, курсов действий. Действия по поддержанию  сбалансированности системы обеспечивают согласованность и взаимодействие с внешним окружением, что в  свою очередь предотвращает очень  быстрые изменения, которые могут  разбалансировать систему. Напротив, действия по приспособляемости системы к  различным изменениям позволяют  адаптироваться к динамике внутреннего  и внешнего спроса. Один курс действий, например, ориентирован на стабильность и сохранение достигнутого положения  путем покупки, поддержания, проверки и ремонта оборудования, набора и  обучения работников, использования  правил и процедур. Другой курс сосредоточивается  на изменениях посредством планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т.п. И то и другое необходимо в интересах выживания организации. Стабильные и хорошо оснащенные организации, но не приспособленные к изменению условий, долго просуществовать не смогут. С другой стороны, приспособляемые, но не стабильные организации будут неэффективными и также маловероятно, что они смогут долго существовать.

Организационная система  может достичь своих целей  с различными вложениями и трансформационными процессами. Вот почему необходимо рассматривать разнообразные формы  и способы решения возникающих  проблем, а не искать какой-либо один «оптимальный» выход, приводящий к  быстрым результатам.

Понятие закрытой системы  порождено физическими науками. Здесь понимается, что система  является самосдерживаемой. Закрытая система, как это становиться  по названию - отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами.  Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Степень разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.

Свойства закрытых систем

  1. Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами. 
  2. Адаптивность. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
  3. Централизованность. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.
  4. Обособленность. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.
  5. Совместимость. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
  6. Свойство «обратных связей». Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли.
  7. Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.
  8. Целостность — первичность целого по отношению к частям; появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.
  9. Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.
  10. Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и  выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют  их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. 

Крупные составляющие сложных  систем, таких как организации, человек  или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.  Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации.

Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно  так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет.

Социальные и технические  составляющие организации считаются  подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой  маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого  отдела и каждого работника в  организации очень важна для  успеха организации в целом. 

Хотя организации распадаются  на отдельные части или составные  элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.

Без границы не существует системы, и граница (или границы) определяют то, где начинаются и  заканчиваются системы или подсистемы. Границы могут быть как физическими, так и иметь психологическое  содержание через такие символы, как названия, форма одежды, ритуалы. Концепция границ требуется для  более углубленного понимания систем. Границы для закрытых систем являются жесткими.  Границы препятствуют экспорту и импорту веществ, но открыты для энергии ( или информации).

Открытые системы организации  имеют опубликованный промышленный стандарт и этот стандарт принят ведущими производителями. В закрытой системе организации стандарт продвигается одной определённой фирмой и принят лишь ограниченным количеством производителей.

В открытых системах организации  работают устройства различных производителей, а в закрытых системах могут быть объединены продукты лишь одного производителя  или ограниченного числа производителей.

В открытых системах организации  нет необходимости в услугах  инженера для обеспечения коммуникации. Обычно применяется технология маршрутизации. В закрытых системах необходимы комплексные  инженерные работы для обеспечения  коммуникации.

В открытых системах организации  над одним проектам работают несколько  интеграторов и используют несколько  типов графических пользовательских интерфейсов на одну систему. В закрытых системах над проектом работает только один интегратор и используется  один единственный графический пользовательский интерфейс на одну систему.

В открытых системах организации  различные источники для конкурирующих  совместимых продуктов. В закрытых системах один единственный источник или ограниченное количество источников продуктов.

Техобслуживание системы  в закрытых системах организации  проводится только одной определённой сервисной службой, а в открытых различными сервисными службами.

У закрытых систем организации  в распоряжении лишь один инструмент или ограниченное количество инструментов, которые предназначены для устройств  только одного производителя, у открытых система сетевого менеджмента для  электроинсталляций различных производителей.  

Архитектура сети у закрытых систем организации логическая многоярусная, у открытых- логическая плоская.

В открытых системах организации  возможность расширения с помощью "прозрачных" маршрутизаторов. ограниченные возможности расширения, отсутствует маршрутизация.

В закрытых системах организации  объёмное использование шлюзов как  к установленным ранее, так и  к новым системам. В открытых системах нет необходимости в шлюзах за исключением шлюзов к ранее установленным  системам.

В закрытых системах организации  допускаются решения только одного единственного производителя, а  открытых системах допускаются решения независимых системных интеграторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Алиев В.Г. Теория организации 2003 «Экономика» 431с.
  2. Баранников А.Ф. Теория организации Учебник для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 700 с.
  3. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2009.- 264 с.
  4. Дафт Р.Л. Теория организации 2006 Юнити-Дана 736с.
  5. Олянич Д.В. Теория организации 2008 Феникс 416с.

Информация о работе Открытые и закрытые системы