По мере роста организации
высшие ее руководители вынуждены все
больше передавать свои обязанности
по выработке решений нижестоящим
звеньям. Однако поскольку руководители
высшего уровня отвечают за все решения,
их роль в организации изменяется:
от выработки решений руководители
высшего уровня переходят к управлению
процессами выработки решения. В
результате увеличение размеров организаций
приводит к необходимости разделения
труда в сфере управления. Одна
группа – руководители высшего уровня
– обладает первичными полномочиями
и несет ответственность за определение
характера системы управления организацией,
т.е. процесса, с помощью которого
должны разрешаться проблемы организации.
Другая группа руководителей подчиняется
руководству высшего уровня. Входящие
в нее люди являются компонентами
системы управления, а их основная
обязанность состоит в выработке
решений.
Открытые системы добиваются
примирения двух, часто конфликтующих,
курсов действий. Действия по поддержанию
сбалансированности системы обеспечивают
согласованность и взаимодействие
с внешним окружением, что в
свою очередь предотвращает очень
быстрые изменения, которые могут
разбалансировать систему. Напротив, действия
по приспособляемости системы к
различным изменениям позволяют
адаптироваться к динамике внутреннего
и внешнего спроса. Один курс действий,
например, ориентирован на стабильность
и сохранение достигнутого положения
путем покупки, поддержания, проверки
и ремонта оборудования, набора и
обучения работников, использования
правил и процедур. Другой курс сосредоточивается
на изменениях посредством планирования,
изучения рынка, развития производства
новой продукции и т.п. И то и другое необходимо
в интересах выживания организации. Стабильные
и хорошо оснащенные организации, но не
приспособленные к изменению условий,
долго просуществовать не смогут. С другой
стороны, приспособляемые, но не стабильные
организации будут неэффективными и также
маловероятно, что они смогут долго существовать.
Организационная система
может достичь своих целей
с различными вложениями и трансформационными
процессами. Вот почему необходимо
рассматривать разнообразные формы
и способы решения возникающих
проблем, а не искать какой-либо один
«оптимальный» выход, приводящий к
быстрым результатам.
Понятие закрытой системы
порождено физическими науками.
Здесь понимается, что система
является самосдерживаемой. Закрытая
система, как это становиться по названию - отграничена от
окружающего мира. Взаимодействие происходит
только внутри системы между ее структурными
компонентами. Ее главная характеристика
в том, что она существенно игнорирует
эффект внешнего воздействия. Совершенной
системой закрытого типа была бы та, которая
не принимает энергии от внешних источников
и не дает энергию своему внешнему окружению.
Закрытая организационная система имеет
малую применяемость. Степень разграничения
открытой или закрытой систем меняется
в рамках систем. Открытая система может
стать более закрытой, если контакты с
окружением уменьшаются со временем. В
принципе возможна и обратная ситуация.
Свойства закрытых систем
- Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые. На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами.
- Адаптивность. Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.
- Централизованность. Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.
- Обособленность. Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого. Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.
- Совместимость. Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей. В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.
- Свойство «обратных связей». Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли.
- Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.
- Целостность — первичность целого по отношению к частям; появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.
- Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.
- Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.
Все системы имеют вход,
трансформационный процесс и
выход. Они получают сырье, энергию,
информацию, другие ресурсы и преобразуют
их в товары и услуги, прибыль, отходы
и т.п.
Крупные составляющие сложных
систем, таких как организации, человек
или машина, зачастую сами являются
системами. Эти части называются
подсистемами. Понятие подсистемы это важное
понятие в управлении. Посредством подразделения
организации на отделы руководством намеренно
создаются подсистемы внутри организации.
Системы, такие как отделы,
управления и различные уровни управления,
- каждый из этих элементов играет важную
роль в организации в целом, точно
так же как подсистемы вашего тела,
такие как кровообращение, пищеварение,
нервная система и скелет.
Социальные и технические
составляющие организации считаются
подсистемами. Подсистемы могут, в свою
очередь, состоять из более мелких подсистем.
Поскольку все они взаимозависимы,
неправильное функционирование даже самой
маленькой подсистемы может повлиять
на систему в целом. Работа каждого
отдела и каждого работника в
организации очень важна для
успеха организации в целом.
Хотя организации распадаются
на отдельные части или составные
элементы, они сами являются подсистемами
в рамках более крупной системы.
Существуют не только системы и подсистемы,
но и сверхсистемы. Классификация этих
понятий зависит от особенностей предмета
анализа. При этом целое не является простой
суммой частей, поскольку систему следует
рассматривать как их единство.
Без границы не существует
системы, и граница (или границы)
определяют то, где начинаются и
заканчиваются системы или подсистемы.
Границы могут быть как физическими,
так и иметь психологическое
содержание через такие символы,
как названия, форма одежды, ритуалы.
Концепция границ требуется для
более углубленного понимания систем.
Границы для закрытых систем являются
жесткими. Границы препятствуют экспорту
и импорту веществ, но открыты для энергии
( или информации).
Открытые системы организации
имеют опубликованный промышленный
стандарт и этот стандарт принят ведущими
производителями. В закрытой системе организации
стандарт продвигается одной определённой
фирмой и принят лишь ограниченным количеством
производителей.
В открытых системах организации
работают устройства различных производителей,
а в закрытых системах могут быть
объединены продукты лишь одного производителя
или ограниченного числа производителей.
В открытых системах организации
нет необходимости в услугах
инженера для обеспечения коммуникации.
Обычно применяется технология маршрутизации.
В закрытых системах необходимы комплексные
инженерные работы для обеспечения
коммуникации.
В открытых системах организации
над одним проектам работают несколько
интеграторов и используют несколько
типов графических пользовательских
интерфейсов на одну систему. В закрытых
системах над проектом работает только
один интегратор и используется один единственный графический
пользовательский интерфейс на одну систему.
В открытых системах организации
различные источники для конкурирующих
совместимых продуктов. В закрытых
системах один единственный источник
или ограниченное количество источников
продуктов.
Техобслуживание системы
в закрытых системах организации проводится только одной определённой
сервисной службой, а в открытых различными
сервисными службами.
У закрытых систем организации
в распоряжении лишь один инструмент
или ограниченное количество инструментов,
которые предназначены для устройств
только одного производителя, у открытых
система сетевого менеджмента для
электроинсталляций различных производителей.
Архитектура сети у закрытых
систем организации логическая многоярусная,
у открытых- логическая плоская.
В открытых системах организации
возможность расширения с помощью
"прозрачных" маршрутизаторов. ограниченные
возможности расширения, отсутствует
маршрутизация.
В закрытых системах организации
объёмное использование шлюзов как
к установленным ранее, так и
к новым системам. В открытых системах
нет необходимости в шлюзах за
исключением шлюзов к ранее установленным
системам.
В закрытых системах организации
допускаются решения только одного
единственного производителя, а открытых системах допускаются
решения независимых системных интеграторов.
Список используемой литературы:
- Алиев В.Г. Теория организации 2003 «Экономика» 431с.
- Баранников А.Ф. Теория организации Учебник для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 700 с.
- Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2009.- 264 с.
- Дафт Р.Л. Теория организации 2006 Юнити-Дана 736с.
- Олянич Д.В. Теория организации 2008 Феникс 416с.