Подготовка и переподготовка кадров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является комплексное изучение профессиональной подготовки и переподготовки работников. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии;
2. Изучить литературу, нормативную базу по данной теме;
3. Исследовать систему подготовки и переподготовки рабочих кадров в Курском ОАО «Прибор»;
4. Выработать основные направления совершенствования подготовки, переподготовки кадров в Курском ОАО «Прибор»;
5. Подвести итоги, сделать выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

Профессиональное  обучение осуществляется на основе действующего законодательства, регулирующего порядок  поступления в соответствующие  учебные заведения, организацию  учебного процесса, предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим  трудовую деятельность с обучением.

Так как  работники имеют право на обучение, я считаю, что его необходимо реализовывать, как можно чаще при современных, постоянно-меняющихся условиях, особенно юристам, неуспевающими за ежедневными  изменениями в законодательстве.

 

1.4 Права и обязанности сторон. Права работодателя

Необходимость профессионального обучения работников определяет сам работодатель. При  этом он исходит из конкретных задач  организации, перспектив ее развития, совершенствования существующих и  создания новых рабочих мест.

Профессиональное  обучение осуществляется на учебной  базе организации или по ее заявке в образовательных учреждениях  по учебным планам, разрабатываемым  самими организациями совместно  с этими учреждениями.

Конкретные  формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также перечень профессий  и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение на производстве, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом следует иметь в виду, что обучение женщин и несовершеннолетних проводится только по профессиям и  для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда.

Трудовой  кодекс в ч.4 ст. 196 ТК РФ возложил на работодателя обязанность в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, повышать квалификацию работников, если это является условием выполнения ими  определенных видов деятельности. Обязанности  работодателя в приложении 1. Так, постановлением Правительства РФ "Об организации  переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных  органов исполнительной власти" руководителям соответствующих  органов вменено в обязанность  определять конкретные сроки и формы  повышения квалификации государственных  служащих. Постановление Правительства  РФ от 13 сентября 1994 г. «Об организации  переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных  органов исполнительной власти»

Руководители  федеральных органов исполнительной власти обязаны также: ежегодно на основании  расчета потребности в обучении кадров разрабатывать мероприятия  по повышению квалификации государственных  служащих, обеспечивающие возможность  поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных  полномочий; в установленные сроки  представлять в Минтруд России предложения  по объемам и структуре государственного заказа на повышение квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным.[12]

Как предусмотрено  ч.5 ст. 196 ТК РФ, работодатель обязан создавать  работникам необходимые условия  для совмещения труда с обучением. Так, для работодателя являются обязательными  требования ст.94 ТК РФ, в соответствии с которыми продолжительность ежедневной работы (смены) учащихся общеобразовательных  учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального  образования совмещающих учебу  с работой, не может превышать 2,5 часа (для лиц в возрасте от 14 до 16 лет) и 3,5 часа (для лиц в возрасте от 16 до 18 лет). Работникам, совмещающим  трудовую деятельность с обучением  в образовательных учреждениях, работодатель обязан предоставлять  гарантии, предусмотренные главой 26 ТК.

Таким образом, работодатель должен вкладывать денежные средства в обучение своих работников в своих же интересах. Потому что, многие работодатели в настоящее  время стараются, как можно больше сократить персонал, чтобы не платить "лишним" людям заработную плату. Тогда для достижения этой "мнимой" цели им нужно будет обучить имеющихся  работников, сделав их более профессиональными!

 

1.5. Повышение квалификации рабочих

Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности.

Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование  профессиональных знаний, умений и  навыков мастерства по имеющимся  профессиям.

Индексатором, свидетельствующим о необходимости  повышения квалификации рабочих  служит, наметившееся снижение среднего разряда рабочих, отставание разряда  рабочих от разряда работ.

Другим  индексатором может быть рост бракованной  продукции по вине рабочего.

Система повышения квалификации, сложившаяся  на производстве, включает:

1. производственно-технические курсы;

2. курсы целевого назначения;

3. школы передовых приемов и методов труда;

4. курсы бригадиров;

5. самостоятельно

Производственно-технические  курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения  производственных умений и технических  знаний рабочих до необходимого для  выполнения ими работ уровня, в  целях повышения квалификации рабочих  в пределах данной профессии и  специальности. Численность обучающихся  от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность  обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально  в пределах от трех месяцев (с отрывом  от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение производственно-технических  курсов заканчивается сдачей экзамена.

Курсы целевого назначения создаются непосредственно  на предприятиях для изучения новой  техники, оборудования, технологии, техники  безопасности, прогрессивных форм организации  труда. Их задача – краткосрочное  обучение вновь принятых на предприятие  квалифицированных рабочих с  тем, чтобы в течение первого  месяца работы на предприятии они  могли усвоить особенности технологических  процессов.

Обучение  ведется в учебных группах  численностью от 5 до 30 человек по учебным  целевым программам продолжительностью обучения, как правило до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом  экзаменов.

Школы передовых  принципов и методов труда  создаются в целях массового  освоения рабочими приемов и методов  труда передовиков и новаторов  производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду.

Обучение  включает в себя практические занятия  на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе  на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов.[6]

Школы заканчиваются  проведением итогового занятия  с докладом руководителя школы и  консультанта о достигнутых результатах.

Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма  труда.

Курсы комплектуются  из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих  высший квалификационный разряд.

Курсы создаются  как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так  и для повышения их квалификации.

Назначение  курсов – вооружить руководителей  первичных коллективов знаниями в области безопасной организации  производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации  и стимулирования труда, рыночного  механизма хозяйствования. Заканчиваются  собеседованием или приемом зачета.

Для принятия управленческих решений важен анализ дифференциации уровня заработной платы  в зависимости от квалификации рабочих  с целью выяснения наличия  материальных стимулов в повышении  квалификации.

Повышение квалификации связано с определенными  издержками как для предприятия, так и для работника. Это затраты  на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и так далее. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.

Показателями, характеризующими работу по повышению  квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура  обучающихся по формам повышения  квалификации, по срокам обучения, а  также доля повысивших разряд в общей  численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и тому подобное.

Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий  уровень теоретических знаний и  профессиональный опыт, которые освоили  вторые и смежные профессии, применяют  рациональную организацию труда  на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических  курсах, имеют установленное для  данной профессии и разряда общее  образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический  процесс выполняемой работы, правила  технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии.

Если  рабочему наряду с выполнением работы по основной специальности поручено совмещение работ другой профессии, то при установлении или повышении  разрядов учитывается также уровень  подготовки по совмещаемой профессии.

Если  рабочему первоначально был присвоен разряд ниже, чем он имел на предыдущем месте, то этот рабочий может быть аттестован после выполнения пробной  работы и допущен к сдаче квалификационного  экзамена на очередной разряд при  наличии свидетельства без предварительного профессионального обучения.

Основанием  для присвоения, повышения и подтверждения  разряда является:[6]

1. обучение рабочих на производственно-экономических курсах в течении 4-х лет;  успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов;

2. аттестация рабочего, работающего по более низкому разряду, чем указано в свидетельстве по этой профессии, успешное выполнение пробной работы и сдача квалификационных экзаменов; аттестация рабочего, не имеющего свидетельства по профессии, но при стаже более 3-х лет по более высокому разряду, успешное выполнение пробы и сдача квалификационных экзаменов;

3. во всех случаях повышение разряда производится только рабочим, успешно выполняющих работы более высокого разряда не менее 3-х месяцев и сдавшим квалификационный экзамен в установленном порядке.

С целью  мотивации работников к обучению и саморазвитию используется не только правильно организованная оплата труда  с ориентацией ее на конкретные результаты работы, но и увязка продвижения  работников в профессионально-квалификационном плане с повышением ими своей  квалификации.

 

1.6 Задача и сущность кадровой политики

Известно, что в нашей стране занято большое  количество высококвалифицированных  специалистов и руководителей. Рост их числа выступает одним из важных факторов повышения эффективности  всего общественного развития. За многие годы была проделана значительная работа по дальнейшему улучшению  качественного состава и расстановки  руководящих кадров, повышению их квалификации. [2]

Эффективное использование кадров управления предполагает их экономически обоснованное распределение  по предприятиям, отраслям, экономическим  районам, рациональное использование  в соответствии с уровнем приобретенных  знаний, квалификации и профессией, применение кадров управления на тех участках, где их труд будет использован с большей отдачей, создание условий для повышения производительности их труда.

Выполнение  поставленной задачи - осуществить  переворот народного хозяйства  и всей системы управления к достижению наиболее высоких конечных результатов - предполагает дальнейшее совершенствование  хозяйственного механизма. Для его  успешного функционирования необходимы соответствующие управленческие кадры, так как эффективность всей деятельности зависит от подготовленности управленческих кадров к работе в новых условиях.

Многое  предстоит сделать для того, чтобы  улучшить отбор, воспитание и оценку управленческих кадров, преодолеть сложившиеся  стереотипы и инерцию хозяйственного мышления.

Но в  настоящее время, когда на первый план выдвигаются задачи по ускорению  работы по совершенствованию всей сферы  руководства экономикой - управления, планирования, хозяйственного механизма, актуальность реализации конкретных задач  кадровой политики неизмеримо возрастает.

В настоящее  время содержание, вкладываемое в  понятие “кадровая политика", обогатилось. Однако прежде чем раскрыть качественно новое содержание этого  термина, отметим, что в научной  литературе существуют различные точки  зрения на эту проблему.

Мнение  ряда исследователей склоняется к тому, что кадровая политика - это генеральное  направление в кадровой работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях правительства  на длительную перспективу или отдельный  период. Они выделяют также понятие  “кадровая работа”, включая в  ее содержание подготовку кадров, их подбор, расстановку, использование, переподготовку, воспитание, организацию творческого  роста, создание кадрового резерва, планирование движения кадров, их переаттестацию.

Информация о работе Подготовка и переподготовка кадров на предприятии