Преимущества и недостатки различных организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа эффективности и выявление преимуществ и недостатков различных организационных структур управления.
Современное предприятие – это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления – использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I: Теоретические аспекты организационных структур управления
1.1 Понятие и сущность организационной структуры управления …………...5
1.2 Типы организационных структур и условия их применения …………….11
1.3 Преимущества и недостатки различных типов организационных
структур …………………………………………………………………………17
1.4 Виды организационных структур управления ……………………………19
Глава II: Анализ различных организационных структур управления
2.1 Анализ особенностей организационных структур западных стран ……..22
2.2 Выбор структуры банка……………………………………………………..28
Глава III: Перспективы развития организационных структур
3.1 Виртуализация бизнес-систем ……………..……………………………….36
3.2 Обучающиеся организации ……………………………………………….. 41
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………...48
Приложение 1. Организационная структура КБ «Финансовый стан»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории орг.docx

— 68.51 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.

Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.),  ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).

Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и  в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

 

1.4 Виды организационных структур управления

 

Существуют следующие организационные структуры управления:

· Линейная;

· Многолинейная (функциональная);

· Линейно-штабная

Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного  подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия  руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует  принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не   имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. 

В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а  каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует  в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки. Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут  быть устранены многолинейной структурой.

Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию.

Функциональное управление существует наряду с линейным,  что создает двойное подчинение для исполнителей.

Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять  все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая  функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и недостатки. Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.

Линейно-штабная организационная структура управления. При такой структуре  управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель,  возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный  аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Таким образом, линейно-штабная структура включает в себя специальные функциональные подразделения (штабы) при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Глава II: АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Анализ особенностей организационных структур западных стран

 

Организационная  структура  предприятия,  в  основном,  зависит от правовой формы, т.е. от его устава. Однако организационные структуры, применяемые сейчас в экономике, специально не разрабатывались  для  предприятий.  Они формировались,  в  основном, в  соответствии  с  историческими  и  социальными условиями того времени,  когда  вступали  в  силу,  и  зависели  от  социальных  и экономических идей государства и общества на конкретном историческом этапе.

Когда  в 30-е  годы  позапрошлого  столетия  в Европе  зарождались первые промышленные предприятия,  примером  организации управления  этими предприятиями служило  абсолютистское государство  со  своей  армией и административным аппаратом. Для  абсолютистского  государства характерно наличие командно-бюрократической  структуры, т.е.  соотношение  команд (распоряжений) и  повинностей,  отправным  пунктом  была  персона монарха. Теоретик  государственного  абсолютизма  Иоганнес  Бодинус в  своей  работе «Шесть книг о республике», написанной в 1576 г. определил принцип суверенитета следующим  образом:  «Сувереном (государем)  является тот,  кто - кроме бессмертного  бога – никого  не  признает  больше,  чем  самого  себя».  Принцип, по  которому  монарх  является  абсолютным  государем судеб  своих подчиненных,  а  потому  обязан  предоставлять  им защиту,  использовался и при создании  первых  промышленных предприятий.  Роль  абсолютного  государя брал на себя предприниматель.  Если  государство  было  собственностью монарха, то предприятие  и  все  средства  производства  становились имуществом предпринимателя.

Эта система функционировала до тех пор, пока предприятия по своему размеру были  еще обозримы  и  пока  предприниматель  был способен  сам заниматься всеми  важными  вопросами  работы предприятия. Однако  развитие техники, дальнейшее  углубление разделения  труда  и  специализации  привело  к  тому,  что командно-абсолютистская  система  перестала  соответствовать развивавшимся на  этой  основе  новым  экономическим  отношениям. Задача руководителя предпринимателя  уже  не  заключалась  в том,  чтобы давать своим подчиненным команду сверху, и на предприятиях стали больше не нужны только те работники, которые не  думая,  подчинялись приказаниям сверху. Наоборот,  все  больше требовались те специалисты, которые могли самостоятельно думать и действовать. Таким образом, подчиненные превращались в сотрудников. Медленно и постепенно развивалась  новая система управления предприятием, которая буквально называется «руководство в соотношении с сотрудничеством».

Каковы же основные принципы такой системы управления?

1. Решение  на  предприятии  не  принимается  односторонне, сверху одним лишь предпринимателем  или  руководителем.  Его  принимают  сотрудники  на  тех уровнях, где оказывается в силе это решение.

2. Сотрудники  руководствуются  не  отдельными  распоряжениями сверху,  а имеют свои  четко  разработанные  сферы  действия  с полномочиями  и компетенциями.

3. Ответственность  не  концентрируется  на  верхнем  уровне управления. Она является частью компетенции других сотрудников, по сферам деятельности.

4. Практически самым важным является то, что вышестоящая инстанция имеет право принимать только те  решения,  которые нижестоящие инстанции принимать не вправе.

Для  более  полного  представления  организационной  структуры западных предприятий следует проанализировать работу предприятия на всех уровнях.

Первым  шагом  в  их  организации  является  определение  отдельных позиций, задач, полномочий, для  того  чтобы  на  этой  основе  выявить  соответствующую ответственность. Необходимо подчеркнуть, что при сильной конкуренции на Западе гибкость  и эластичность  организационной  структуры  предприятия, а также быстрый  и  свободный  поток  информации  снизу  вверх  являются иногда решающим  фактором выживания  на  рынке. Следовательно, так называемое «делегирование» (передача) полномочий и ответственности становится ведущим принципом современной структуры управления на западных предприятиях.

Что же включает в себя принцип «делегирования» компетенции и ответственности?

1. Сотруднику предоставляется определенная сфера деятельности (задачи с соответствующими  полномочиями),  в  рамках которой  он  обязан  действовать и принимать решения самостоятельно. Он  несет  полную  ответственность  за  то, что делает или не делает.

2. Начальник  не  имеет  права  вмешиваться  в  сферу  деятельности своих подчиненных и  не  может  в  рамках  этой  сферы  принимать самостоятельных решений, кроме  случаев  возникновения  серьезной опасности.  Он  должен осуществлять, главным образом, контроль за работой своих сотрудников.

Организационная  структура  предприятий  делится  на  сферы деятельности вне зависимости  от  способностей  сотрудников. Это означает,  что  сферы деятельности (функции)  должны  быть определены  не  по  заказу  в  зависимости от качества  и  знаний сотрудников,  а  в  соответствии  с  данной  организационной структурой. Можно  сказать,  что  должность  ищет  своего  человека, а  не  человек рабочее место. При этом необходимо руководствоваться следующим:

1. Во  всех  подразделениях  и  на  всех  уровнях  управления предприятием имеются сотрудники,  которые  готовы  и  способны работать  по  принципу «делегирования» ответственности  и способности  которых  во  многих  случаях превосходят уровень занимаемого ими положения и их полномочий.

2. Вместе  с  ними  есть  и  сотрудники,  способности  которых  не соответствуют или только  частично  соответствуют  потребностям занимаемой должности.

Это  нередко  оказывается  результатом  существовавшей  прежде командно-административной  структуры,  не  позволявшей  сотрудникам развивать свои способности.

Итак,  организационная  структура  предприятия  становится обозримой, позволяет правильно  определить  размеры  заработной  платы,  вести  эффективное кадровое  планирование  и создает реальные  условия  для  успешного  решения задач по рационализации. Почти на всех крупных западных предприятиях наряду с так называемой  линейной  организацией  прямой подчиненности существуют  и рабочие группы, которые подчиняются непосредственно высшему руководству и не имеют  линейных  функций подчиненности,  говоря  иначе,  они не  могут  давать указания другим  подразделениям предприятия. Они называются штабными органами. Их  задача  состоит,  прежде  всего, в том, чтобы умело консультировать руководство. Такие  «штабы»  существуют  в основном  для  выполнения следующих функций:

- ведение  «public relations»,  т.е.  установление  связей  с общественностью  и прессой;

- осуществление  контроля  за  деятельностью  предприятий, принадлежащих данной  компании,  но  не  входящих  в  ее структуру, т.е. работающих сравнительно самостоятельно (дочерние фирмы);

- осуществление работ по планированию;

- предоставление правовых и налоговых консультаций.

Крупные и средние предприятия вынуждены постоянно приспосабливать свою  организационную структуру к меняющимся потребностям рынка. Не зря говорят, что  единственной  постоянной величиной  в  организационных структурах остается их постоянное изменение.

Большую  роль,  и,  прежде  всего,  для   крупных  западных предприятий,  играет информация.  Имеется  в  виду  взаимный  обмен информацией  между сотрудниками и руководством  о целях  и результатах  работы  предприятия,  об изменении ситуации на  рынке. Управленческая  структура  должна  быть  в такой степени гибкой, чтобы предприятие не только просто приспосабливалось к меняющейся ситуации на рынке, но  и  делала  это  своевременно  и  в  полном соответствии с целями предприятия.

Не  зря  почти  все  предприятия  борются  с  феноменом  окостенения организационной структуры. Даже крупные международные концерны достаточно часто кардинально меняют свою организационную структуру.

Информация о работе Преимущества и недостатки различных организационных структур управления