Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 18:30, контрольная работа
Целью контрольной работы является выявление особенностей основных принципов организации.
В соответствии с целью, основными задачами при написании контрольной работы являются:
- рассмотреть общие принципы организации;
- выявить особенности реализации принципов управления в ООО «ПК «БСЗ»;
- предложить направления совершенствования принципов управления на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие принципов управления 5
1.2 Общие принципы организации 8
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В
ООО «ПК БСЗ» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 12
2.2 Реализация принципов управления на предприятии 16
2.3 Совершенствование принципов управления предприятием 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Министерство Образования Российской Федерации
ИЭУП
Контрольная работа
по дисциплине «Теория организации»
на тему:
" Принципы организации "
Группа Д1231-у
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие принципов управления 5
1.2 Общие принципы организации 8
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ В
ООО «ПК БСЗ» 12
2.1 Организационно-экономическая
2.2 Реализация принципов
2.3 Совершенствование принципов управления предприятием 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Слово «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.
В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.
Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.
Актуальность темы для написания контрольной работы обусловлена тем, что принципы менеджмента определяют основные требования к системе, организации и структуре процесса управления. Другими словами, управление организацией должно осуществляется с использованием основных положений и правил, которыми должны руководствуются менеджеры на всех уровнях. Это «линия» поведения менеджера.
Первые упоминание о принципах управления датируются 1912 годом, и автором их считают американца Г. Эмерсона. Но все же основоположником является А. Файоль.
Все принципы менеджмента, возможно отнести к двум группам - общие и частные. К общим относят принципы системности, применимости, интеграции, ориентации на ценности, многофункциональности. Принцип применимости – это руководство к действию для работающих на предприятии сотрудников. Принципы системности охватывают всю систему с учетом взаимосвязей и открытости собственной структуры. Принцип многофункциональности – это объединение различных аспектов деятельности: материальных (ресурсы, услуги), смысловых (достижение конечной цели), функциональных (организация труда). Принцип ориентации на ценности включает в себя такие ценности, как гостеприимство, честные и выгодные услуги и т.п.
Целью контрольной работы является выявление особенностей основных принципов организации.
В соответствии с целью, основными задачами при написании контрольной работы являются:
- рассмотреть общие принципы орг
- выявить особенности
- предложить направления
Объектом исследования при написании контрольной работы является ООО «ПК «БСЗ». Предмет исследования – принципы организации.
1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие принципов управления
Под основными закономерностями управления - будем понимать объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения или взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование систем управления.
Менеджмент и его теория: комплексный и междисциплинарный характер. В качестве основных закономерностей менеджмента как теории управления исследуются следующие категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними: социально-экономические; социально-психологические и организационно-технические.
При этом к объективам менеджмента относятся: инновации, производство, рынок, финансы, информация, снабжение и сбыт, кадры; а субъектами являются менеджеры.
В связи с этим менеджмент представляет собой методы и технику управления организацией (предприятием) для достижения поставленной цели при оптимальном использовании людских, материальных и финансовых ресурсов.
Предметом рассмотрения теории управления
являются управленческие (организационно-
При рассмотрении предметной области управления в узком аспекте она представляется как организационно-технические категории управления; а рассмотрение управления как информационного процесса (при заданных целях и системе критериев эффективности) есть предмет исследования кибернетики.
Процесс управления включает сбор, переработку и передачу информации (предмет управленческого труда), используемой для выработки решения (продукт управленческого труда). Средства труда в управленческой деятельности - это методы и средства обработки и анализа информации и принятие на этой основе конкретных решений.
Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах производственной деятельности. Однако, кибернетика изучает общие закономерности процесса управления преимущественно с количественной стороны, безотносительно к качественной сущности и содержанию управления.
Управление производством (предприятием) базируется на общих основах экономического развития, которые определяют цели, принципы, методы управления и другие категории, составляющие предметную область исследования теории управления. [5, с.89]
При системном рассмотрении все категории управления связывают обычно с субъектом управления (человеком), находящимся в центре системы управления. Но человек - только часть, хотя и существенная, производительных сил, развивающихся по объективным законам, которые взаимосвязаны с законами развития природы и общества в целом. Лишь в неразрывном единстве со средой любая система проявляет свою целостность.
Существующие законы, закономерности и оправдавший себя опыт управления обобщен в основных принципах управления, т.к закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами (рис. 1)
Закономерности управления |
Принципы управления Существующий способ производства Формы собственности, социально-политическая структура, культура, национальное, духовное развитие |
Опыт (образцы) управления |
Рисунок 1 - Факторы, определяющие принципы управления.
Принципы управления условно классифицируются:
- общие для всех видов управления;
- относящиеся ко всем компонентам системы управления;
- специфические для управления конкретным производством;
- относящиеся к отдельным частям системы управления.
Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой деятельности.
Общие принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы. [5, с.90]
Кибернетические принципы совпадают, как правило, по формулировке с соответствующими законами управления, взаимосвязаны и отражают целостность системы принципов в единстве их проявления в любой управляемой системе.
Следует отметить, что в результате применения общих принципов, увеличивается число требований (частных принципов), которые необходимо выполнять по мере приближения к непосредственному объекту управления, что бы реализовать общие принципы (например: к частным принципам менеджмента можно отнести: научность в сочетании с элементами искусства; функциональную специализацию в сочетании с универсализацией; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; обеспечения единства прав и ответственности; или при их декомпозиции выделить принципы: целенаправленности; последовательности управленческих действий; состязательности; максимального вовлечения исполнителем в принятие решений. [11, с.102]
Нельзя при этом считать какие-то принципы главными, основными, другие второстепенными.
Любой из принципов управления осуществляется в конкретной управленческой деятельности (функциях управления), завершаясь принятием управленческих решений и выработкой управляющих воздействий - т.е. основных форм отношений.
Таблица 1 – Характеристика принципов управления
Группа принципов |
Перечень признаков |
1. Как надо руководить (работать) |
Экономичность, Действенность, инновация, единоначалие, коллегиальность, мотивация, лидерство, научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров, обеспечение обраной связи, ориентация на потребителя, предпринимательство, оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления, коллективность принятия решения, сочетание прав, обязанностей и ответственности |
2 Как не надо руководить (работать) |
бюрократизм, волокита, несамостоятельность суждений, неумение работать с людьми, безынициативность, отрыв слова от дела. |
1.3 Общие принципы организации
Можно выделить следующие основные принципы менеджмента (табл. 5).
Главным в менеджменте считается принцип научности в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует сведения многих наук, что вызвано сложностью и разнообразием решения проблем современной хозяйственной практики. Вместе с тем ситуации во внешнем окружении и внутренней среде организации меняются и могут меняться так стремительно, что на поиск научно обоснованного решения проблемы нет времени. Тогда успех зависит от искусства, мастерства руководителя. Мастерство определяется умом, знаниями, опытом и талантом.
Принцип целенаправленности означает, что менеджмент как процесс должен быть ориентирован на решение конкретных проблем организации.
Суть принципов функциональной специализации и универсальности заключается в том, что к любому объекту менеджмента требуется индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям функционирования объекта управления. В то же время действия менеджмента направлены на руководство людьми. Поэтому в менеджменте должно быть универсальное, нечто общее для руководства людьми.
Таблица 5 – Общие принципы менеджмента
Название принципа |
Общая характеристика |
принцип научности |
важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них |
принцип системности и комплексности |
важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны |
принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений |
за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации |
принцип демократического централизм |
означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы |
принцип баланса власти |
основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя |
принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов |
экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов |
принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации |
через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами |