Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение безработицы в современной экономике, ее причин, видов, последствий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Безработица, её виды, причины и последствия.……………………….5
1.1. Сведения о безработных…………………………………………………...5
1.2.Причины возникновения безработицы…………………………………….7
1.3. Виды безработицы………………………………………………………….9
1.4. Виды безработицы………………………………………………………...12
1.5. Последствия безработицы…………………………………………..........18
Глава 2. Проблема безработицы в России…..….……….…….………….……..20
2.1.Состояние рынка труда в условиях кризиса в РФ..….………………….20
2.2.Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости…….……..23
Глава 3. Проблема безработицы в Кировской области………………………..29
3.1. Уровень безработицы в Кировской области…………………………...29
3.2. Пути решения проблем…………………………………………….……30
Заключение………………….…………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

TON.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Циклическая безработица опасна еще и тем, что, кроме социальных бедствий, она приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание известный американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена:

(Y – Y*)/Y* = - λ (U – Un),

где Y – фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП, U – фактический уровень безработицы, Un – естественный уровень безработицы, λ (в абсолютном выражении) – эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются рабочие сельского хозяйства, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками. Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например, всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах.

Технологическая безработица – разновидность структурной, возникает в результате внедрения новых технологий и замены людей машинами.

Институциональная безработица возникает как следствие существующих в стране пособий по безработице [3].

 

1.5. Последствия безработицы

Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на
национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне
безработицы снижается объем ВВП. Как и любое явление, безработица имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно
получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает
неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену
рабочей силы.

Она имеет не только негативное последствие, безработица – одно из
условий нормальной и бесперебойной функции экономики.

Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный
сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда
устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего
дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.

Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном
трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает
дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения,
приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический
климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с
увеличением численности безработных, уменьшается число заключенных браков.
Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже
социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый
уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень
безработицы более 10-12 %.

Положительные последствия безработицы:

      Экономия на заработной плате.

Качественный подбор кадров, улучшение дисциплины на производстве.

      Подталкивание граждан к повышению квалификации, уровню образования.

Растет активность населения, развивается производство.

      Рост безработицы в краткосрочном периоде может снизить уровень инфляции.

      Обеспечивает формирование резерва рабочей силы.

Отрицательные последствия безработицы:

      Экономические потери, измеряемые стоимостью не произведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений, ростом затрат на выплату пособий по безработице.

      Недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества.

      Ухудшение качества жизни безработных и их семей.

      Снижается рождаемость, средняя продолжительность жизни, увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж.

      Нерабочее состояние трудоспособных граждан.

Глава 2.  Современное положение на рынке труда в Российской Федерации

 

2.1. Состояние рынка труда в условиях кризиса в РФ

Безработных становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты. Правительственные меры по переобучению и миграции отечественные рекрутеры оценивают весьма скептически.

В нынешнее время, когда волна мирового экономического кризиса, захлестнув всю мировую экономику, понемногу начинает отступать, проблема безработицы обостряется ещё сильнее.[8]

На протяжении кризиса, начиная с октября 2009 года по нынешнее время, уровень безработицы в России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период общая численность уволенных достигла 950 тыс., человек. Цифра конечно существенная, но в целом этот показатель не на много выше чем в странах Евросоюза и ниже чем у всех стран СНГ. Но статистика отражает лишь верхушку проблемы и если рассматривать безработицу в России в разрезе экономического кризиса, то стоит выделить ряд негативных аспектов.

Во-первых, кризис не только увеличил уровень безработицы, но и понизил качество занятости. Предприятия с целью экономии средств снижают уровень заработной платы, при этом люди ощущая боязнь вообще потерять работу, идут на уступки.

Во-вторых, безработица 2010 года в России носит не столько цикличный сколько системный характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн. человек, которые нигде не работают и при этом не считаются безработными. Они просто находятся за пределами рынка труда. Эти люди, живущие в основном в малых городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой в большей степени социальные последствия, нежели экономические.

В-третьих, безработица 2010 года в России точно не пойдёт на спад в первой половине 2010 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона увольнений. И рассчитывать, что дефицит рабочих мест не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда восстановится не раньше чем через 3 года.

 

Уровень безработицы в 2008 - 2009 годах изображен на рисунке 2:

Рисунок 2 – Безработица 2008 - 2009

 

Реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. На то есть две причины. Пособие по безработице очень невелико – для крупных мегаполисов это мизерная сумма, поэтому люди предпочитают не тратить время зря, а скорее искать новую работу. Другая причина – сложности при постановке на учет на бирже труда, огромные очереди отнимают много сил и времени.

Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж. [9]

Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее всего пострадали от кризиса, это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.

 

Рисунок 2 – Уровень официально зарегистрированной безработицы.

(на конец месяца, процентов)

 

Более всего безработица 2010 года ударяет по российской молодёжи. Около трети молодых людей не могут найти работу. Данная проблема в России стоит очень остро и требует системных изменений, так как у нас практически не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей слишком завышены ожидания. А работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта. Данная проблема, на фоне мирового кризиса с серьёзным дефицитом рабочих мест, и таких проблем нашей молодёжи, как алкоголизм и наркомания, в России мы можем иметь «эффект потерянного поколения».

Естественно все эти проблемы требуют решения. Причём правильные шаги нужны, как со стороны государства и власти, так и со стороны общества в целом и каждого его члена в отдельности.

 

2.2. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости

 

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году стали:

- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

- поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;

- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

Реализация региональных программ в 2010 году должна была обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс. человек, стажировки 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания  1,4 млн. дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тысяч специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела  169,1 тыс. человек.

На указанные цели в федеральном бюджете на 2010 год было предусмотрено выделить 36,3 млрд. рублей. 

Субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен положительный опыт реализации:

- организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения; 

- опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; 

- оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность.

А также по новым направлениям:

- опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;

- содействие трудоустройству инвалидов.

В течение 2010 года осуществлялась программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получил около 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес активно привлекается к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Идет совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.

Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости. 

1) В декабре 2008 года были внесены изменения в Федеральный закон «О занятости населения».

2) Правительство получило специальное право на разработку и реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

3) Проведение соответствующих региональных программ.

На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти совместно с бизнесом - обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

Информация о работе Проблемы безработицы в России