Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа
Цель работы: изучение безработицы в современной экономике, ее причин, видов, последствий.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Безработица, её виды, причины и последствия.……………………….5
1.1. Сведения о безработных…………………………………………………...5
1.2.Причины возникновения безработицы…………………………………….7
1.3. Виды безработицы………………………………………………………….9
1.4. Виды безработицы………………………………………………………...12
1.5. Последствия безработицы…………………………………………..........18
Глава 2. Проблема безработицы в России…..….……….…….………….……..20
2.1.Состояние рынка труда в условиях кризиса в РФ..….………………….20
2.2.Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости…….……..23
Глава 3. Проблема безработицы в Кировской области………………………..29
3.1. Уровень безработицы в Кировской области…………………………...29
3.2. Пути решения проблем…………………………………………….……30
Заключение………………….…………………………………………………….33
Библиографический список……………………………………………………...35
В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Переобучение будет проходить в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы будет происходить по направлению службы занятости, которая будет информировать гражданина обо всех доступных программах. Переобучение будет проводиться на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые смогут предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.
Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).
Дополнительные бюджетные средства выделяются на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.
Глава 3. Проблема безработицы в Кировской области.
3.1. Уровень безработицы в Кировской области
Почти все предприятия сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов. Самая эффективная и продуманная кадровая политика трещит по швам, сталкиваясь с действительностью.
Одних специалистов в области - переизбыток, других – дефицит. Причем дефицит серьезный – 17 тысяч вакансий. 30% из них – в обрабатывающих отраслях.[14]
Общий уровень безработицы в области – 5,3% (для сравнения: в Приволжском федеральном округе – 6,2, в Российской Федерации – 6,1%).
На сегодняшний день 10,3 тысячи человек трудоспособного возраста официально зарегистрированы в качестве безработных, а значит, «выключены» из экономики региона. Среди них – выпускники школ, училищ, вузов, люди среднего и предпенсионного возраста.
Можно выделить основные причины потери работы:
- сокращение рабочих мест;
- устаревание профессии;
- нежелание работника повышать свой профессиональный уровень.
И все же главная причина, способствующая попаданию человека в категорию безработных, по мнению начальника управления государственной службы занятости населения Кировской области Юрия Николаевича Лаптева, - вятский консерватизм. То есть нежелание повышать профессиональную квалификацию или искать себя в новом деле, боязнь переездов на жительство из одного населенного пункта в другой, где есть возможность найти работу по специальности. Это настоящий тормоз на пути эффективной реализации существующих специальных программ.
Но ясно и другое: чтобы увеличить профессиональную подвижность населения, нужна серьезная мотивация. Ее могут предложить только работодатели. Но пока самой используемой формой увеличения привлекательности рабочего места является соцпакет. Не густо. Хотя для высококлассных специалистов и сейчас условия самые выгодные, вплоть до предоставления жилья.
3.2. Пути решения проблем
В комплексе антикризисных мер, реализуемых Правительством области, особое значение имеет областная целевая программа «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году» (далее – Программа), участниками которой на 01.10.2010 стали 45,8 тыс. человек. [15]
Результатами реализации Программы являются также:
- создание 38,8 тыс. рабочих мест для организации общественных, временных работ для ищущих работу и безработных граждан;
- сохранение около 5 тыс. рабочих мест, ранее намечавшихся к сокращению;
- организация собственного бизнеса и самозанятости 1504 безработными гражданами и создание ими 173 дополнительных рабочих мест;
- создание 87 специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- сокращение численности привлекаемых иностранных работников на 165 человек.
Затраты финансовых средств на мероприятия Программы на 01.10.2010 составили (без ОАО «Молот») 569,5 млн. рублей федерального бюджета (79,5% от выделенных средств) и 31,6 млн. рублей областного бюджета (68,8%).
Особое значение Программа имеет для градообразующих предприятий и населенных пунктов с моноструктурным типом экономики. В рамках её мероприятий приняли участие 10,7 тыс. человек, проживающих в монопоселениях, или 23,4% от всех участников Программы. Результатами реализации мероприятий Программы в монопоселениях являются улучшение социально-экономического положения на большинстве градообразующих предприятий, снижение уровня регистрируемой безработицы на рынках труда монопоселений.
Особые меры по поддержанию занятости населения, предприняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 459 в городе Вятские Поляны для работников ОАО «Молот», на реализацию которых дополнительно выделено 171,9 млн. рублей федерального и 9,0 млн. рублей областного бюджетов. По состоянию на 20.10.2010 в них приняли участие 927 чел., 724 чел. – в мероприятиях по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, освоено 13,1 млн. рублей федерального бюджета и 0,7 млн. рублей областного бюджета.
Наряду с мероприятиями Программы областной службой занятости населения в рамках осуществления полномочий по содействию занятости населения выполнялись мероприятия областной программы содействия занятости населения на 2010 год. Их совокупное осуществление обеспечило трудоустройство 70,4 тыс. человек ищущих работу и безработных граждан. Кроме того, предоставлены государственные услуги: по социальной адаптации 3,6 тыс. человек; обучению новым профессиям или повышению квалификации 7,9 тыс. человек (в том числе 3,0 тыс. человек – по опережающему обучению); профориентации и психологической поддержке 20,2 тыс. человек.
Затраты на мероприятия активной политики занятости в рамках осуществления полномочий по содействию занятости населения за 9 месяцев 2010 года составили 152,6 млн. рублей, в том числе 77,7 млн. рублей субвенции федерального бюджета, 18,5 млн. рублей средств местных бюджетов, 56,4 млн. рублей средств работодателей. На социальную поддержку безработных граждан израсходовано 658,1 млн. рублей федерального бюджета. Пособие по безработице ежемесячно получали 23,7 тыс. безработных граждан, стипендию в период обучения по направлению службы занятости – 1,5 тыс. человек, досрочную пенсию – 1,6 тыс. человек.
Управление службы занятости населения пытается выровнять существующие дисбаланс спроса и предложения. Ориентирует выпускников школ на выбор востребованных специальностей, безработным дает шанс получить новую профессию.
Ищущим работу, служба занятости может предложить целый перечень услуг: обучение навыкам поведения на рынке труда, профессиональную диагностику, бесплатное профессиональное обучение, полную информацию о существующих вакансиях и трудоустройство [6].
Заключение
В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на
социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она
остается в центре внимания и населения, и научной общественности. Она затрагивает почти все слои общества, начиная от студентов, заканчивая людьми пожилого возраста.
Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.
Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.
Программ сокращения числа безработных в разных странах придумано немало, но важно понимать одно: все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить безработицу. Такой результат достигается только при общем улучшении экономической ситуации в стране. Тогда в ней начнет расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до этого на пособие по безработице. Именно такое развитие событий нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.
Изучение безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности
безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой
занятости была организована регистрация безработных, со всеми
вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в
трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали
проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая
история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение
проблемы.
Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня
существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить,
что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому
- ускорение темпов роста численности циклической и структурной
безработицы.
Преодоление этих тенденций предполагает, прежде всего, расширение
информационной базы о безработице. Сегодня мы располагаем достаточной
информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности
и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по
занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему
месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безработицы.
Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.
Оценивая деятельность государства в целом по сокращению безработицы, нельзя не отметить, что его действии практически направлены на ликвидацию безработицы. А это, как известно, всегда требует затрат больших, чем их предупреждение.
Библиографический список
1. Закон РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Консультант плюс.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория : учебник.– М.: Юристъ. 1997. – 568 с.
3. Камаев В.Д. и колл. Авт. Экономическая теория: учебник. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 640 с.
4. Макконелл, Кэмбелл Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст]: пер. с англ. / К.Р. Макконелл, С.Л. – Брю. – 16-е изд. – М.: ИНФА-М, 2006. – 940 с.
5. Экономическая теория [Текст]: учебно-методическое пособие / авт. кол. Ю.А. Бакулин, А.Н. Комлев, Н.Ю. Фадеева и др. – Киров: изд-во ВятГГУ,2008. – 318 с.
6. Концепция действий на рынке труда на 2008 – 2010 годы [Текст]: одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. №1193-р // Администратор образования. – 2008. - №20. – С. 36 – 48.
7. Бобровская, И. Классный токарь работу не ищет. Идет туда, где платят больше [Текст] / И. Бобровская // Вятский край. – 2009. – 29 октября.
8. Вареничева,Т. В тупике безработицы [Текст] / Т. Вареничева // Социальная защита. – 2007. - №4. – С.16 – 19.
9. Грицюк,М. Порок бедности: эксперты ООН рекомендуют России изменить политику занятости [электронный ресурс] / М.Грицюк // Российская газета. – 2010. - №241.
10. Зорин,Н. Кировская область: снижение уровня безработицы – одно из условий снижения бедности [Текст] / Н. Зорин, Р. Кудрявцева // Человек и труд. – 2007. - №3. – С.37 – 39.