Процесс принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

По мнению Бернарда Шоу, экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом. По-моему, нечто подобное можно сказать и о менеджменте. Перефразируя классика, получим основной принцип сегодняшнего менеджмента во всем мире: "максимальный результат при минимальных затратах". Именно этого и стремится достичь теория принятия и реализации управленческих решений. Путям нахождения оптимального решения и его реализации с наименьшими затратами и посвящена данная курсовая работа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 4
1.1. Теория принятия решений 4
1.2. Содержание процесса принятия управленческого решения 5
1.2.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения 5
1.2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения 7
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений 9
1.4. Процедура принятия решений 11
1.5. Краткая классификация управленческих решений 13
1.6. Анализ как составная часть процесса принятия решения 14
1.6.1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности 15
1.6.2. Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска. 16
1.6.3. Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности. 16
1.6.4. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта. 16
1.7. Стадии процесса принятия решения 16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения 22
2.1. Основные подходы 22
2.2. Механизм принятия управленческих решений 24
2.3. Характерные особенности управленческого решения 27
2.3.1. Особенности коллективного решения 28
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте 29
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения 31
заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовик по теор. упр..doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых  случаях оптимальный компромисс можно найти, обращаясь к научным  методам принятия решений, т. е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности. В других случаях принятие решений является исключительно сложным вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о ценности. Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно.

Есть мнение, что принятие решений по существу является искусством. Это убеждение прочно укоренилось в сознании многих людей, занятых в сфере административного и государственного управления. Однако появление вычислительной техники и успехи, достигнутые в разработке научных методов принятия решений, привели к изменению этих взглядов. Ранее считалось, что принятие решений носит полностью качественный характер и является субъективным делом. В настоящее время в этой области интенсивно внедряются количественные методы.

Принимаемые решения  должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество  информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в  исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

1.3. Требования  к технологии менеджмента и  важнейшие области принятия решений

Требования  к технологии менеджмента можно  свести к следующему:

формулирование  проблем, разработка и выбор решения  должны быть сконцентрированы на том  уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;

информация  должна поступать от всех подразделений  фирмы, находящихся на разных уровнях  управления и выполняющих различные  функции;

выбор и принятие решения должны отражать интересы и  возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;

должна строго соблюдаться соподчиненность в  отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование  следующих факторов: иерархии; целевых  межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

  • Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений  ближе к тому уровню, на котором  имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

  • Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в их состав входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
  • Использование формальных правил и процедур в принятии решений – это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
  • Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
  • Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах.

Для американского  менеджера характерен более индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.

Американский  стиль менеджмента – это ориентация на будущее. Отсюда – планирование на перспективу, планирование, маркетинг, преследующий цели - лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы.

Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику  с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на том, что цели работника совпадают с целями фирмы. Такой подход обусловил принцип "управляющий должен знать каждого работника в лицо", а это в свою очередь выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижения кадров по профессиональным навыкам и инициативности.

Важнейшими  областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. Принятие решений в области капиталовложений в США предполагает проведение предварительных  расчетов их окупаемости и эффективности.

На практике применяются различные способы  определения целесообразности капиталовложений. К ним, в частности, относятся  расчеты: по срокам окупаемости; по влиянию  инвестиций на дивиденды; по акциям текущего года; по сравнению данной нормы окупаемости с общей нормой по фирме в целом.

Независимо  от того, какой метод для выработки  решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях  должной следовать общей системе  планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм США разрабатывают годовые финансовые планы, которые содержат перечень уже принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых уровнях.

На основе финансового плана принимаются решения о распределении ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно более гибкая система принятия решений применяется к специальным проектам и уточнению ранее принятых проектов.

1.4. Процедура  принятия решений

Для того чтобы  принять эффективное управленческое решение, менеджеру необходимо не только обладать богатым опытом, но и достаточно квалифицированно применять на практике:

  • методологию управленческого решения;
  • методы разработки управленческих решений;
  • организацию разработки управленческого решения;
  • оценку качества управленческих решений.

Попытаемся  коротко рассмотреть инструментарий менеджера, характерный для сферы  принятия решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки  вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы  разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих   решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их  осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере  потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом  принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;
  • организация основного и вспомогательного производства;
  • маркетинговая деятельность;
  • экономическое и финансовое развитие;
  • организация заработной платы и премирования;
  • социальное развитие;
  • управление;
  • бухгалтерская деятельность;
  • кадровое обеспечение;
  • прочие виды деятельности.

Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на  основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  • на входящую и исходящую;
  • обрабатываемую и необрабатываемую;
  • текстовую и графическую;
  • постоянную и переменную;
  • нормативную, аналитическую, статистическую;
  • первичную и вторичную;
  • директивную, распределительную, отчетную.

Правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в  процессе принятия решения менеджером.

Принятие решений  присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Все принимаемые  в любой сфере деятельности решения  можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

1.5. Краткая классификация  управленческих решений

Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

  • общие;
  • организационные;
  • запрограммированные;
  • незапрограммированные;
  • рациональные;
  • нерациональные;
  • вероятностные;
  • решения в условиях неопределенности;
  • интуитивные;
  • на основе компромисса;
  • альтернативные.

Из всей классификации  попытаемся рассмотреть лишь некоторые  решения. Известно, что принятие решения  всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.

Информация о работе Процесс принятия управленческих решений