Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности использования рабочего времени и резервы повышения эффективности управленческого труда примере МОУ «Клястицкая СОШ». Согласно поставленной цели, в курсовой работе выделены следующие задачи:
Раскрыть понятия «эффективности управленческого труда».
Рассмотреть классификацию факторов, определяющих управленческий труд
Проанализировать понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры управленческого труда
Провести анализ использования рабочего времени и разработать резервы повышения труда.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты использования рабочего времени 5
1.1. Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда» 5
1.2. Классификация факторов, определяющих управленческий труд 9
1.3. Анализ понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры управленческого труда 12
2. Анализ использования рабочего времени 20
2.1. Использование рабочего времени в ООО «Навигатор» 20
2.2. Резервы повышения эффективности труда специалистов 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

1103159_336E8_analiz_ispolzovaniya_rabochego_vremeni_i_rezervy_povysheniya.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

При этом специалисты определяют квалификацию работника как совокупность его общего и специального профессионального образования, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях конкретных видов работ определенной сложности (разряда). Квалификационные характеристики для рабочего и служащего - это знания и умения по организации, управлению и осуществлению технических процессов [11. C. 32].

Квалификационный уровень  – это качество работы (труда), лежащее в основе распределения работников по группам квалификации.

Таким образом, качество рабочей силы – это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ использования рабочего времени

2.1. Использование  рабочего времени в МОУ «Клястицкая  СОШ»

 

Организация управления деятельностью  образовательным учреждением необходима для качественного и своевременного решения задач, стоящих перед ним. Это достигается выполнением ряда важнейших функций управления, которые определяются как отрасль работы, представляющая собой совокупность решений, действий или, процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению.

Организация управления ОУ обусловливает прежде всего содержательный и коммуникативный аспекты деятельности руководителя школы и его заместителей и положения научной организации их труда. Если содержательная сторона деятельности определяется функциями управления, то коммуникативная – структурой управления ОУ, его штатным расписанием и должностными инструкциями администраторов, педагогов и вспомогательного персонала.

Согласно штатного расписания МОУ «Клястицкая СОШ» с 1 сентября 2010 года персонал ОУ состоит из следующих категорий работников: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; секретарь; заведующий хозяйственной частью; заведующий складом школьного имущества; заведующий библиотекой; слесарь-сантехник; уборщица помещений; гардеробщица; ночной сторож.

Особой категорией персонала является педагогические работники школы, которые в свою очередь подразделяются на педагогов различных специальностей.

Директор школы организует работу хозяйственного блока системы управления и работу педагогического коллектива. Разделение персонала по категориям работников основано на принципе разделения и специализации труда. Каждая категория работников имеет определенные профессиональные и специальные характеристики, которые отражены в категории тарифного разряда.

В таблице 1. приведен основной состав педагогических работников школы.

Таблица 1

Педагогический состав МОУ «Клястицкая СОШ»

Общее количество педагогов

58 человек

из них:

 

Педагоги 

22

Педагоги дополнительного образования

4


 

Работа педагогического коллектива основана на групповом обучении учащихся. Это продиктовано исключительно учебными задачами и не имеет отношения к вопросам исчисления заработной платы работников.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогов устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» и составляет 18 часов в неделю.

Система оплаты труда педагогического персонала основана на педагогической нагрузке. В основе расчета количества учебных часов в неделю положена единица учебного времени – урок.

Продолжительность урока определяется в соответствии с порядком, установленным уставом школы. Продолжительность урока – 45 минут.

Заработная плата устанавливается в соответствии с квалификационным разрядом и соответствующей педагогической категории.

При изучении состояния рабочих  мест выявлены следующие негативные моменты: учебные классы имеют низкий уровень технической оснащенности учебного процесса, наблюдается изношенность инвентаря.

Эти негативные моменты значительно  снижают качество проводимых учебных занятий. Решение данной проблемы возможно при условии согласованных действий директора школы и вышестоящих органов образования. Кроме того, характерной для школы является также проблема обеспечения системами охранной и пожарной безопасности. Правительством Российской Федерации в ряде нормативных актов была поставлена задача существенного укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, формирование в системе художественного образования нормативно-правовых и организационной экономических механизмов многоканального финансирования. Для нормальной работы педагогического коллектива необходимо обеспечить его методической литературой.

В школе методическая и нотная литература находится в методическом кабинете и является крайне устаревшей и недостаточной по количеству. Это затрудняет возможность изучения педагогами новых направлений в методике обучения. Это также является проблемой, которую следует решать с целью обеспечения методической помощи педагогам школы. Перед педагогами поставлены задачи повышения качества подготовки учащихся, совершенствование методологии образования путем приобщения к созданию новых программ, учебников, пособий по предметам нового поколения учебных планов.

С целью повышения профессионализма и квалификации педагогических работников, а также их морального и материального стимулирования в образовательных учреждениях проводится аттестация педагогических работников.

Аттестация – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Целью аттестации являются стимулирование роста уровня квалификации и профессионализма работников образовательных учреждений, повышение продуктивности, качества педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защиты работников образовательных учреждений в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

Задачами аттестации являются: управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности, установление соответствия между качеством и оплатой труда педагогического и руководящего работ образовательных учреждений (далее - педагогические руководящие работники) на основе Единой тарифной сетки оплате труда работников бюджетной сферы. Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечение объективного, гуманного, корректного и доброжелательного отношение к педагогическим и руководящим работникам [19, C. 73].

Квалификационная категория  – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, позволяющий работнику решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификационные категории педагогическим и работникам присваиваются на срок не более 5 лет.

Аттестацию проходят педагогические работники, работы в данном образовательном учреждении не менее одного года, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию.

Педагогическим работникам образовательных учреждений, не изъявившим желание проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды с труда устанавливаются на основе Единой тарифной с зависимости от образования и стажа педагогической работы. Для проведения экспертной оценки уровня квалификации педагогических и руководящих работников и продуктивности их труда приказом руководителей органов управления образованием и образовательного учреждения

Результаты аттестации оформляются  протоколом и вносятся в аттестационный лист. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле педагогического работника.

Оплата труда работника в  соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с моментом вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.

Педагогическим работникам, которым  по результатам аттестации присвоены  квалификационные категории, выдаются удостоверения.

Педагогическим и руководящим  работникам, которым по результатам  аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.

Эффективная работа образовательного учреждения во многом зависит от полноты и целесообразности использования фонда рабочего времени. Проведём анализ рабочего времени занятых в образовательном учреждении сотрудников (используя данные таблицы 1):

1. Анализ внутрисменных  потерь рабочего времени 

Крд = Прд. ф. / Прд. пл = 7,86 / 7,86 = 1

Внутрисменные потери рабочего времени отсутствуют.

где Крд – коэффициент использования продолжительности рабочего дня; Прд. ф., Прд. пл - продолжительность рабочего дня соответственно в отчетном периоде, плановом, час.

2. Анализ целодневных  потерь рабочего времени 

Кд = Дф / Дпл = 199,8 / 207,8 = 0,962

Кд <1, что свидетельствует  об увеличении фактических целодневных  потерь рабочего времени.

где: Кд – коэффициент использования числа дней работы; Дф, Дпл - количество дней работы одного рабочего соответственно в отчетном (анализируемом) периоде, базисном или плановом.

3. Оценка эффективности  использования рабочего времени  одним рабочим осуществляется с использованием данных баланса рабочего времени. (см. табл.2).

Таблица.2.

Баланс рабочего времени  МОУ «Клястицкая СОШ»

 

п. п.

Показатели

2010год

Отклонение от плана (+,-)

То же в%

По плану

Факти-

чески

1

Календарный фонд времени, дней

365

365

-

-

2

В том числе:

Праздничных дней

9

9

-

-

 

Выходных дней

103

112,3

+9,3

+9,03

3

Номинальный фонд, дней

253

243,7

-9,3

-3,68

4

Невыходы на работу, дней

45,2

43,9

-1,3

-2,88

 

Отпуска по учебе

0,5

0,5

-

-

 

Невыходы по болезни

8,3

8,4

+0,1

+1,2

 

Неявки, разрешенные законом

0,5

0,6

+0,1

+20

 

Неявки с разрешения администрации

1,1

1,3

+0,2

+18,18

 

Прогулы

-

-

-

-

5

Явочный фонд, дней

207,8

199,8

-8

-3,85

6

Средняя продолжительность  рабочего дня, номинальная, час

7,98

7,98

-

-

7

Расчетный фонд рабочего времени, час

2018,9

1944,7

-74,2

-3,68

8

Реальная продолжительность  рабочего дня, час

7,86

7,86

-

-

9

Реальный (эффективный) фонд рабочего времени одного рабочего, час

1633,3

1570,4

-62,9

-3,85


 

Из приведённых в  таблице 1. данных видно, что явочный фонд фактически уменьшился на 8 дней, и составляет 3,85%. Объясняется это наличием неявок на работу, предусмотренных планом. Недостатком следует считать и увеличение потерь времени за счёт болезней, пусть и незначительное, на 0,1 часа, или 1.2%, так как в ряде случаев это является результатом невыполнения мероприятий по охране труда и недостаточного проведения санитарно-профилактических заболеваний.

4. Для анализа качественного  использования рабочего времени  определим следующие коэффициенты:

Крф = (Фф - Пф) / (Фпл - Ппл) = (1944,7-374,3) / (2018,9-385,6) = 0,961

где: Крф - коэффициент  реального (эффективного) фонда рабочего времени, Пф, Ппл - потери рабочего времени  в отчетном и базисном периодах, Фф, Фпл - расчетный фонд рабочего времени в отчетном и базисном периодах. Значение Крф<1, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании рабочего времени.

Оценка эффективности  использования труда в образовательном учреждении осуществляется при анализе фактического реального фонда рабочего времени в человеко-днях или человеко-часах, величина которого зависит от 3-х факторов: численности рабочих, продолжительности рабочего периода в днях, продолжительность рабочего дня.

Таблица 3.

Использование рабочего времени сотрудниками МОУ «Клястицкая СОШ» в 2010 году

п. п.

Показатели

По плану

Факти-

чески

Отклонения от плана(±)

То же в%

1

Количество отработанных рабочими человеко-дней

488330

463536

-24794

-5,1

2

Количество отработанных рабочими человеко-часов

3838274

3643393

-194881

-5,1

3

Среднее количество дней работы одного рабочего

207,8

199,8

-8

-3,8

4

Средняя продолжительность  рабочего дня, час.

7,86

7,86

0

0

5

Эффективный (реальный) фонд рабочего времени, час.

1633,3

1570,4

-62,9

-3,9


 

Для выявления влияния  на фактический фонд отработанного рабочего времени 3-х факторов: численности рабочих (Чр) продолжительности рабочего дня (Р) и количества рабочих дней в году (Ф) проведём следующие расчёты, используя метод цепных подстановок:

Если обозначить общее  число отработанных человеко-часов (Т), а изменение их числа по сравнению с планом (∆Т,) то за счет указанных факторов произошли изменения в следующих размерах.

Информация о работе Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда»