Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности использования рабочего времени и резервы повышения эффективности управленческого труда примере МОУ «Клястицкая СОШ». Согласно поставленной цели, в курсовой работе выделены следующие задачи:
Раскрыть понятия «эффективности управленческого труда».
Рассмотреть классификацию факторов, определяющих управленческий труд
Проанализировать понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры управленческого труда
Провести анализ использования рабочего времени и разработать резервы повышения труда.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты использования рабочего времени 5
1.1. Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда» 5
1.2. Классификация факторов, определяющих управленческий труд 9
1.3. Анализ понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры управленческого труда 12
2. Анализ использования рабочего времени 20
2.1. Использование рабочего времени в ООО «Навигатор» 20
2.2. Резервы повышения эффективности труда специалистов 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

1103159_336E8_analiz_ispolzovaniya_rabochego_vremeni_i_rezervy_povysheniya.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

1. За счет изменения  численности рабочих: 

Тч = ∆Чр*Рф*Дф = - 30*7,86*199,8=-47112,8 чел-час.

2. За счет изменения числа отработанных человеко-дней в году:

∆Тд= ∆Д*Чр. пл*Рф = - 8*2350*7,86 = - 147768 чел-час.

3. За счет изменения  средней продолжительности рабочего  дня: 

∆Тр = ∆Р*Дпл*Чрп = 0

Для определения экономии численности вследствие улучшения  использования рабочего времени рассчитаем следующие данные:

1. Сокращение заболеваемости до запланированного уровня или лучшего, достигнутого за прошлый период:

(Пф. б – Ппл. б) * Чрф (8,4-8,3) * 2320

Эч2 = = = 0,142

Фр 1633,3

где: Пф. б, Ппл. б - потери по болезни на одного рабочего, предусмотренные планом, или лучшее значение показателя за предыдущий период и фактически за анализируемый период, дни; Чрф - фактическая численность рабочих за анализируемый период, чел.

2. Сокращение невыходов с разрешения администрации до запланированного уровня:

Эч3 = (Пф. а – Ппл. а) * Чрф = (1,3-1,1) * 2320 = 0,284


Фр 1633.3

где: Пф. а, Ппл. а - целодневные  невыходы на одного рабочего с разрешения администрации по плану и фактически, дни; Фр - фонд рабочего времени одного рабочего, дни.

Также проведём анализ факторов, влияющих на эффективность использования  рабочего времени, на основании метода экспертных оценок: (см. табл.4) [10].

У нас имеется некоторое  множество факторов Х:

Х1 – условия труда 

Х2 – занимаемая должность

Х3 – состояние здоровья

Х4 – трудовая дисциплина

В эксперименте принимают  участие 6 независимых экспертов, в  их задач входит определить ранг каждому  фактору по 6-ти балльной системе.

Таблица 4.

Матрица рангов опроса

Факторы

Эксперты

∑Xi

Xi־Xґ

(Xi־Xґ) І

1

2

3

4

5

6

Х1

5

5

4

4

6

5

30

9

81

Х2

2

2

2

1

2

3

11

-10

100

Х3

1

3

3

3

2

1

11

-10

100

Х4

6

4

5

6

4

5

32

11

121

14

14

14

14

14

14

84

Xґ=20

402


 

По результатам вычислений, произведённых в матрице рангов, определим степень согласованности  мнений специалистов-экспертов:

12*∑(Xi־Xґ) І

j=1 12*402

W= 0,79365

mІ(nі-n) 6І(6і-6)

Данный результат показывает, что степень согласованности  экспертов достаточно велика.


Для того чтобы понять, каким образом  будут влиять факторы на качество рабочей силы, построим гистограмму (см. рис.1).

Рисунок.1. Гистограмма  влияния факторов эффективность  использования рабочего времени

Исходя из наглядной  гистограммы, мы можем сказать, что  наибольший по своему значению суммарный  ранг имеет фактор Х4 – трудовая дисциплина, а также Х1 – условия труда. То есть из предложенных факторов, влияющих на качество рабочей силы, больше всего оказывают влияние такие факторы как: стаж работы и профессиональное образование [10].

 

2.2. Резервы повышения  эффективности труда специалистов

 

Таким образом, проведя анализ использования рабочего времени, мы выявили, что существуют нарушения трудовой дисциплины, невыходы на работу, чрезмерное использование рабочего времени на отдых и личные надобности, бесполезное использование рабочего времени.

На основании выше перечисленных недостатков образовательному учреждению можно предложить:

- разработать программу технического и специального оснащения школы;

- разработать систему рациональной организации труда директора и заместителя директора по УВР учетом особенностей управленческого труда;

Для повышения эффективности  работы образовательного учреждения необходимо совершенствовать структуру использования рабочего времени.

Необходимо сократить  внутрисменные и целодневные  потери рабочего времени:

- ввести организационные мероприятия;

- повысить трудовую дисциплину:

- соблюдать правила техники безопасности;

- проводить мероприятия по охране труда;

- снизить заболеваемость;

- сократить невыходы с разрешения администрации до запланированного уровня;

- сократить невыходы, разрешённые законом до запланированного уровня;

- улучшить условия труда руководства и педагогов школы.

Все эти мероприятия  будут способствовать снижению потерь рабочего времени.

Рассчитаем экономическую  эффективность от введения данных мероприятий:

1. Если мы уменьшим  целодневные потери рабочего  времени до запланированного  уровня, то будет отсутствовать  увеличение фактических целодневных  потерь рабочего времени. 

Кд = Дф / Дпл = 199,8 / 199,8 = 1, Кд =1

2. Если мы устраним  потери рабочего времени то:

Крф = (Фф - Пф) / (Фпл - Ппл) = (1944,7) / (2018,9) = 0,963, что на 0,002 повысит  эффективность использования рабочего времени.

3. Если мы уменьшим  затраты рабочего времени ПЗ, ОП, ОТЛ, ОБ до нормативного  уровня, то получим: 

Топ(ф) + Тпз(ф) + Тоб(ф) + Тотл(н)

Ки = Тсм * 100% =(25+427,23+14,95+12,82) /480* *100%= 100%, что говорит о полной эффективности использования рабочего времени.

Для улучшения условий труда необходимо совершенствование системы и методов труда управленческого аппарата. Данное направление ориентирует на создание технологической основы научной организации труда и его рационализация.

Ежедневно в сфере управления обращается множество организационно-распорядительные, плановых, статистических и других документов. Для их создания и работы с ними зачастую затрачивается много рабочего времени. Облегчить труд руководителя, повысить его производительность и культуру призвана организационная техника. Необходимость широкого использования средств оргтехники возникает также и в связи с переходом к рыночным отношениям, а также увеличением объемов информации, требующей быстрой обработки.

Традиционные приемы сбора, обработки  и передачи информации становятся малоэффективными, а это требует поиска и внедрения высокопроизводительных систем механизации и автоматизации управленческого труда.

Так, внедрение даже простейших средств  техники управления сокращает затрачиваемое  на обработку документов время приблизительно на 20 %, а системное их применение увеличивает производительность управленческого труда в 3 раза.

Кроме того, широкое использование  различных технических средств  позволяет осуществить переход на качественно новый уровень управления, способствует эффективному решению многих управленческих задач, обеспечивает обработку информации в минимально короткие сроки.

Таким образом, организационной техникой, или техникой управления, принято  называть совокупность средств, служащих для рациональной организации и автоматизации управленческих работ с целью повышения оперативности, эффективности и культуры управления.

Составление документов – один из наиболее массовых процессов в аппарате управления. Исследования показывают, что затраты на создание документов ручным способом многократно превышают затраты с применением комплекса технических средств.

Значительно повышают производительность управленческого труда регистраторы информации, одновременно создающие первичные документы и машинный носитель информации.

 Диктофонная техника избавляет аппарат управления от необходимости готовить рукописные черновики документов, обеспечивает более равномерную загрузку секретаря, повышает производительность их труда на 40-50 %. Кроме того, ускоряется время прохождения и обработки поступающей информации [8, C. 225].

Средства копирования и размножения  документов. Современная копировально-множительная техника представлена большим числом разнообразных устройств.

В практике сложилось несколько  методов копирования – светокопирование, фотокопирование, термокопирование, электрографическое копирование и др.

Средства хранения, группировки  и поиска документации. Практика управления требует организации централизованного  хранения информации. Для этой цели используется специальное оборудование для хранения документов, различного рода компьютерные системы.

Средства передачи информации. Эти средства должны обеспечивать передачу информации. Они входят в число основных систем технической базы управления, которые включают системы профессиональной радиосвязи (радиостанции, радиотелефоны) и радиотелефонные системы; директорские компьютеры; автоматические номеронабиратели; автоответчики и различного рода селекторные устройства [7, C. 226].

Обеспечение образовательного учреждения выше перечисленными средствами технического обеспечения и механизации труда  руководителя требует значительных затрат.

Как правило, образовательные учреждения и их руководители испытывают значительные затруднения в средствах для их приобретения. В школе к техническим средствам обеспечивающим рациональную организацию управленческого труда директора можно отнести только компьютер и средства связи – городской телефон. Отсюда следует, что руководителем школы затрачивается огромное количество времени для работы с документами и их оборотом. Соответственно увеличивается нагрузка у секретаря директора.

Среди мер, направленных на рационализацию управленческого труда, особое место занимает его нормирование.

Непосредственной задачей нормирования труда является определение трудоемкости работ и необходимой для их выполнения численности работников и времени необходимого для их выполнения.

Нормирование и регламентация  труда директора школы осуществляется на основе Трудового кодекса Российской Федерации, иными словами определяется как 8 часовой рабочий день. При оплате труда учитывается занимаемая должность и педагогическая категория.

Производительность управленческого  труда находится в прямой зависимости  от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится управленец.

Рациональная организация рабочего места менеджера обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В настоящее время разработано более 5 тыс. типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала.

В их основе лежат принципы, представленные на рис.2.1.

Кроме этих принципов при организации  рабочих мест аппарата управления необходимо соблюдать ряд экономических, эргономических и эстетических требований к которым относятся:

Материальная и моральная заинтересованность. Директор школы должен сформировать систему мотивов, побуждающих сотрудников систематически улучшать режим и условия их труда.

Удобство мебели. Задача, состоит  в том, чтобы выбрать габариты и форму мебели с учетом антропометрических данных личности и удобно разместить ее на рабочем месте.

Наличие средств оргтехники. Рабочее  место должно быть оборудовано соответствующей  оргтехникой, а следовательно, создана  технология эффективного ее использования.

Благоприятные санитарно-гигиенические  и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели и т.п.

Рис. 2.1. Принципы рациональной организации управленческого труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что рационально организованный труд является трудом высокопроизводительным и высокоэффективным. Результаты труда определяют в конечном итоге не только трудовую отдачу персонала и уровень жизни людей, но и эффективность развития той или иной организационной или экономической системы в целом.

В совершенствовании организации  труда все выше названные подсистемы необходимо применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте и на каждом предприятии (организации) независимо от форм собственности. Однако проблема комплексной организации труда и трудовых процессов до настоящего времени не имеет практического решения. В науках об организации труда и организации трудовых отношений существуют разрозненные рекомендации о проектировании отдельных трудовых и производственных процессов.

Потери рабочего времени  влекут за собой неблагоприятные  последствия.

Проведённый анализ использования рабочего времени в МОУ «Клястицкая СОШ» позволяет сформулировать несколько основных рекомендаций для более эффективного использования рабочего времени:

- необходимо повысить трудовую дисциплину

- устранить невыходы на работу

- устранить чрезмерное использование рабочего времени на отдых и личные надобности

Для повышения эффективности  работы предприятия необходимо совершенствовать структуру использования рабочего времени.

Информация о работе Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда»