Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:59, реферат
В настоящее время многие компании не имеют совершенных и налаженных бизнес-процессов. Одним из инструментов закрепления процессов в деятельности компании является регламентация. Но очень часто многие регламентные документы, (регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции), принятые в компании, не работают. Причина этому - неэффективность системы регламентации деятельности и в частности бизнес-процессов. Многие регламенты устаревают и становятся неактуальными, а какие-то процессы излишне регламентированы, и задерживают необходимые изменения.
1.Введение.
2.Регламент
а) Виды регламентных документов.
б) Классификация регламентов.
в) Требования к регламенту.
3.Регламентация
а) Принципы
б) Структура системы регламентации
в) Подходы
4.Заключение.
Требования к языку и стилю изложения не менее важны, чем требования к нумерации. Хотя про них слишком часто забывают. Во-первых, необходимо использовать прямой порядок слов: кто, что, когда, где и как. Т.е. подлежащее, сказуемое и только потом определения и дополнения. Не надо начинать фразу с витиеватых отступлений в советском стиле: В свете последних решений партии и правительства, постановления ЦК КПСС …
Во-вторых, необходимо использовать только простые предложения. При описании сложной деятельности – это бывает трудно, особенно когда автор недостаточно хорошо проанализировал и понял эту деятельность. В ситуации недостаточного знания так и вылезают из автора причастные и деепричастные обороты, а также сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В общем – предложения должны быть короткими – не больше чем на 2 строки компьютерного текста.
Ещё одно важное требование к языку
изложения – максимальная однозначность.
Причиной неоднозначности обычно является
либо нечеткие термины, допускающие
двоякое понимание, либо сложная
конструкция предложения. Сложная
конструкция – убирается
Следующая группа требований относится
уже только к документам, регламентирующим
процессы деятельности. Если мы хотим
чтобы авторы, проверяющие и пользователи
не рыскали по всему тексту в тщетной
попытке найти нужный абзац или
подраздел, то для каждого уровня
регламентируемых процессов нам
надо задать специфическую структуру.
Причем такую структуру, чтобы она
максимально соответствовала
Структура регламента для процесса базового уровня:
1.Общие положения
1.1 Назначение документа
1.2 Область применения
1.3 Термины и сокращения
2.Условия и ограничения
2.1 Предварительные условия
2.2 Требования к конечному результату
2.3 Ограничения.
3. Требования к процедурам
3.п Наименование процедуры N
3.п.1 Кто и после чего выполняет
3.п.2 Какие действия совершает
3.п.3 Что является результатом выполнения
процедуры
3.п.4 Требования к процедуре
3.п.5 Возможные исключения при выполнении.
4. Контроль и ответственность
4.1. Контроль за исполнением
4.2. Ответственность за соблюдение.
3. Регламентация
Регламентация - это процесс разработки нормативных документов, базирующийся на теоретических представлениях, с одной стороны, сложившейся практики деятельности компании и уровня ее развития - с другой. Регламенты и положения об области деятельности наиболее близки по сути к технологическим инструкциям. Если назначение технологических инструкций - получить запланированный результат, то предназначение регламентов - разработать и утвердить технологию, обеспечивающую достижение необходимого результата.
Регламентация профессиональной и служебной деятельности госслужащих обеспечивает:
Регламентацию труда следует отличать от нормирования и стандартизации
При регламентации деятельности
совершается множество ошибок, каждая
из которых снижает эффективность
документов. Причем каждая чуть-чуть, но
в сумме, как правило, они дают
такой мощный эффект, что сводят
эффективность документа к
Возможных ошибок очень много, но самые критичные можно свести к нескольким группам:
Во-первых, неадекватное использование документа вообще. Когда регламентировать пытаются то, что никакой внятной регламентации не поддается.
Во-вторых, неадекватное использование
типа документа, расходящееся с типом
регламентируемой деятельности. Например,
когда для регламентации
В-третьих, неправильно или неполно проведенный анализ деятельности. Когда внятный документ написать не получается – не хватает информации.
В-четвертых, неудобная для понятного изложения информации структура документа. Когда как автор не старается - все равно информация приводится в запутанном и хаотичном виде.
Наконец, слишком заумный стиль изложения информации. Когда сложные предложения, причастные обороты и прочие сложности уводят в сторону мысль и автора и пользователя
Принципы регламентации.
Принцип 1. Регламентировать только то, что действительно необходимо
Многие наши компании погрязли в
куче ненужных бумаг, которые по большей
части устарели и не имеют связи
с реальностью. Часто пытаются описывать
и регламентировать процессы, не разобравшись
с существующей базой документов,
что порождает в дальнейшем еще
большие проблемы. Регламентировать
нужно только то, что действительно
необходимо, и лишь на том уровне,
который действительно
Следует подчеркнуть, что как разработка, так и контроль исполнения регламентов стоят весьма существенных денег. Плохие регламенты не только не работают, они приводят к потерям ресурсов предприятия.
Принцип 2. Стремиться к простоте
Когда в компаниях создают
При регламентации процессов
Принцип 3. «Лучше толще, но меньше»
Этот принцип означает, что (если есть такая возможность) лучше сделать один толстый документ, чем 20 тонких.
Нормативно-методические документы нужно поддерживать в актуальном состоянии. Это непростая задача, если их количество велико (до нескольких сотен), а сами тексты изобилуют перекрестными ссылками. Сотрудники, на которых распространяется область действия этих документов, должны быть в курсе последних изменений и иметь доступ к последним версиям.
Существует мнение, что человеку
удобнее иметь один тонкий документ,
необходимый для его работы, чем
десять толстых, в каждом из которых
не более одного-двух абзацев, касающихся
его непосредственной деятельности.
По отношению к персоналу, выполняющему
рутинные повторяющиеся операции, это
верно. Для них можно составлять
операционные карты процессов. В
компании таких карт может быть много,
но предельно простых и
Специально следует отметить, что
в настоящее время практически
все организации имеют
Принцип 4. Учет квалификации персонала и культуры компании
При выполнении регламентации следует
учитывать как квалификацию персонала,
так и общую корпоративную
культуру организации. Если в компании
высоко квалифицированные, ответственные
за свою работу сотрудники, то документы
не потребуется слишком
Корпоративную культуру также необходимо
учитывать при выполнении регламентации.
К сожалению, во многих компаниях
элементом «культуры» является пренебрежительное
отношение к нормативным
Принцип 5. Перенесение акцента при детализации процессов с описания управления на детальное описание технологии выполнения процесса
При регламентации процессов на верхнем уровне не только нецелесообразно, но и невозможно в деталях описать технологию выполнения рассматриваемого процесса. Причин тому несколько, в том числе следующие:
Что же нужно описывать в регламентах процессов верхнего уровня (т. е. для крупных, масштабных процессов)? В первую очередь — деятельность руководителей по управлению процессом. Такое описание должно включать:
Технология выполнения процесса на верхнем уровне показана в виде крупных блоков деятельности. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы отобразить структуру подпроцессов и распределение ответственности за них между руководителями более низкого уровня.
Необходимо отметить, что процессный подход означает не столько регламентацию процессов, сколько создание системы управления ими. А управление невозможно без системы показателей, по которым мы оцениваем процессы — объекты этого управления. Для организации управления процессами не обязательно детально описывать технологии их выполнения. Важно создать систему процессов, закрепить ответственность руководителей за их выполнение (исключив при этом как зоны безответственности, так и зоны пересечения ответственности), создать механизмы управления (включая систему показателей).
Структура системы регламентации
В зависимости от широты и глубины регламентации компании на практике разрабатывается от нескольких десятков до нескольких сотен регламентирующих документов. Они делятся на две группы: процессные регламенты, регламентирующие бизнес-процессы компании и структурные регламенты, формализующие ее организационную структуру.
Для упорядочивания данного
набора документов каждую из двух групп
документов можно поделить на три
подгруппы, которые используются для
регламентации различных
Шесть групп регламентов
взаимосвязаны и при построении
системы регламентации эти