Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью работы является анализ факторов внешней и внутренней среды сетевой организации. Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы и специфику деятельности сетевых предприятий, а также уточнить характер управления сетевыми компаниями в условиях современной рыночной экономики;
выявить основные факторы внешней и внутренней среды, определяющие развитие сетевого бизнеса, а также методы управления им;
исследовать факторы внешней и внутренней среды на конкретном примере сетевой организации г. Краснодара.
Введение
3
1. Сетевые предприятия как современная форма деятельности
организаций
6
1.1. Общее понятие и сущность сетевых организаций
6
1.2. Современное состояние и развитие сетевых организаций
10
2. Факторы внешней и внутренней среды в деятельности сетевых организаций
14
2.1. Внешняя среда сетевых организаций
14
2.2. Внутренняя среда сетевых организаций
18
3. Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов
«Магнит»
23
3.1. Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»
23
3.2. Анализ факторов внутренней среды сети супермаркетов «Магнит»
32
Заключение
40
Список использованных источников
Управление. Другим немаловажным элементом в рассматриваемой схеме является понятие «управление». Рассматривая внутреннюю среду сетевой организации как систему с множеством элементов, необходимо уделить внимание тому, как происходит процесс управления. Современное понятие «управление» означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
Персонал. Следующим звеном в цепочке элементов внутренней среды является понятие персонала. Под персоналом понимают совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает сетевая организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.
Коммуникация. Проблема коммуникации в сетевых организациях заслуживает особого внимания. Так, исследования показывают, что трудности в производственном процессе организации вызваны недостатком общения или неумело организованными способами передачи информации. Западные ученые выявили, что в средней или крупной компании существует определенная и прочно связанная коммуникационная цепочка от высшего руководства вниз к сотрудникам, причем эффективность работы компании существенно зависит от того, насколько четко и быстро осуществляется связь по цепочке.
Для сетевой организации,
чья деятельность связана с осуществлением
огромного количества параллельных
и взаимосвязанных бизнес-
Как видно из проведенного анализа, внутренняя среда сетевой организации как бы полностью пронизывается всеми факторами, которые должны подвергаться серьезному изучению. Не существует аспектов более или менее важных для организации. Организация может существовать только с грамотно поставленной целью, с четко выстроенной структурой и финансированием, но помимо этого ей нужен еще и преданный персонал, а также хорошо сформированный процесс коммуникации [15].
3 Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов «магнит»
3.1 Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»
ЗАО «Тандер» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети продуктовых супермаркетов-дискаунтеров в России под единой торговой маркой «Магнит».
Ввиду того, что характер деятельности сети «Магнит» имеет общенациональный масштаб, а сама сеть имеет общероссийское распространение, наибольшее влияние на ее деятельность в целом оказывают глобальные факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на национальном или даже мировом уровне. Оценку влияния этих факторов внешней среды целесообразно провести с помощью PEST-анализа.
Таблица 3.1
PEST– анализ факторов внешней среды сети «Магнит»
Политика |
Р |
Экономика |
Е |
Политическая стабильность органов региональной исполнительной власти Государственное регулирование конкуренции в отрасли (влияние антимонопольных органов) Повышенное внимание со стороны налоговых органов |
Влияние экономического кризиса (снижение уровня потребления населения) Повышение уровня инфляции Развитие розничной сети Повышение отпускных цен поставщиков Появление новых конкурентов | ||
Социум |
S |
Технология |
Т |
Снижение прироста населения Изменение структуры доходов населения Снижение социальной мобильности населения Повышение уровня социальной напряженности |
Внедрение новых стандартов розничной торговли Применение программного обеспечения планирования логистики Развитие новых |
Очевидно, что не все перечисленные факторы внешней среды «Магнит» оказывают равное влияние на деятельность сети «Магнит». Для выявления наиболее значимых из них следует произвести экспертную оценку и присвоить каждому весовой коэффициент, отражающий степень влияния на бизнес. Таким образом можно будет получить комплексную оценку влияния факторов внешней среды на деятельность сети «Магнит».
Таблица 3.2
Результаты PEST-анализа факторов внешней среды сети «Магнит»
Внешние стратегические факторы |
Вес |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Возможности Политическая стабильность Развитие розничной сети Применение энергосберегающих технологий Внедрение нового ПО |
0,05 0,10 0,20 0,15 |
4 2 5 1 |
0,20 0,20 1,00 0,15 |
УгрозыУсиление государственного регулирования Конкуренция на внутреннем рынке Повышение отпускных цен производителей, цен на энергоносители Снижение активности потребителей |
0,05 0,10
0,15 0,20 |
4 4
2 2 |
0,20 0,40
0,30 0,20 |
Суммарная оценка |
1,0 |
3,05 |
В данном случае оценка 3,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
Определив с помощью PEST-анализа глобальные стратегические факторы внешней среды, можно перейти к рассмотрению более конкретных блоков внутри этого элемента бизнес-окружения сети «Магнит». Первым направлением анализа будет являться такой фактор внешней среды, как конкуренты.
Так как формат сети «Магнит» – дискаунтер, то прямая конкуренция по данному направлению среди сетевых торговых организаций на рынке краснодарского края отсутствует. На общероссийском рынке в сегменте дискаунтеров конкуренцию сети «Магнит» составляют торговые сети «Пятерочка», «Копейка», а в сегменте супермаркетов – «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой Континент» и «Паттерсон» [6].
На рынке г. Краснодара в сегменте супермаркетов конкуренцию сети «Магнит» также составляют магазины таких сетей как «Ашан», «Лента» и «Карфур».
Ниже представлена диаграмма, отражающая конкурентные позиции сети «Магнит» по сравнению с конкурирующими сетями (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Характеристика основных конкурентов сети «Магнит»
Как следует из представленного рисунка, сеть «Магнит» занимает лидирующее положение среди конкурентов по количеству действующих магазинов, и второе место по товарообороту после сети «Пятерочка».
Говоря о конкуренции между форматами, необходимо отметить, что различные типы магазинов нацелены на различные целевые группы потребителей, дифференцированные по уровню дохода. Так, покупатели, посещающие дискаунтеры, не являются текущей целевой аудиторией для супермаркетов, ценовой уровень в которых в среднем на 10-15% выше, чем в первых.
Основными показателями эффективности компаний в конкурентной борьбе является лояльность потребителей, т.е. какое количество потребителей предпочитает совершать покупки именно в этой сети магазинов.
Исследований по лояльности потребителей на краснодарском рынке в свободном доступе не существует, однако, можно использовать общероссийские показатели. Так, согласно проведенным в Москве исследованиям, абсолютным лидером в сегменте дискаунтеров является Пятерочка, в которой в течение 6 месяцев совершали покупки порядка 60% респондентов, а 28% опрошенных регулярно покупают в магазинах сети. На втором месте по узнаваемости – Копейка (48% и 14% соответственно) (см. рисунок 7).
Рисунок 7 - Лояльность потребителей среди конкурентов сети «Магнит»
Наиболее посещаемой сетью супермаркетов является Седьмой Континент (51% - покупка в течение последних 6 месяцев, 14% - регулярные покупки), на втором месте – Рамстор (48% и 13%), а на третьем – Перекресток (48% и 11%).
Помимо конкурентов, наиважнейшим фактором внешней среды сети «Магнит» являются поставщики продукции. В рамках курсовой работы невозможно дать полный анализ данного фактора, однако можно попытаться дать укрупненный обзор. В таблице 3 приведена группировка основных поставщиков сети «Магнит» по основным товарным группам.
Таблица3. 3
Основные поставщики сети «Магнит»
Товарная группа поставщика |
Количество поставщиков |
Основные поставщики |
Товарная группа «Молоко и молочные продукты» |
26 |
Данон, Веселый молочник, Вимм-Биль-Дан, Кореновский молочный комбинат |
Товарная группа «Яйца и яичные товары» |
3 |
Тимашевская птицефабрика |
Товарная группа «Пищевые жиры» |
9 |
ЗАО «Масложиркомбинат «Краснодарский» |
Товарная группа «Рыба и рыбные товары» |
4 |
ЗАО «Невская рыбка», Ахтарский рыбзавод, ООО «Фортуна» |
Товарная группа «Сахар» |
2 |
ЗАО «Южный трест» |
Товарная группа «Мучные и крупяные товары» |
11 |
ООО «Сититрейдинг», ОАО «Русский продукт», ЗАО «Агроальянс», Краснодарский хлебокомбинат № 6 |
Товарная группа «Кондитерские товары» |
13 |
ЗАО «Нестле Фудз», ООО «Белореченские торты», ООО «Смак» |
Товарная группа «Минеральная вода, напитки» |
57 |
ЗАО «Висма», ООО «Меркурий», ООО «Горячий ключ», Вимм-Биль-Дан |
Товарная группа «Мясо и мясные товары» |
9 |
ЗАО «Троицкое», ОАО «Медведовский мясоконсервный комбинат» |
Прочее |
141 |
Помимо отношений поставки со сторонними юридическими лицами сеть «Магнит» ведет работу с подрядчиками также по другим направлениям своей деятельности.
Ниже представлен перечень основных направлений договорной работы и принципы сотрудничества с контрагентами сети «Магнит» (см. таблицу 4) [1].
Как видно из представленной таблицы, сеть «Магнит» имеет большое количество различных договоров с подрядчиками самой различной направленности - от профильной деятельности до обеспечения хозяйственных операций. В таблице 4 приведены основные деловые партнеры, с которыми сеть связана договорными отношениями.
Контрагент/Партнер |
Характер сотрудничества |
Действие договора |
Сфера действия |
ОАО «Кубаньэнерго» |
постоянный |
срочный с продлением |
поставки электроэнергии |
ОАО «Трансторг» |
периодический |
срочный |
транспортно-экспедиторские услуги |
ООО «АльтерПро» |
постоянный |
бессрочный |
поставка, наладка, ремонт холодильного и прочего торгового оборудования |
ООО «Поллет» |
периодический |
срочный на конкретную поставку |
поставки мебели и аксессуаров |
АКГ «Ваш СоветникЪ» |
постоянный |
бессрочный |
юридический консалтинг, аудиторские услуги |
Кадровое агентство «Весна» |
сезонный |
срочный на сезон |
подбор и предоставление кадров для постоянного или временного трудоустройства |
ООО «Кубань-Информ Холдинг» |
периодический |
срочный на разовое оказание услуги |
консалтинг и обслуживание в сфере ИТ |
ЗАО «Интерфорум» |
сезонный |
срочный на разовое оказание услуги |
аренда производственных, складских, торговых помещений |
По характеру сотрудничества контрагентов сети «Магнит» можно разделить на три группы: а) постоянное сотрудничество - поставка электроэнергии и оборудования; б) сезонное сотрудничество - обеспечение персоналом на время разовых работ или постоянного трудоустройства и предоставление аренды; в) периодическое сотрудничество - поставки мебельной продукции и информационный консалтинг по мере необходимости.
Также можно отметить различие в сроков действия договоров: с постоянными контрагентами и партнерами как правило заключены рамочные бессрочные договоры, которые автоматически продлеваются по истечении календарного года; с сезонными контрагентами заключаются разовые договора, действующие на время сезона; с периодическими контрагентами также заключаются разовые договора на конкретный разовый вид работ или оказание услуг.
Следующий важный элемент внешней среды сети «Магнит» – потребители. Для анализа потребителей целесообразнее всего использовать данные отдела маркетинга, проводящего периодический мониторинг покупательской активности.