Школы и подходы науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Управление как наука подразумевает наличие предмета и объекта этой науки, специфических проблем и подходов к их решению. Накопленный за все время развития человечества богатейший и разнообразный материал, отраженный в концепциях, теориях, принципах, способах и формах управления, стал научной основой дисциплины «Теория управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…......................3
ГЛАВАI. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ…………..…5
ГЛАВАII. ШКОЛЫ И ПОДХОДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ……………………………………………………...………...…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

В основе «школы человеческих отношений» (1930 - 1950 г.) или, как ее еще иначе называют «неоклассической школы», было осознание человеческого фактора, как основного элемента эффективных организаций. Наиболее яркие ее представители Мэри Паркер Фоллетт, определившая менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других людей, и Элтон Мэйо, доказавший, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда, что не менее важным фактором часто оказывались силы взаимодействия между людьми, а также потребности, которые лишь косвенно могли быть удовлетворены с помощью денег.

Основными рекомендациями школы  было использование эффективных  приемов управления человеческими  отношениями.

«Поведенческо - бихевиористская школа» или «школа поведенческих наук» (1950 г. - по настоящее время), представленная Крисом Анджерисом, Ренсисом Лайкертом, Дугласом Мак Грегором и др., основной упор делает на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, содержания и качества трудовой жизни.6 Представители этой школы считали, что от правильного применения науки о поведении во многом зависит и эффективность отдельного работника, и эффективность организации в целом.

Количественный подход. Школа, основанная на количественных методах (1950 - по настоящее время), особое внимание уделяет моделированию процессов управления. Модель позволяет заменить словесное описание ситуации, которое, кстати, также является лишь более или менее удачным представлением ситуации, с помощью закономерностей, представленных, чаще всего, в виде математических формул.

Модели стали  следующим шагом по сравнению  со словесными рассуждениями и описательным анализом. Они представляют собой  заведомое упрощение ситуации с выявлением и сохранением основных закономерностей. Изменяя значения переменных модели, соответствующих факторам, характеризующим ситуацию, можно осуществить более полный ее анализ.

Модели, адекватно  описывающие управленческую ситуацию, позволяют определить основные тенденции ее развития, провести анализ чувствительности к изменениям и анализ устойчивости, выявить ожидаемые опасности, возможные перспективы, отыскать оптимальное сочетание ожидаемого эффекта и затрачиваемых ресурсов.

Количественный  подход в области управления положил  начало новым направлениям науки, связанным  с выработкой и принятием управленческих решений, таких, как исследование операций, системный анализ, линейное и целочисленное  программирование, динамическое программирование, теория игр и др.7

Влияние этой школы  на практику управленческих решений  было несколько меньшим, чем, скажем, влияние поведенческо - бихевиористской школы.

По всей видимости, это объясняется, с одной стороны, тем, что управленцы - практики оказались менее готовыми к восприятию идей, принципиально меняющих традиционные методы практического управления и требующих соответствующей профессиональной подготовки.

С другой стороны, несколько «идеализированная» картина ситуации, получаемая с помощью математических моделей, не всегда позволяет дать точные оценки, которые, подчас, невозможны без использования качественных характеристик или требуют значительно более точного моделирования, чем это возможно с использованием современного математического инструментария, создававшегося, в основном, для решения других задач.

Однако с  течением времени этот подход приобретает  все большее значение. Все большее  число - управленцев осознает, что  принцип «управлять - значит измерить» справедлив, что без оценки степени достижения целей, стоящих перед организацией, без оценки результатов реализации принятых ранее управленческих решений эффективное управление невозможно.

При этом только содержательное, неколичественное описание целей, результатов и т.д. затрудняет реализацию одного из основных управленческих принципов - принципа обратной связи.

С другой стороны, современные информационные технологии, используемые в современной практике управления, приподняли на новый качественный уровень реализацию принципа формализации и моделирования управленческих подходов, роль количественного подхода в управлении.8

Умение сочетать в современных системах поддержки  принятия решений количественные и  качественные оценки делает указанное  направление развития управленческой мысли перспективным.

Этому в значительной степени способствует и развитие количественных методов анализа, позволяющих анализировать как количественную, так и качественную информацию, процесс компьютеризации управленческой деятельности, а также возникновение и развитие методов в науке об управлении, использующих как количественные, так и качественные данные.

Процессный подход. При процессном подходе управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей с помощью других.

Действия, составляющие процесс управления, называются управленческими функциями.

Каждая управленческая функция также представляет собой  процесс, поскольку, в свою очередь, является серией непрерывных взаимосвязанных  действий.

Различные авторы предлагали свои наборы управленческих функций. Так во многих из них в качестве самостоятельных управленческих функций рассматриваются также мотивация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров (заключение сделок) и т.д.

Выделим укрупненные управленческие функции, присутствующие в работах практически всех авторов:

- планирование,

- организация работ,

- мотивация,

- контроль.

Эти основные управленческие функции связываются в единый процесс управления такими процессами, как коммуникация и принятие решений.9

Основные функции процесса управления: 

Планирование. Функция планирования предназначена для установления основных направлений усилий по определению целей организации и путей их достижения. Неотъемлемым действием процесса планирования являются анализ состояния организации, ее слабых и сильных сторон в области финансов, маркетинга, производства, научных и опытно- конструкторских разработок, кадрового обеспечения, обеспеченности основными видами ресурсов.

При анализе состояния  организации необходимо учитывать такие факторы как законодательство и политика, конкуренция и реальный спрос, постоянные и временные клиенты, экономические условия, социальные факторы, личные устремления руководства организации и ее коллектива.

На основании такого анализа  могут быть определены реальные цели, которые организация может перед собой поставить.

Следующим действием в  процессе планирования является определение  целей, к достижению которых организация  стремится на рассматриваемом отрезке  времени. Цели могут быть простыми и  сложными, укрупненными и детальными, иерархически упорядоченными, формулироваться непосредственно или представляться в виде дерева целей.10

Легче достичь тех целей, которые четко представляешь. И, практически, невозможно достичь тех  целей, которые и сформулировать то четко не удалось.

Завершающим действием в  процессе планирования является определение  конкретных путей достижения поставленных целей. Оно включает определение  основных этапов работ и их технологической  последовательности, сроков исполнения, исполнителей всех предусмотренных работ, ресурсное обеспечение всех этапов.

Планирование в организации  должно осуществляться непрерывно, т.е. непрерывно должен осуществляться анализ состояния организации, периодически уточняться цели, которые, ставит перед  собой организация, корректироваться пути достижения целей.

Необходимость в непрерывном  процессе планирования вызывается, во-первых, возможностью достижения некоторых  из поставленных ранее целей или  выяснением невозможности достижения части целей.

Во - вторых, такая необходимость вызывается неопределенностью будущего, в частности, изменениями внешних условий, отклонением хода реализации планов от ожидаемого сценария, возникновением новых задач и потерей актуальности старых и т.д.

Организация работ. Для того, чтобы организация была эффективно управляемой, чтобы было обеспечено достижение целей с помощью людей, входящих в ее состав, и ресурсов, выделенных для достижении  в целей, она должна быть эффективно организованной.

Здесь нам приходится использовать термин «организация» в двух смыслах. Первый смысл этого термина соответствует предприятию, фирме, банку и т.д., т.е. определенному социальному институту.11

А второй - соответствует  процессу. Например, организация производственного  совещания, деловой встречи, организация  выполнения принятых ранее решений. Надеемся, что читатель сможет разобраться в каком случае какой смысл термина «организация» используется.

Начинается  организация работ со структурирования  всей системы организации: выделения основных ее элементов и определения взаимосвязей между ними.

Структура организации должна обеспечивать выполнение работ, предусмотренных  в плане, распределение обязанностей между ее членами в процессе их выполнения, рациональное использование  ресурсов, выделенных для их выполнения.

В основе хорошей организации работ, с одной стороны, делегирование руководством заданий и полномочий по выполнению запланированных работ подчиненными, а, с другой стороны, ответственное выполнение полученных заданий и эффективное использование полномочий подчиненными.

В основе структуры  организации - систематизация действий по достижению стоящих перед ней  целей.

Мотивация. Мотивация является одной из основных функций процесса управления. С помощью мотивации обеспечивается  выполнение предусмотренных планом заданий и осуществление полномочий, которые делегированы руководителем подчиненному.

В древности  основной мотивацией для большинства работников был кнут. Начиная с конца XVIII века и по ХХ век считалось, что проблема мотивации работников решается просто: чем больше работник сделал, тем больше получил. Именно такого взгляда на мотивацию придерживались и представители школы научного управления.

Однако последующее  изучение проблемы мотивации показало, что экономические стимулы являются лишь одним из мотивов, определяющих отношение работника к своему труду. На самом деле мотивация должна учитывать сложную совокупность потребностей и мотивировать работников можно, обеспечивая в случае хорошей работы удовлетворение совокупности его потребностей. 

Контроль. В процессе выполнения работ в соответствии с принятыми планами могут произойти серьезные изменения внешних или внутренних условий. Например, может измениться законодательство, конъюнктура рынка, появиться новые технологии, открывающие пути резкого повышения качества выпускаемой продукции, и т.д.12

Жизнеспособная  организация должна иметь эффективно действующий механизм обратной связи, позволяющий адекватно реагировать на происходящие изменения. Неадекватная или несвоевременная реакция может приводить организацию к большим неоправданным материальным потерям.

Контроль как  управленческая функция предполагает, прежде всего, обеспечение достижения поставленных организацией целей.

Контроль в  современном понимании этой управленческой функции предусматривает, во-первых, установление стандартов, т.е. четко  сформулированных и обозначенных целей, достижение которых запланировано  организацией. Во - вторых, измерение степени достижения целей и сравнение ее с теми результатами, достижение которых предполагалось. Это позволяет определить возникающие проблемы при реализации планов организации.

Анализ наметившихся отклонений в реализации планов организации, особенно, если эти отклонения значительны, позволяет определить какие действия необходимы для того, чтобы добиться достижения поставленных организацией целей, выполнения намеченных планов, по возможности избегая потерь.

Серьезные отклонения в выполнении планов могут приводить к необходимости соответствующей их корректировки.

Связующие процессы управления. Для эффективного осуществления функций управления необходимы связующие процессы такие, как принятие решений и коммуникация. Принятие решений присутствует при осуществлении всех управленческих функций, поскольку и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходимо принимать управленческие решения.13 Действительно, не приняв соответствующего решения нельзя реализовать ни одну из перечисленных выше функций управления.

При принятии решения  перед руководителем стоят две  задачи: выработать возможные варианты решений и из возможных альтернативных решений выбрать наилучшее.

С нашей точки  зрения, проблема принятия управленческих решений становится сегодня одной из основных проблем совершенствования системы управления. Безусловно; немалые возможности таит в себе совершенствование технологии реализации основных управленческих функций, но качество принимаемых решений является все-таки определяющим.

Развитие современной  науки об управлении, активное использование  компьютерной техники, возрастающие объем  и сложность информации делают процесс  выработки и принятия управленческого  решения тем узким местом, которое  наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути реализации той или иной управленческой идеи.14

Информация о работе Школы и подходы науки