Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель работы –изучение и разработка направлений совершенствования системы обучения и переобучения кадров в ОАО « Восток-Сервис».
Объектом являетсяОАО « Восток-Сервис».
Предметомисследования является система подготовки, переподготовки и обучения кадров предприятия.
Гипотеза- преодолеть недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, а также и старые подходы к работе на разных уровнях организации,возможно лишь при условии разработки и практической реализации новой политики в сфере внутрифирменного обучения, включающей разнообразные формы обучения и учебные программы для всех категорий работников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСО-
НАЛА (ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)……………………………………………….……6
Сущность понятий «обучение» и «повышение квалификации персонала»…………………………………………………………..6
Опыт применения подготовки и повышения квалификации кадров России и за рубежом ………………………………………………. 12
Методы обучения и повышения квалификации персонала………16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………... 19
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОАО « ВОСТОК-СЕРВИС» ………………………………………………………………….21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………….21
2.2. Организация процесса обучения, подготовки переподготовки и
повышения квалификации кадров на предприятии……………………..23
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ВОСТОК-СЕРВИС»……………………………28
3.1. Основные направления совершенствования системы обучения…28
3.2. Механизм реализации усовершенствованной системы обучения..........................................................................................................29
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ…………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. . 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….................................................. . 36
Наставничество – обучение личным примером, целенаправленная передача профессионального опыта, практическая передача навыков от более опытного работника к менее опытному. По ходу обучения опытный ментор делится своим подходом к решению бизнес задач, на примере ситуаций из прошлого, свой подход к решению тех или иных задач.[19, с. 450-467]
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, обучение и профессиональная подготовка являются основным направлением профессионального развития персонала, а также двумя сторонами одного процесса. В процессе обучения у человека развивается интеллект, способность анализировать те или иные процессы, а подготовка связана с приобретением навыков и знаний которые относятся непосредственно к выполняемой работе. Система профессионального обучения должна увеличивать свою способность к гибкому реагированию на потребности рынка и способность к инновациям.
Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей в обучении.[15, с. 35-56]
Ключевым моментом в управлении профессиональным обучением является определение потребностей организации в этой области, которое состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают. Определение потребности в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий от отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя.
Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта.
Алгоритм формирования программы повышения квалификации разрабатывается в зависимости от выбранного проактивного и реактивного подхода к обучению.[3, с. 73-101]
Завершающим этапом в процессе профессионального обучения является оценка эффективности обучения и повышения квалификации.
Многообразные методы обучение можно разделить на три группы:
Задачи повышения квалификации заключаются в развитии персонала, обеспечении организации хорошо подготовленными специалистами, увеличения уровня лояльности работников организации, формирование организационной культуры, повышения качества продукции и услуг, проведение организационных изменений в соответствии с целями организации и ее стратегиями.[22, с. 96-99]
Для решения этих задач необходима целевая подготовка, учитывающая реальные практические задачи организации и, в частности, управления персоналом. Достичь этого результата можно с помощью вовлечения: консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм.Важнейшим направлением совершенствования системы формирования кадров является увязка планирования и управления персоналом со стратегией хозяйственной деятельности, повышением её эффективности в целом.
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОАО « ВОСТОК-СЕРВИС»
2.1 Общая характеристика
ОАО «Восток-сервис», спецодежда.
Московская область, Сергиев Посад г., Красной Армии просп., 1-А
В 1992 году несколько студентов
МАИ решили организовать собственное
дело и создали небольшую фирму, занимавшуюся
поставками на российские предприятия
специальной одежды и обуви. Тогда мало
кто верил в ее успех.
Сегодня «Восток-Сервис» - лидер российского
и европейского рынка средств охраны труда,
ведущий разработчик, производитель и
поставщик спецодежды, спецобуви, СИЗ,
инструмента, сопутствующих товаров. Группа
компаний имеет уникальную собственную
производственную базу - 8 швейных и 4 крупные
обувные фабрики, мощную сеть региональных
представительств, а именно, 120 филиалов,
разветвленную розничную сеть - 260 фирменных
магазинов в 170 городах на территории России,
стран СНГ, Азии. После приобретения в сентябре
2006 года чешской компании Cerva Export Import AS,
крупного восточноевропейского оптового
дистрибутора спецодежды и СИЗ, «Восток-Сервис» стал игроком №1 не только на
отечественном, восточноевропейском,
но и на всем европейском рынке средств
охраны труда.
Основные принципы производства
такие: гибкий подход - позволяет выполнять
заказы на внесение изменений в базовые
серийные модели спецодежды, либо составлять
комплекты спецодежды из разных моделей.
Мы готовы учесть все пожелания клиента
и привести в соответствие с ними различные
детали и элементы отделки спецодежды:
цвет ткани, количество и форму карманов,
застежки, наличие капюшона и так далее.
Планомерное переоснащение производственных
мощностей, помимо всего закупается новое
оборудование, вдобавок расширяются производственные
площади. Квалифицированный персонал
- все с целью повышения квалификации регулярно
проводится обучение работников фабрик.
Также основная цель кадровой политики
ОАО «Восток-Сервис» -
1. Кадровое планирование организации
–это определение потребности в персонале.
Кадровое планирование направлено на
оценку количественной и качественной
потребности в персонале, а также всех
структурных подразделений «Восток-Сервис»
2. Организация «Восток-Сервис» постоянно осуществляет постоянный поиск и привлечение перспективных специалистов и профессионалов высокого класса, а также оценку деятельности штатного персонала.
3. Профессиональное обучение
и повышение квалификации
С целью развития персонала в «Восток-Сервис» реализуется
система непрерывного профессионального
обучения и повышения квалификации:
• новых знаний по наиболее важным для «Восток-Сервис»
• умений сотрудником разрешать конкретные
производственные ситуации;
• опыта поведения в профессионально значимых
ситуациях.
4. Продвижение персонала организации
осуществляется в двух формах:
• в форме организации различных видов
резерва на руководящие должности с условием
составления индивидуальных планов обучения
перспективных работников;
• в форме ротации кадров.
5.Основной принцип политики
в области стимулирования
6. Социальная политика - такая часть политики управления персоналом, которая включает в себя цели и мероприятия, связанные с добровольными услугами «Восток-Сервис».
2.2 Организация процесса обучения, подготовки переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии
В ОАО «Восток-Сервис» установлены следующие виды
профессионального обучения:
Для рабочих: подготовка
новых кадров, обучение второй профессии,
повышение квалификации.
Для руководящих специалистов:
Подготовка новых рабочих осуществляется
по профессиям согласно перечню, утвержденному
Министерством общего и профессионального
образования РФ и Минтруда и социального
развития РФ. Подготовка рабочих - это
первоначальное профессиональное обучение
лиц, принятых учениками на предприятие
и заключившими с ним ученический договор.
Для организации обучения руководитель
подразделения назначает приказом организатора
производственно-технического обучения.
Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом
сложности профессии). Подготовка производится
по утвержденным учебным планам и программам,
используются индивидуальная и курсовая
формы обучения. Не позднее 2-х дней после
выхода ученика на работу руководитель
закрепляет за ним инструктора производственного
обучения и инженера-консультанта, оформляется
трудовое соглашение. При индивидуальной
форме обучаемый изучает теоретический
курс самостоятельно, используя консультации
инженера (до 20 часов). Результаты подготовки
заносятся инженером-консультантом в
карточку учета теоретического обучения.
При курсовой форме для изучения теоретического
курса формируются группы численностью
5-15 человек. К обучению привлекаются специалисты
с высшим и средним специальным образованием.
Производственное обучение осуществляется
индивидуально на рабочих местах под руководством
квалифицированного рабочего-инструктора
с образованием не ниже среднего специального
и стажем работы более 1 года. Получаемые
обучающимися практические навыки и умения
заносятся в дневник учета производственного
обучения. Затем обучаемый выполняет квалификационную
работу.
Обучение сотрудников
вторым профессиям и переподготовка - это
обучение лиц, уже имеющих профессию, с
целью расширения их профессионального
уровня, выполнения необходимых работ
или смены профессии высвобождаемыми
работниками, которые не могут быть использованы
по имеющимся у них профессиям. Руководитель
издает приказ по подразделению, назначается
инструктор производственного обучения
и инженер-консультант. Устанавливаются
сроки (до 3-х месяцев) и плата труда рабочего
в период обучения. Завершается обучение
выполнением квалификационной работы
и сдачей квалификационного экзамена.
Повышение квалификации
рабочих (ПК) - это профессиональное обучение,
направленное на совершенствование их
профессиональных знаний, умений, навыков,
трудовой мотивации, рост мастерства по
имеющимся профессиям. По утвержденным
планам и программам на предприятии проводятся
следующие основные формы повышения квалификации: производственно –
технические курсы(ПТК) и курсы целевого
назначения (КЦН). ПТК проводятся в целях углубления
и расширения знаний, умений и навыков
для получения более высоких разрядов в соответствии
с требованиями производства. Периодичность
обучения составляет раз в год (в случае
отличных показателей может быть сокращена
до 6 месяцев). Обучение на ПТК проводят
по курсовой и индивидуальной формам обучения.
Основанием для зачисления на курсы является
личное заявление рабочего. Бюро подбирает
преподавателей, определяет режим работы
учебной группы и место занятий. Результаты
обучения фиксируются в журнале учета
теоретических занятий или карточке учета
теоретических занятий для индивидуальных
консультаций. Ответственность за качество
проведения занятий возлагается на преподавателей.
Допускается ПК при самостоятельной подготовке.
Стажировка руководящих работников и специалистов проводится с целью подготовки резерва кадров руководящего звена управления. Приказом назначается руководитель стажировки и определяется период стажировки. По окончании руководитель стажировки направляет в отдел обучения отзыв на стажера и его отчет. Краткосрочное обучение руководящих работников и специалистов проводится, согласно стандарту, по мере необходимости. Основанием служит заявка руководителя подразделения, согласованная с функциональным руководителем. Такое обучение (индивидуально или в групповой форме) организуется на заводе или вне предприятия на договорной основе. При направлении на обучение вне предприятия (за счет средств последнего) с работником заключается трудовое соглашение. И уже для непосредственного обучения на предприятии высококвалифицированные специалисты завода разрабатывают учебные планы и программы в зависимости от целей обучения. Преподавателей подбирают из числа руководителей и специалистов предприятия либо приглашаются специалисты учебных заведений и центров. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических занятий.Персональную ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях осуществляет бюро подготовки кадров предприятия. В своей деятельности начальник бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящих организаций.
Проблемы, выявленные на предприятии ОАО «Восток-Сервис»:
Слабая установка руководством
для каждой категории работников предприятия
строго определенного объёма знаний и
практических навыков, которые необходимы
для качественного выполнения ими производственного
задания;
Профессионально-
Неуниверсальность, которая не может позволить обучать отличающихся по уровню знаний и общей подготовке группы работников;
Затратность обучения;
Устаревшая система подготовки кадров;
Неиндивидуализированный процесс обучения;
На данном этапе затраты на создание системы профессионального развития не удовлетворяют потребностям организации в кадрах.
Таким образом, ключевой проблемой ОАО «Восток-Сервис» является неадекватность плана профессионального развития.
Решение данной проблемы предполагает определение технологии совершенствования.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Основная цель кадровой политики «Восток-Сервис» -
формирование оптимальной структуры персонала,
способной обеспечить достижение поставленных
стратегических целей бизнеса «Восток-Сервис».
1. Кадровое планирование организации
–это определение потребности в персонале.
Кадровое планирование направлено на
оценку количественной и качественной
потребности в персонале, а также всех
структурных подразделений «Восток-Сервис»
2. Организация «Восток-Сервис» постоянно осуществляет постоянный поиск и привлечение перспективных специалистов и профессионалов высокого класса, а также оценку деятельности штатного персонала.
В ОАО «ВОСТОК-СЕРВИС»
установлены следующие виды профессионального обучения:
Для рабочих: подготовка
новых кадров, обучение второй профессии,
повышение квалификации.
Для руководящих специалистов:
Ключевой проблемой ОАО «Восток-Сервис»
является неадекватность плана профессионального
развития.
Следовательно, решение этой проблемы предполагает определение технологии совершенствования.