Слияния и поглощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям и поглощениям.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Рассмотреть различные определения понятий слияния и поглощения, а также изучить классификации этих сделок по разным критериям.
Проследить историческое развитие сделок M&A в мировой экономике.
Обобщить основные способы защиты компаний от поглощений, известные в мировой практике.
Проанализировать мотивы, которые побуждают компании вступать в сделки M&A.

Содержание работы

Введение
1. Определение понятий слияния и поглощения, их классификации….4
2. Основные способы защиты компаний от поглощений, известные в мировой практике……………………………………………………….7
3. Мотивы, которые побуждают компании вступать в сделки слияний и поглощений……………………………………………………………..14
Заключение..………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………….. ……..26

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 61.73 Кб (Скачать файл)

     - заключение контрактов на управление. Компании заключают со своим управленческим персоналом контракты на управление, в которых предусматривается высокое вознаграждение за работу руководства. Это служит эффективным средством увеличения цены поглощаемой компании, так как стоимость акций в этом случае существенно возрастает;

     - реструктуризация активов - покупка активов, которые не понравятся покупателю или создадут антимонопольные проблемы;

     - реструктуризация обязательств - выпуск акций для дружественной третьей стороны или увеличение числа акционеров, выкуп акций с премией у существующих акционеров.

     Иные  средства защиты

     Средства  защиты от враждебных поглощений, перечисленные  выше, - это лишь часть применяемых  в мировой практике. Среди иных можно также отметить следующие:

     - компания - цель выпускает на большую сумму облигации, которые по условию выпуска должны быть погашены досрочно по более высокой цене в случае поглощения компании. Следовательно, стоимость погашения облигаций возрастает, когда над компанией нависает угроза поглощения, делая поглощение чрезмерно дорогим;

     - метод, используемый компанией – целью для того, чтобы сделаться менее привлекательной для покупателя. Например, она может согласиться на продажу наиболее привлекательных частей своего бизнеса, или назначить выплату всех задолженностей немедленно после слияния компаний;

     - компания - цель продает большое число своих акций дружественной компании по цене ниже рыночной. Это ставит потенциального покупателя в положение, когда он должен будет купить примерно столько же акций, но по завышенной цене, чтобы захватить контроль над компанией. Этот метод помогает нынешнему руководству компании сохранять свое положение;

     - брокер, приобретающий меньше акций, чем в контрольном пакете компании.

     Российская  практика защиты от враждебных поглощений

     Российская  практика корпоративных слияний  и поглощений формировалась на фоне неразвитой правовой базы в области  корпоративного права и отсутствия исторически сложившихся, эволюционных экономических отношений, что и  сделало враждебные поглощения наиболее эффективным методом корпоративной  стратегии в России. По сути, методы враждебных поглощений и соответствующие  меры защиты, применяемые в России на начальном этапе становления  государственности, претерпели определенные изменения только благодаря развитию корпоративного законодательства. Исключительно  в связи с этим процессом некоторые  средства, применяемые для защиты от враждебных поглощений, уже не могут  быть столь же эффективными, как  на заре становления корпоративного рынка России. В результате новых  законодательных изменений средства защиты от враждебных поглощений, применяемые  в России, перестали носить исключительно  административный характер и приближаются к средствам защиты, широко используемым во всем мире.

     Ниже  указаны наиболее распространенные в России экономические и правовые методы сопротивления потенциальному покупателю, которые используются руководством (акционерами) компании - цели:

     - покупка акций компаниями, принадлежащими руководству, или выкуп компанией собственных акций, в том числе с последующей их продажей работникам и администрации (принадлежащих ей компаний) для увеличения доли «инсайдеров» в ущерб внешним акционерам. Такая стратегия получила широкое распространение в России во второй половине 1990-х гг. - примером могут служить действия менеджмента некоторых металлургических предприятий;

     - контроль за реестром акционеров, а также ограничение доступа к реестру акционеров или манипуляции им. Данный метод эффективен при комплексных мерах защиты: его использование без каких-либо дополнительных средств не может предотвратить поглощение. Пример такой комплексной тактики - действия одного из региональных фармацевтических предприятий. В конце 1990-х гг. компания подверглась атаке со стороны московского фармацевтического холдинга, который намеревался купить на вторичном рынке контрольный пакет акций, но благодаря комплексным мероприятиям, в число которых входил жесткий контроль реестра акционеров, поглощение не состоялось;

     - изменение размера уставного капитала компании, в частности целенаправленное уменьшение доли конкретных «чужих» акционеров путем размещения акций новых эмиссий на льготных условиях среди администрации и работников, а также дружественных внешних и псевдовнешних акционеров. Данный метод применялся практически всеми крупными компаниями в нефтегазовой отрасли, в первую очередь с целью консолидации, создания максимально управляемой корпоративной структуры. Таким образом, уменьшается риск поглощения за счет слаженных действий всех структурных подразделений компании;

     - привлечение местных властей для введения административных ограничений деятельности «чужих» посредников и компаний, скупающих акции работников. Один из примеров - отказ одной из региональных администраций продавать пакет акций бюджетообразующего предприятия, которое было объектом атаки финансового холдинга и крупного металлургического комбината;

     - судебные иски о признании недействительными определенных сделок с акциями, поддерживаемые местными властями. Яркий пример подобной тактики - корпоративная война, развернувшаяся за крупнейшие лесопромышленные объекты России.

     Иные  средства защиты в Российской практике

     Список  используемых в России средств защиты от враждебного поглощения не ограничивается мерами, описанными выше; более того, отсутствуют какие-либо ограничения  на расширение арсенала методов, как для проведения поглощения, так и для защиты от враждебных корпоративных действий. Следует еще раз подчеркнуть российские особенности средств защиты - помимо уже описанных мер приведем ряд способов, характерных для российских компаний:

     - «шантаж» местных властей руководством в случае, если предприятие является бюджетообразующим;

     - введение различных материальных и административных санкций по отношению к работникам - акционерам, намеревающимся продать свои акции «постороннему» покупателю;

     - формирование двоевластия в компании (два общих собрания, два совета директоров, два генеральных директора);

     - вывод активов или реорганизация компании с выделением ликвидных активов в отдельные структуры и т. д.

     На  данном этапе развития российского  рынка корпоративных слияний  и поглощений очевидна национальная составляющая, отражающая особенности  развития рыночных отношений в стране. Большинство средств защиты от враждебных поглощений, применяемых в России, не могут быть однозначно квалифицированы в соответствии с признанными мировыми институтами корпоративного поглощения, так как не только спектр средств получения контроля над компанией - целью, но и средства защиты от такого поглощения не подпадают под стандартные критерии, принятые в международной практике. Тем не менее, хочется отметить сдвиг в российском корпоративном законодательстве. Сдвиг, безусловно, позитивный.

  1. Мотивы, которые побуждают компании вступать в сделки слияний и поглощений

     Теория  и практика современного корпоративного менеджмента упоминает целый  ряд причин слияний и поглощений компаний. Причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:

- Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

1. экономии, обусловленной масштабами деятельности;

2. комбинированию взаимодополняющих ресурсов;

3. финансовой экономии за счет снижения транзакционных издержек;

4. возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив                   монополии).  

     Экономия, обусловленная масштабами, достигается  тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается  по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой  экономии заключается в распределении  постоянных издержек на большее число  единиц выпускаемой продукции. То есть увеличение объема позволяет более  эффективно использовать имеющиеся  в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы  увеличения объема производства, при  превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что  приведет к падению рентабельности производства. Слияния и поглощения компаний могут порой обеспечивать экономию, полученную за счет централизации  маркетинга, например, через объединение  усилий и придание гибкости процессу продвижения услуг или продукции  компании, использование общих рекламных  материалов. Получение экономии, обусловленной  масштабами деятельности, особенно характерно для горизонтальных слияний. Но и  при образовании конгломератов  порой возможно ее достижение. В этом случае экономии, обусловленной масштабами, добиваются за счет устранения дублирования функций различных работников, централизации ряда услуг, таких как бухгалтерский учет, финансовый контроль, делопроизводство, повышение квалификации персонала и стратегическое управление компанией. Но при этом необходимо отметить, что интегрировать поглощаемую компанию в действующую структуру обычно чрезвычайно сложно. Поэтому некоторые компании после слияния продолжают функционировать как совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих подразделений, имеющих разную инфраструктуру и маркетинговые службы. Даже экономия за счет централизации отдельных функций управления может оказаться недостижимой. Сложная структура компании, прежде всего, конгломератного типа, наоборот, способна привести к увеличению численности административно-управленческого персонала.

     Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, чего ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно. Зачастую объектом поглощения со стороны крупных компаний становятся небольшие компании, так как они способны обеспечивать недостающие компоненты для их успешного функционирования.

     Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.

- Повышение качества управления. Слияния и поглощения компаний могут ставить своей целью достижение дифференцированной эффективности, означающей, что управление активами одной из компаний было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми. При желании всегда можно найти компании, в которых возможности снижения затрат и повышения объемов продаж и прибыли остаются не до конца использованными; компании, страдающие от недостатка таланта или мотивации руководителей, т.е. компании, имеющие неэффективный аппарат управления. Такие компании становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны компаний, имеющих более эффективные системы управления.

 - Разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью. Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность "дешево купить и дорого продать". Нередко ликвидационная стоимость компании выше ее текущей рыночной стоимости. В этом случае компания, даже при условии приобретения ее по цене несколько выше текущей рыночной стоимости, в дальнейшем может быть продана по частям, с получением продавцом значительного дохода. В целом если придерживаться точки зрения целесообразности, то ликвидация должна иметь место тогда, когда экономические приобретения перевешивают экономические потери.

- Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующую компанию, чем создавать новую. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка компании (компании-цели) значительно меньше стоимости замены ее активов. Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения возникает из-за несовпадения рыночной и балансовой стоимости приобретаемой фирмы. Рыночная стоимость фирмы базируется на ее способности приносить доходы, чем и определяется экономическая ценность ее активов. Если говорить о справедливой оценке, то именно рыночная, а не балансовая стоимость будет отражать экономическую ценность ее активов, а, как показывает практика, рыночная стоимость очень часто оказывается меньше балансовой (инфляция, моральный и физический износ и т.п.).

Информация о работе Слияния и поглощения