Социальные организации (на примере ГБУ «Управление социальной защиты населения Брянской области»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: рассмотреть социальные организации как феномен общества.
Инструментом достижения поставленной цели послужит решение следующих задач:
раскрыть понятие «социальная организация»;
показать причины создания социальных организаций;
представить типологию социальных организаций;
рассмотреть структуру социальных организаций;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Теоритические основы функционирования социальных организаций.
. Понятие «социальная организация»…………………………………5-10
Классификация организаций…………………………………………11-19
Особенности социальных организаций в России…………………20-26
Глава 2. Анализ функционирования социальной организации на примере «Управления социальной защиты населения Брянской области»
2.1 Общая характеристика социальной организации………………..27-35
2.2Анализ функционирования «Управления социальной защиты населения Брянской области»………………………………………….36-45
2.3. Мероприятия совершенствования деятельности социальной организации……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

1.2.  Классификация организаций

Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам: - нахождение сходных социальных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования; - возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.; - принадлежность социальной организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам. Каждая классификация связана с выбором некоторого ограниченного набора классификационных признаков с целью систематизации для удобства изучения, проектирования и совершенствования организаций.По признаку происхождения организации делятся на естественные, искусственные и естественно-искусственные. Такое деление организаций имеет важное научное и практическое значение. Типичные виды естественных, искусственных и естественно-искусственных организаций показаны в таблице 1. На основе анализа работ структурных функционалистов (Т. Парсонс, Н. Смелзер)  можно дать следующее описание естественной модели организации.

Виды  социальных организаций

Естественные

Естественно-искусственные

Искусственные

Семьи

Поселения

Родильные дома

Неформальные  группы

Города

Ясли, детские  сады

Дружеские компании

Нации

Школы, вузы

Общественные  движения

Партии

Больницы, фирмы

Эгалитарные общества

Церкви

Предприятия

Группы по интересам

Корпорации

Учреждения

 

Цивилизации

Армия




1. Социальная организация – это  «естественная система», которой  свойственны органический рост  и развитие, подчиняющиеся «естественным  законам», взаимозависимость составных  частей, стремление к продолжению  своего существования и сохранению равновесия.

2. Социальная интеграция или ощущение, что организация является единой  социальной целостностью, формируется  на основе согласия большинства  членов организации следовать  единой системе ценностей.

3. Социальные организации сохраняют устойчивость, поскольку в них действуют внутренние механизмы контроля, препятствующие отклонению поведения людей от социальных норм и единой системы культурных ценностей. Последняя является самой устойчивой составляющей организации.

4. В организациях наблюдаются дисфункции, но они преодолеваются сами по себе или же укореняются в них.

5. Изменения в организациях обычно  имеют постепенный, а не революционный  характер.

Создавая  искусственные организации по подобию  естественных, человек всегда вкладывал  в них свое содержание. При этом в некоторых случаях искусственные организации в определенных отношениях превосходили естественные образцы. Такие организации становились новыми прототипами для дальнейшего совершенствования.

Однако  далеко не во всем искусственные организации превосходят естественные образцы. Дело в том, что любая искусственная организация, в отличии от естественной, создается в соответствии определенной концептуальной моделью – представлении человека о сущности социальной организации, ее структуре и механизме функционирования. Поэтому очень многое зависит от принятой за основу модели. Если модель выбрана удачно, то и проект созданной на ее основе организации также окажется удачным. В противном случае искусственная организация может оказаться хуже естественного прототипа.

Преимущества  искусственных организаций как  средства удовлетворения социальных потребностей сказались прежде всего в военной  и экономических областях, где  иерархические структуры управления получили наибольшее распространение. Если первые искусственные организации  мало чем отличались от естественных аналогов, то со временем этот разрыв увеличился. Человек научился создавать специальные организации, предназначенные для решения самых разнообразных социальных проблем. Поэтому искусственные организации быстро проникли во все области социальной жизни.

Естественно-искусственные  организации – это организации, частично формируемые естественным путем, а частично - искусственным. Типичным примером естественно-искусственных  организаций являются современные общества (цивилизации) с сознательно формируемым государственным механизмом, в котором одни субъекты власти  (президент, парламент) избираются, а другие (правительство) - назначаются. Однако, социальный механизм общества включает не только сознательно формируемый государственный механизм, но и стихийно складывающуюся латентную часть.

  Важным признаком классификации  является также основная предпосылка  (фактор) сближения (объединения)  субъектов (людей или организаций)  при образовании организаций.  Последние образуются главным образом на основе территориальной, духовной или деловой близости. Примерами территориальных организаций являются города, поселения, страны, мировые сообщества.

Примерами организаций, возникших на основе духовной близости являются семьи, религиозные и партийные организации, общественные движения и союзы. Примерами организаций, возникших на деловой основе являются корпоративные объединения: хозяйственные ассоциации и союзы, концерны, консорциумы, картели, конгломераты, тресты, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).

Кроме того, социальные организации можно  классифицировать по следующим признакам :

• по отношению к власти -  правительственные и неправи-тельственные;

• по отношению к главной цели – общественные и хозяйст¬венные;

• по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерче¬ские;

• по отношению к бюджету – бюджетные и внебюджетные;

• по форме собственности – государственные, муниципаль¬ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;

• по уровню формализации – формальные и неформальные;

• по отраслевой принадлежности – промышленные, транс¬портные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;

• по самостоятельности принятия решений – головные, до¬черние, зависимые;

• по размеру и численности членов организации – крупные, средние, малые.

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Статус  правительственной социальной организации  дается официальными органами власти. К правительственным организациям относятся организации, зафикси¬рованные в Конституции, указах Президента, например, министерст¬ва, государственные комитеты, Администрация Президента, префек¬туры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (при¬вилегии – финансирование, льготы, социальное обеспечение; требо¬вания – государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников.

К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие  социальные организации (хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия) строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и другие фонды, учреждения) основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.

Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для  своего развития как бюджетные, так  и небюджетные средства.

Общественная  организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации создаются для удовлетворения соци¬альных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде).

Хозяйственные социальные организации строят свою деятельность для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме  общественных и религиозных организаций), в т.ч. общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО) , производственный кооператив (ПК) и т.д., неюридические лица всех форм, в т.ч. подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие  формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Их принято разделять  на четыре группы: микро, малые, средние  и крупные организации. Категориями  такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующей продукции.

Формальные  социальные организации – это  зарегистрированные в установленном  порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Формальная  организация, характеризуется:

- строго предписанными и документально  зафиксированными целями, правилами  и ролевыми функциями;

- рациональностью и безличностью  отношений между ее членами; 

- наличием органа власти и аппарата  управления.

Неформальные  социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

Неформальная  организация характеризуется:

- спонтанно сложившейся системой  социальных связей и отношений,  норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения;

- отсутствием четко выраженных  и документально зафиксированных  правил и предписаний.

По  форме собственности различают  государствен¬ные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.Государственные и муниципальные организации полностью или час-тично находятся под контролем государственных или муниципаль¬ных органов власти. Частные организации – это организации, созданные индивиду¬альными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермер¬ские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: ак¬ционерные общества, хозяйственные товарищества и др.Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, част¬ной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с уча¬стием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные инвестиции.

В зависимости от состава субъектов  организации делятся на элементарные и составные. Элементарные организации состоят из индивидов (физических лиц), составные включают хотя бы одну более мелкую организацию (искусственную или естественную). Примерами элементарных организаций являются семьи, неформальные группы, некоторые малые предприятия; примерами составных – концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, города.

Информация о работе Социальные организации (на примере ГБУ «Управление социальной защиты населения Брянской области»)