Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение совершенствования системы управления адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ. В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
· проанализировать теоретические аспекты адаптации;
· изучить и оценить процесс адаптации в ГНУ Псковский НИИСХ;
∙проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую совершенствование адаптации
·рассмотреть факторы, связанные с совершенствованием системы адаптации;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Адаптация персонала в организации. Основы построения системы адаптации………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность и типология адаптаций…………………………………………..5
1.2 Этапы, методы и программы адаптации…………………………………….8
1.3 Нормативно правовая база………………………………………………….11
2. Анализ системы управления адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ…………………………………………………………………...………18
2.1. Общие сведения об организации ………………………………….……18
2.2. Анализ системы адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ.………………………………… …………………………….………....24
2.3 Проблемы совершенствования системы управления адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ и предложение по их устранению. …………………………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список литературы……………………………………….…………………………...….31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Этапы, методы и программы адаптации…………………………………….8
1.3 Нормативно правовая база………………………………………………….11
2. Анализ системы
управления адаптации персонала
в ГНУ Псковский НИИСХ…………………………………………………………………
2.1. Общие сведения об организации ………………………………….……18
2.2. Анализ системы адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ.………………………………… …………………………….………....24
2.3 Проблемы совершенствования
системы управления адаптации
персонала в ГНУ Псковский НИИСХ и
предложение по их устранению.
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………….…………
Введение
В современных условиях управление персоналом играет ключевую роль в любой организации, так как эффективность использования трудового потенциала предприятия обусловливает его рыночную устойчивость, успешность функционирования и перспективы развития.
Необходимым звеном системы управления персоналом является адаптация сотрудников на рабочем месте. Правильно выстроенный процесс адаптации с одной стороны снимает многие негативные факторы внутренней среды организации, а с другой - является хорошим мотивационным инструментом.
В современной России не уделяется достаточно внимания вопросу адаптации персонала и связанным с ним проблемам. Многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Это справедливо и для сферы государственных научных учреждений, в которой осуществляет свою деятельность ГНУ Псковский НИИСХ, выбранное в данной работе для анализа системы адаптации персонала. Общая ситуация в ГНУ Псковский НИИСХ характеризуется противоречием между количеством, качеством труда и его вознаграждением. Присутствует массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общее старение персонала требуют актуализации основных ресурсов управления образовательными организациями.
Цель курсовой работы – изучение совершенствования системы управления адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ
В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
· проанализировать теоретические аспекты адаптации;
· изучить и оценить процесс адаптации в ГНУ Псковский НИИСХ;
∙проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую совершенствование адаптации
·рассмотреть факторы, связанные с совершенствованием системы адаптации;
·рассмотреть и проанализировать
основные проблемы, связанные
с совершенствованием системы
адаптации в ГНУ Псковский НИИСХ.
∙Предложить мероприятия по
решению проблем связанных с
совершенствованием системы адаптации
в ГНУ Псковский НИИСХ.
Объектом данной курсовой работы является ГНУ Псковский НИИСХ.
Предметом - выступает управление системой адаптации персонала в ГНУ Псковский НИИСХ.
Методологическую основу курсовой работы составляют важнейшие положения системного подхода к управлению персоналом (А.Я. Кибанов, В.П. Половинко, И. Пригожин, В.П. Симонов), которые рассматривают адаптацию как объективный элемент системы, взаимодействующий с другими элементами в динамике их развития.
1. Адаптация персонала в организации. Основы построения системы адаптации
1.1 Сущность и типология адаптации
Прямым продолжением процессов отбора и приема новых сотрудников в организацию является процесс адаптации. Вхождение работника в новые условия труда ставит его перед необходимостью включения в систему внутриорганизационных отношений. Организация, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы принятый на работу в оптимальный срок освоил свои функциональные обязанности и начал работать с максимальной отдачей. Решить эти проблемы, призваны процедуры адаптации.
Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [4; 176].
С позиции системного подхода адаптация как элемент системы управления персоналом
выполняет внутрисистемные функции [6; 78]:
· определение темпа роста результативности труда;
· формирование микрогрупп;
· формирование социальной роли адаптанта.
реализует принципиальные цели:
· уменьшение стартовых издержек;
· снижение озабоченности и неопределенности у новых работников, сокращение текучести рабочей силы;
· экономия времени руководителя и сотрудников;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [4; 181].
способствует интеграции работника в организацию.
В самом общем виде задача адаптации - сбалансировать, привести в соответствие взаимные нормы и ценности, а также требования, предъявляемые организацией и сотрудником друг к другу. Типология адаптации может быть представлена в виде таблицы [5; 103]:
Таблица 1.1
Типология адаптации
№ п/п |
Критерии типологии |
Типы адаптации персонала | |
1 |
Компоненты системы адаптации персонала |
Профессиональная( | |
2 |
Наличие опыта профессиональной или служебной деятельности |
Первичная, вторичная | |
3 |
Сферы адаптации |
Адаптация в новой организации, адаптация в новой должности | |
4 |
Субъекты адаптации |
Адаптация работника, адаптация работы к человеку | |
1. Компоненты системы адаптации:
· профессиональная(
· психофизиологическая адаптация - приспособление работника к психофизиологическим нагрузкам и условиям труда; цель - приведение в соответствие возможностей работника и условий труда;
· организационная адаптация - формирование представлений о роли и статусе рабочего места (должности) в организационной структуре компании; цель - усвоение сотрудником стандартов, формальных и неформальных норм и правил компании;
· социально - психологическая адаптация - вовлечение нового сотрудника в систему взаимоотношений коллектива; цель - преодоление сотрудником неуверенности в новой организации;
· экономическая адаптация - формирование удовлетворенности системой оплаты труда и материальных поощрений;
· внеорганизационная адаптация - общение с коллегами в нерабочее время по нерабочим вопросам.
2. Наличие опыта профессиональной деятельности:
· первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности;
· вторичная адаптация - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
3. Сферы адаптации:
· адаптация в новой организации - приспособление работников, впервые устроившихся в организацию, независимо от занимаемой должности;
· адаптация в новой должности - приспособление сотрудников:
- работающих в организации и получивших новую должность;
- занимающих в новой организации, какую-либо должность впервые в своей профессиональной деятельности.
4. Субъекты адаптации:
· адаптация работника - освоение профессиональной деятельности;
· адаптация работы к сотруднику - организация рабочего места в соответствии с эргономическими требованиями, регулирование режима и условий труда.
Из приведенной типологии видно, что компоненты системы адаптации взаимосвязаны, взаимозависимы и выполняют свои функции в постоянном взаимодействии. Выстраивая в организации процесс адаптации сотрудников, необходимо учитывать все типы адаптации и влияние ее компонентов на такие целевые объекты управления персоналом, как отношение к труду, трудовое поведение и результативность труда.
В.Р. Веснин отмечает, что сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
1.2 Этапы, методы и программы адаптации
Современные теории управления адаптацией выделяют в указанном процессе четыре ключевых этапа [7; 240].
1. Этап оценки уровня подготовленности новичка позволяет разработать наиболее эффективную программу адаптации, учесть опыт профессиональной деятельности работника в других компаниях для коррекции срока адаптации.
2. Этап ориентации включает работника в практическое знакомство с компанией, подразделением, общими требованиями и своими функциональными обязанностями.
3. Этап действенной адаптации помогает сотруднику приспособиться к своему статусу, начать строить отношения с коллегами и руководителем, от теоретической ориентации перейти к практической.
4. Этап функционирования завершает процесс адаптации, преодолеваются производственные и межличностные проблемы, происходит переход к стабильной работе.
Тщательно разработанная процедура введения нового сотрудника в организацию может нивелировать проблемы, связанные с временным периодом вхождения в должность, производительностью труда и социально - психологическим издержками.
Рассматривая этапы трудовой адаптации нельзя не сказать о факторах, влияющих на ход, сроки, темпы и результаты этого процесса. С.А. Карастелин и Г.Б. Поляк делят их на две группы: личностные и производственные [3; 200].
Таблица 1.2
Факторы адаптации
Личностные |
Производственные | |
Социально - демографические (стаж, возраст, образование, квалификация, социальное происхождение) |
Профессиональные (содержание трудовой деятельности) | |
Психологические (уровень притязаний, восприятие самого себя) |
Социально-гигиенические (условия труда и правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство) | |
Социологические (степень профессионального интереса, степень материальной заинтересованности, наличие установки на обучение, знание производственных перспектив) |
Организационно-управленческие (возможности повышения квалификации, участия в обсуждении принимаемых решений) | |
Экономические (система оплаты труда и материального стимулирования) | ||
Социально - психологические (климат в коллективе, стиль руководства, система нематериальных поощрений) | ||