Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:41, контрольная работа
Основной целью работы является рассмотрение влияния фирм на формирование человеческого капитала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретико-методологические основы человеческого капитала;
- охарактеризовать влияние фирм на формирование человеческого капитала.
Введение. ………………………………………………………………………2
1 Теоретико-методологические основы человеческого капитала …………5
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала ………5
2 Влияние фирм на формирование человеческого капитала ……...………11
2.1 Усиление роли человеческого капитала на уровне фирм………...……11
2.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации …...16
Заключение ……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………..25
Содержание
Введение. ………………………………………………………………………2
1 Теоретико-методологические
основы человеческого капитала
1.1 Методологические основы
концепции человеческого
2 Влияние фирм на
формирование человеческого
2.1 Усиление роли человеческого капитала на уровне фирм………...……11
2.2 Концепция управления
человеческими ресурсами в
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..25
Введение
Последние полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под знаменами: "инновации" и "человеческие ресурсы". Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно в "человеческом ресурсе" или "человеческом потенциале" скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. "Человеческий фактор" стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.
В последние годы стало общим мнение о том, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от средств, вкладываемых в "человеческий фактор", без этого невозможно обеспечить поступательное развитие общества. Так в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает "чистые" валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения, т.е. с высокой долей уверенности можно констатировать, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире напрямую связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.
С учетом всего вышесказанного исследование влияния фирм на формирование человеческого капитала, а так же роли в экономике государства, анализ перспектив его дальнейшего развития представляют значительный как теоретический, так и практический интерес, а тема данной работы видится достаточно актуальной.
Теория человеческого капитала как самостоятельное течение в экономической мысли возникла в начале 60-х годов прошлого столетия, после чего получила быстрое развитие и распространение в западной экономической науке. У ее истоков стояли известные неоклассики – Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Л. Туроу, Й. Бен-Порэт, У. Боуэн. Эти экономисты опирались на труды классиков политэкономии У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, которые анализировали сущность рабочей силы, рассматривали созидательные способности людей и их развитие как главный источник богатства страны.
К последователям разработки теории человеческого капитала можно отнести таких ученых, как Дж. Кендрик, М. Блауг, Э. Денисон, Л. Хансен, Ф. Махлуп и др. Пионерами же концепции человеческого капитала считаются нобелевский лауреат Г. Беккер и Т. Шульц.
Теория человеческого капитала долгое время не принималась отечественными экономистами во многом из-за идеологических установок того времени. Только в 1980 – 90-х годах в этой области появились работы некоторых отечественных экономистов, среди которых можно назвать В. С. Гойло, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича, но и те носили критический характер и показывали несостоятельность буржуазных концепций.
С началом реформирования
отечественной экономики
Среди авторов, которые
затронули вопросы
Вместе с тем, несмотря
на перемены взглядов и возросший
в российской науке интерес к
теориям человеческого
Таким образом, актуальность темы исследования и степень ее разработанности предопределили выбор темы исследования и поставили ее в ряд приоритетных направлений развития экономической науки в современной России.
Итак, основной целью работы является рассмотрение влияния фирм на формирование человеческого капитала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретико-
- охарактеризовать влияние фирм на формирование человеческого капитала.
В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.
Для раскрытия избранной темы был проанализирован широкий круг российских и зарубежных источников, научных исследований, свидетельств и оценок, аналитических и информационных материалов специальной и общей периодической печати посвященных данному вопросу.
Согласно логике исследования работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретико-методологические основы
человеческого капитала
1.1 Методологические
основы концепции
В современных западных экономических исследованиях и отечественной науке постсоветского периода широкое распространение получила теория человеческого капитала, что связано с качественным изменением роли нематериальных, в том числе, личностных факторов в экономическом развитии. Отсюда потребность в изучении особенностей нематериальных составляющих воспроизводственного процесса. Введение в оборот понятия человеческого капитала базируется на признании факта разнокачественности рабочей силы, наличия в ее структуре заложенных природой и искусственно формируемых характеристик и, соответственно, возможностей нематериального накопления. Именно они постепенно начинают играть ключевую роль.
Ядро теории человеческого капитала - инвестиционная трактовка затрат на качественное совершенствование человеческого потенциала (развитие способностей и формирование потребностей населения), а также характеристика вклада этих инвестиций в экономический рост.
Человеческий капитал,
являясь разновидностью капитала, обладает
всей совокупностью его
Структура человеческого капитала:
Капитал здоровья. Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку, в любой сфере профессиональной деятельности
Трудовой капитал. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, знаниям, опыту и ответственности работника.
Интеллектуальный капитал. Интеллектуальная, творческая деятельность является пока уникальным атрибутом человеческого ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом, как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования.
Организационно-
Культурно-нравственный капитал. Высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве как квалификация и интеллект.
Мотивы инвестирования в образование имеют сложную структуру. Они определяются не только экономическими, но и социальными, культурными, психологическими факторами. Помимо способности приносить денежную отдачу, человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для индивида. Потребительский и инвестиционный эффекты образования неразделимы.
По сравнению с физическим
капиталом у человеческого
Отправная точка для выделения собственно человеческого капитала из всей совокупности производительных способностей человека - разграничение природных и приобретенных свойств. В строго экономическом смысле природные способности, как и природные ресурсы, не являются капиталом, хотя могут приносить своим владельцам особый вид дохода - ренту (в том числе и в денежной форме)
Прибавочный продукт создается рабочей силой, а затем служит источником ее воспроизводства. Последнее происходит как за счет роста населения, так и за счет развития способностей к труду отдельных людей, накопления ими знаний, опыта и мастерства. Накопление способностей к труду членов общества, развитие индивидуальных рабочих сил требуют значительных затрат живого и овеществленного труда. Этот специфический вид накопления, овеществленного в человеке труда, остается еще сравнительно мало исследованным. Как пишет В.С. Гойло, "технология формирования и развития главной производительной силы общества мало изучена экономической наукой"
Достаточно ясно, что физическое и интеллектуальное развитие людей, состояние их здоровья, профессиональная подготовка зависят от объема и структуры питания, рациональности одежды, от объема и структуры потребления бытовых услуг, услуг здравоохранения, просвещения, культуры, профессионального образования.
Процессы развития личности
человека и его способностей к
труду изучаются
В условиях научно - технической
революции образовался дефицит
высококвалифицированных
Эта теория развивается в рамках неоклассического направления западной политэкономии и используется в исследовании таких сфер, как образование, здравоохранение, семья и другие сферы внерыночной деятельности.
«Человеческий капитал» - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг»
«Он есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека»
Сторонники теории человеческого капитала разработали количественные методы анализа эффективности вложений в образование, медицинское обслуживание, подготовку на производстве, миграцию, рождение и уход за детьми и их денежной отдачи для общества и семьи. Главное внимание в этом анализе уделяется производимым способностям человека и дифференциации доходов, вызываемой различными уровнями инвестиций в их производство.
Оппонентами этого направления выступают консервативные психологи и экономисты, приписывающие ведущую роль в дифференциации способностей наследственному, биологическому, фактору. Они считают, что объяснение всей разницы в доходах у лиц с неодинаковым уровнем подготовки, получаемым образованием приводит к завышению эффекта обучения.
Оба указанных объяснения
причин дифференциации способностей к
труду и, соответственно, доходов
населения подверглись критике
радикальных экономистов. По их мнению,
образование выступает как
Поэтому если на разных уровнях
производственной иерархии требуются
работники с разными
Информация о работе Современная концепция управления человеческими ресурсами