Современная концепция управления человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является рассмотрение влияния фирм на формирование человеческого капитала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретико-методологические основы человеческого капитала;
- охарактеризовать влияние фирм на формирование человеческого капитала.

Содержание работы

Введение. ………………………………………………………………………2
1 Теоретико-методологические основы человеческого капитала …………5
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала ………5
2 Влияние фирм на формирование человеческого капитала ……...………11
2.1 Усиление роли человеческого капитала на уровне фирм………...……11
2.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации …...16
Заключение ……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………..25

Файлы: 1 файл

12теория организации. тема современные концепция управления человеческими ресурсами.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

В течение многих лет  на большинстве предприятий Группы реализуются программы оздоровления работников и членов их семей, в социальном бюджете выделяются средства для компенсации работникам значительной части стоимости путевок. Путевки распределяются согласно поданным заявлениям и в соответствии с медицинскими заключениями комиссии по социальному страхованию, руководствующейся в своей работе Положением о порядке распределения путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Концепция управления человеческими ресурсами в организации

Успехи ведущих фирм в развитых странах связаны с  созданием высокоэффективных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе формирования которых комплексный, стратегический подход к использованию и развитию трудового потенциала.

После экономического кризиса 1970-х г.г. на предприятиях США, Западной Европы и Японии обострилось противоречие между бюрократической системой управления и ускорением научно - технического прогресса. В этот период активизировался пересмотр основных принципов традиционного технократического управления, который в 1980-х гг. завершился формированием научной концепции управления человеческими ресурсами, которая обогатила практику менеджмента прогрессивными методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде. Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности и качества трудовой жизни. Наиболее успешные корпорации сегодня, безотносительно к национальной и отраслевой принадлежности, имеют общие характерные черты. Они обеспечивают гарантированную занятость, перспективные системы продвижения по службе, внутреннее развитие персонала вместо глобальных кампаний найма. Они создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо погони только за финансовыми результатами.

В целом тенденции  управления человеческими ресурсами  имеют глобальный характер и отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новой концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. В этом заключается не терминологическое, а принципиальное отличие концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами.

В уходящем веке в теории и практике управления произошла смена концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества. В эволюционном пути развития управленческой мысли можно выделить этап технократического менеджмента, который характеризовался введением рациональных процедур управления кадрами, усилением внешнего контроля, введением равной системы оплаты труда. Конкретный инструментарий реализации технократического управления был предложен школой научного управления, основоположником которой является Ф. Тейлор. Тейлористская концепция полагала, что труд - это прежде всего индивидуальная деятельность, и потому воздействие коллектива на рабочего носит деструктивный характер и делает труд рабочего менее производительным. От рабочего не требовались ни высокая квалификация, ни проявление инициативы, творчества на рабочем месте. Работники рассматривались как средство достижения организационных целей, подобно машинам, оборудованию, сырью. Поэтому на этом этапе формируется система управления кадрами, при которой вместо человека как личности рассматривается лишь его функция - труд, измеряемый через затраты рабочего времени. Кадровые службы выполняли в основном учетно-контрольные и административно-распорядительные функции.

С 1950-60 гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит новая концепция управления персоналом. Внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной перестройки организации и управления трудом: усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации; создается система непрерывного профессионального образования; развивается социальное партнерство, повышается роль организационной культуры; пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы трудовой деятельности. В этих условиях система управления персоналом охватывает широкий круг управленческих проблем: подбор и профессиональная адаптация новых работников, разработка социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием, разработка системы стимулирования производительного и творческого труда. В данной концепции человек рассматривается не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.

Рассмотрим основные типы управления, получившие широкое  распространение в фирмах развитых стран, в которых нашли отражение  основополагающие принципы современной  концепции управления человеческим капиталом.

 

 

 

 

Управление  по результатам

Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные  центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам и определяется достижение конкретных результатов. Такая  система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление на основе их сравнения с полученными результатами.

Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.

Таким образом, управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором:

-с помощью процесса  планирования определяются в  разных интервалах времени устремления  организации и ее членов (другими  словами, требования к результатам  и ожидаемые результаты);

-настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением;

-результаты оцениваются  для принятия решений, ведущих  к проведению последующих мероприятий 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление  посредством мотивации

Эта модель опирается  на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.

Мотивационный менеджмент-это  построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.

Как известно, в управленческой науке разработаны различные мотивационные модели, которые нашли широкое практическое применение в преуспевающих фирмах развитых стран. Среди них наиболее традиционными являются:

-рациональная мотивационная  модель, в основе которой использование  материальных стимулов, то есть посредством награждения или взысканий по результатам работы;

-мотивационная модель  самореализации, суть которой состоит  в активизации внутренних мотивов  человека возможности самовыражения,  творчество в труде, признание  заслуг, расширение самостоятельности и ответственности, перспективы карьеры и профессионального роста;

-мотивационная модель  сопричастности (соучастия) через  развитие сотрудничества, партнерства,  участие в управлении, собственности,  делегирование полномочий.

Рамочное управление

Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности  работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.

Более совершенной системой управления человеческими ресурсами  является управление посредством делегирования, при котором сотрудникам передаются компетенция и ответственность, самостоятельно принимать решения  и осуществлять их.

 

 

Управление на основе делегирования

По своему замыслу  эта модель направлена на изменение  поведение сотрудников через "руководство  в единстве с сотрудниками". Разработка этой модели была продиктована убеждением в том, что традиционный авторитарный стиль управления больше не соответствует демократическому общественному устройству, в частности требованиям и способностям современного высококвалифицированного и самостоятельно думающего работника. Гарцбургская модель была призвана активизировать нереализованный потенциал сотрудников и сформировать из простых исполнителей мылящих и действующих как предприниматели. Гарцбургская модель базируется на следующих принципах:

-производственные решения  должны приниматься на тех  уровнях, на которых возникает  необходимость в них и, где они реализуются;

-производственные решения  должны приниматься не отдельными  высшими или средними в должностной  иерархии руководителями, многими  сотрудниками;

-вместо отдельных  поручений каждому сотруднику  следует предоставлять четко  очерченное поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения,

-ответственность не  должна концентрироваться только  у высшего руководства, ее часто  должна делегироваться в подразделения,  работникам, которые занимаются  данными проблемами;

-распределение задач должно следовать не сверху вниз, а снизу вверх по принципу передачи на высший уровень только тех решений, которые не могут компетентно приниматься на нижнем уровне;

-принципы взаимоотношений  руководителей и сотрудников  должны быть четко определены и оформлены в специальном документе по руководству предприятием. Следование этим принципам обязательно для всех.

Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами  является развитие у сотрудников  инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации нее конкурентные преимущества.

Партисипативное управление

Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает  участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно. Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:

-работники получают  право самостоятельно принимать  решения по поводу планирования  своей трудовой деятельности, ритму работы, технологии решения задач и т.д.;

-руководство привлекает  работников к подготовке и  принятию решений по использованию  ресурсов, форме оплаты труда,  графику работы и т.п.; -работникам  предоставляется право контроля качества продукции и установления ответственности за конечный результат;

-работники принимают  участие в инновационной, предпринимательской  деятельности с различными формами  вознаграждения.

С точки зрения методологии  управления человеческими ресурсами  работники из объекта управления превращаются в субъект управления, который самостоятельно решает проблемы развития организации. На основе самоуправления работник может реализовать свои потребности в самовыражении, признании и соучастии, а предприятие достигает высокой производительности труда и качества продукции.

Предпринимательское управление

В основе предпринимательского управления концепция интрапренерства, получившая название от двух слов: "антрепренерство"- предпринимательство и "интре" - внутренний. Суть данной концепции заключается в развитии предпринимательской активности внутри организации, которую можно представить как сообщество предпринимателей, новаторов и творцов.

Главное, что отличает предпринимательскую организацию-это  формирование предпринимательской философии, пронизывающей всю систему управления, в том числе и систему управления человеческими ресурсами. Дух творчества, постоянный поиск новых возможностей, коллективное самообучение, партнерство и доверие побуждает работников к самореализации, новаторству и сотрудничеству в рамках собственной организации. Особенностью интрапренерства является ориентация на демократичный, а не на принудительный механизм управления, на интеграцию предпринимательских инициатив с планами корпоративных стратегий.

В современной науке  и практике менеджмента, как свидетельствует  выше проведенный анализ, происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как  ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не удалось ее интегрировать в организационную систему управления. При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической реализации, можно сформулировать основополагающий принцип современной концепции управления человеческими ресурсами: главное - это признание человеческих ресурсов как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации, как ключевого ее ресурса, имеющего экономическую полезность и социальную ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Современная концепция управления человеческими ресурсами