Современное исследование в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров. Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....3
2. Цели и направления исследования систем управления………......5
3. Методы исследования систем управления………………….........10
4. Принципы исследования……………………………………..........23
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….29
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….….30

Файлы: 1 файл

ОНИ реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)


 

 

                                                       

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....3

2. Цели и направления исследования систем управления………......5

3. Методы исследования систем управления………………….........10

4. Принципы исследования……………………………………..........23

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….29

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров. Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других. Поэтому для раскрытия методов и приемов анализа систем управления следует уделить особое внимание реконструкции содержания управленческой деятельности, а также критериев ее эффективности и подходов к анализу на основе историко-критического обзора научных взглядов на управление и эффективность систем управления.

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

В современном менеджменте рассматривается множество самых разных 

организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государст­венные учреждения, общественные объединения, научно-про­изводственные объединения, частные предприятия. Организа­ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различ­ное назначение, размеры, строение и другие параметры.

          Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать сис­тему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

          Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с це­лью получения максимального конечного результата при опре­деленных ограничениях (наличия ресурсов, например).

 

Объектом является современное исследование.

Предметом исследования является современное исследование в практике управления.

Целью данного реферата является выявление тенденции развития современного исследования в практике управления.

Задачи:

- раскрыть понятие исследование и управление.

- особенности современного исследования в практике управления.

- классификация методов научного исследования.

- проблематика, тематика.

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

          Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сего­дня трудно обеспечить без исследования путей и возможностей, без выбора альтернативных направлений. Исследование управ­ления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

         Иногда для проведения исследова­ния приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного их решения зависит ус­пех работы этих организаций.

         Объектом исследования является система управления (и ее составляющие элементы), относящаяся к классу социально-эко­номических систем, предметом — конкретная проблема, реше­ние которой требует проведения исследования. Результатом ис­следования будут рекомендации, модели, методы, способствую­щие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содер­жания, истоков, последствий.1 

         Исследования систем управления могут быть классифициро­ваны по различным основаниям.

         По целям можно выделить практические исследования, пред­назначенные для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов, и научно-практические исследования, ори­ентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образова­тельного уровня работников.

          По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систе­му научных знаний.

          Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжи­тельности, информационному обеспечению, организации их проведения. Поэтому в каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый вид исследования, исходя из поставлен­ных целей.

          Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

                                                
• распознавание проблем и проблемных ситуаций;

• определение причин их происхождения, свойств, содержа­ния, закономерностей проведения и развития;

• установление места этих проблем и ситуаций (как в сис­теме научных знаний, так и в системе практического управ­ления);

• нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

• разработку вариантов решения проблем;

• выбор оптимального варианта решения проблемы по кри­териям результативности, оптимальности, эффективности.

          В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаи­мосвязи, и их оптимальное сочетание характеризует степень про­фессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.

          Проведение исследований и анализ любой конкретной сис­темы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке то­варов, для повышения эффективности функционирова­ния подразделений и организации в целом. 

          Исследования необходимо проводить не только, когда орга­низациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно дости­гают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что либо мешает, либо в большей сте­пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

          Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования органи­заций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и по­стоянно меняющегося спроса потребителей.

          Исследования необходимы как с научной, так и с практиче­ской точек зрения. С научной точки зрения исследование пред­полагает разработку и четкое формулирование методологии про­ведения исследований, с тем, чтобы разработать фундаменталь­ные теоретические положения. С практической точки зрения ис­следования должны уметь проводить конкретные люди, следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить раз­личным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построе­ния определенной модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

                                                                                          
Исследование систем управления включает:


• уточнение цели развития и функционирования предпри­ятия и его подразделений;

• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

• выявление факторов, обеспечивающих достижение сфор­мулированной цели и препятствующих ей;

• сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

• получение необходимых данных для привязки современ­ных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

          В процессе исследования и анализа работы организации уста­навливается роль и место данного предприятия в соответствую­щем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура пред­приятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предпри­ятия и др.

         Главные направления исследований систем управления оп­ределяются проблемами организации и находятся в следующих важнейших областях:

• конкурентного положения на рынке;

• организации управления;

• мотивации;

• использования современных технических средств;

• технологии разработки решений;

• информационного обеспечения управления;

• компетенции персонала и т.п.

        Выбрать направления исследования и сосредоточить на нем внимание, как собственное, так и специалистов управления, счи­тается большим искусством менеджера. Эффективным исследо­вание будет только при соразмерности средств, использованных на его проведение средств, и полученных результатов.
                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

         Эффективность исследования систем управления во многом оп­ределяется использованными методами исследования.

         Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований, грамотное применение которых спо­собствует получению достоверных и полных результатов относи­тельно проблем, возникших в организации. Правильность выбора методов, а также оптимальная интеграция их при проведении ис­следования определяются знаниями, опытом и интуицией спе­циалистов, проводящих такие исследования.

        Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето­ды формализованного представления систем управления и комплексированные методы.

        Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опыт­ных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетради­ционных подходов к анализу деятельности организации. Данная группа включает методы: «мозговой атаки», типа «сценариев», экспертных оценок, типа «Дельфи», ти­па «дерева целей», «деловой игры», тестиро­вание и т.д.

        Методы формализованного представления систем управления. Они основаны на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управ­ления. Среди них можно выделить следующие классы:

• аналитические, которые включают методы классической математики (интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариа­ционное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

• статистические, включающие теоретические разделы мате­матики (математическую статистику, теорию вероятностей) и направления прикладной математики, использующие стохастические представления (теорию массового обслужи­вания, методы статистических испытаний, методы выдви­жения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

• теоретико-множественные, логические, лингвистические, се­миотические (разделы дискретной математики, составляю­щие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, инфор­мационно-поисковых языков);

• графические, в том числе теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

         Комплексированные методы. К ним причисляют системный анализ, методы факторного и корреляционного анализа, парамет­рический метод, функционально стоимостной анализ, социоло­гический исследования, социально-экономические эксперимен­ты, тестирование, комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем ин­теграции экспертных и формализованных методов.8

         1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.

          Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины харак­теризуют тот или иной подход к активизации выявления и обоб­щению мнений опытных специалистов-экспертов. Иногда все эти методы называют «экспертными» или. Однако есть и особый класс методов, связанных непо­средственно с опросом экспертов, так называемый метод экс­пертных оценок, поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином «качественные».

          Методы типа мозговой атаки. Данная концепция получила широкое распространение с начала 1950-х гг. как «метод система­тической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, кол­лективной генерации идей (КГИ).

          Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласова­ния представлений о проблеме или анализируемом объекте, из­ложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содер­жащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени.
         На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогрес­са и его социально-экономических последствий.

         Методы экспертных оценок. Изучению возможностей и осо­бенностей применения экспертных оценок посвящено много работ. В них рассматриваются формы экспертного опроса, подходы к оцениванию, методы обработки результатов опроса, требования к экс­пертам и формированию экспертных групп, вопросы трениров­ки экспертов, оценки их компетентности, методики организации эксперт­ных опросов.

         Методы типа «Дельфи». Метод «Дельфи», или метод «дель­фийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повы­шении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективно­сти экспертных опросов с использованием количественных оце­нок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

         Основные средства повышения объективности результатов при применении метода «Дельфи» — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующе­го тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

         Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управле­ния, руководителя соответствующего уровня системы организа­ционного управления и т.д.

         Метод «дерева целей». Эта идея впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в про­мышленности.

         Термин «дерево» подразумевает использование иерархиче­ской структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляю­щие, которые можно называть подцелями нижележащих уров­ней, а с некоторого уровня — функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имею­щих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий.

         Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направле­ний, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменени­ях, происходящих в любой развивающейся системе. Для дос­тижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.10

        Морфологический подход. Основная его идея — систематиче­ски находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследова­телем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разны­ми способами и рассматриваться в различных аспектах.

        Деловые игры. Это наиболее эффективные методы овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления. Де­ловые игры как метод имитации выработан для принятия управ­ленческих решений в различных ситуациях путем игры по за­данным правилам группы людей или человека и компьютера. Они позволяют с помощью моделирования и имитации процес­сов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное рас­ширение управленческих навыков.


        2. Методы формализованного представления систем управления.

        Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечи­вают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обес­печения управления.

         Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать созданию четких организа­ционных механизмов управления, используемых объектов. Не­обходимость создания таких механизмов обусловлена внедрени­ем новых методов хозяйствования, которые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.

         Как известно, моделирование какого-либо объекта заключа­ется в замене исходного объекта таким объектом (моделью), ис­следование которого можно провести эффективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.

         Существует много разновидностей моделей: графики и таб­лицы, физические модели, логические и математические выраже­ния, машинные модели, имитационные модели. Выбор конкрет­ного метода формализованного описания, системы управления зависит от того, в каких условиях осуществляется обследование, какова ответственность исполнителей за принимаемые решения и какова степень регламентации управления в обследуемой ор­ганизации.

        Сетевой метод. Он сводится к построению сетевой модели системы управления для решения комплексной задачи управле­ния. Основой сетевого планирования является информационная динамическая сетевая модель, в которой весь комплекс расчле­няется на отдельные, четко определенные операции (работы), располагаемые в строгой технологической последовательности их выполнения. При анализе сетевой модели производится ко­личественная, временная и стоимостная оценка выполняемых работ. Параметры задаются для каждой входящей в сеть работы их исполнителем на основе нормативных данных либо своего производственного опыта.11

         Модели сетевого планирования и управления (СПУ) характери­зуются следующим:

• системным подходом при создании новых или модерниза­ции уже сложившихся систем управления, при котором разработка рассматривается как единый непрерывный про­цесс взаимосвязанных операций, направленных на дости­жение единой цели;

• возможностью алгоритмизировать расчет основных пара­метров сети (продолжительность, трудоемкость, стоимость и др.);             

                                                               
• большей по сравнению с другими моделями унифициро­ванностью и, как следствием, значительно меньшими за­тратами на разработку и внедрение.

         Особенно эффективно применение сетевых методов при раз­работке сложных систем, когда в разработке участвует большое количество исполнителей. Какую бы сложную систему с помо­щью сетевых моделей мы ни описывали, правила построения сетевых графиков, алгоритмы их расчета, машинные программы остаются без изменений.12

         Имитационное динамическое моделирование. В последнее вре­мя для решения задач управления и анализа функционирования различных систем все шире применяется метод системной ди­намики (System Dynamics), основы которого разработаны про­фессором Дж. Форрестером (США) в 1950-х гг. Название этого метода не совсем точно отражает его сущность, так как при его использовании имитируется поведение моделируемой системы во времени с учетом внутрисистемных связей. 

         При имитационном динамическом моделировании строится модель, адекватно отражающая внутреннюю структуру модели­руемой системы, а затем поведение модели проверяется на ЭВМ на сколь угодно продолжительное время вперед. Это дает воз­можность исследовать поведение как системы в целом, так и ее составных частей. Имитационные динамические модели исполь­зуют специфический аппарат, позволяющий отразить причинно-следственные связи между элементами системы и динамику из­менений каждого элемента. Модели реальных систем обычно содержат значительное число переменных, поэтому их имитация осуществляется на компьютере.

        3. Комплексированные методы исследования.

Информация о работе Современное исследование в управлении