Современное исследование в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров. Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….....3
2. Цели и направления исследования систем управления………......5
3. Методы исследования систем управления………………….........10
4. Принципы исследования……………………………………..........23
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….29
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….….30

Файлы: 1 файл

ОНИ реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)


К комплексированным методам исследования относятся: систем­ный анализ, факторный и корреляционный анализ, параметриче­ский анализ, функционально-стоимостной анализ, социологиче­ские исследования, социально-экономического эксперименти­рования. Рассмотрим некоторые из них.

        Метод факторного анализа. Его сущность состоит в выделе­нии из множества изучаемых факторов, влияющих на исследуемый объект, меньшего их числа, но отражающих наиболее су­щественные свойства исследования. Фактор представляет собой переменную, находящуюся в логической зависимости со следст­вием изучаемого явления и определяющую его. Он может быть единичным (влияющим на следствие одной переменной) и ком­плексным (определяется одновременно несколькими перемен­ными). Комплексный фактор, связанный со всеми переменны­ми, обычно называют генеральным.

         Метод корреляционного анализа. Такой анализ является ком­плексным, т.е. относится к группе формальных экономико-математических методов и позволяет определять количествен­ную взаимосвязь между несколькими явлениями исследуемой системы. Корреляционная зависимость (в отличии от функцио­нальной) проявляется только в массе случаев-наблюдений. Кор­реляция представляет собой вероятную зависимость между яв­лениями, при которой средняя величина параметров одного них изменяется в зависимости от других. Корреляции между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими — множественной.

         Использование метода корреляционного анализа предпола­гает построение функции, т.е. исследуемый результирующий показатель и факторные функции, от которых зависит результи­рующий — это аргументы, а переменные подразделяются на за­висимые и независимые от изучаемого явления. 

         Метод функционально-стоимостного анализа. Такой анализ систем управления представляет собой совокупность приемов и способов технико-экономического исследования функций управ­ления. Метод базируется на их трудоемко-стоимостной оценке, обеспечивающий возможность выбора наиболее экономичных способов выполнения рассматриваемых функций в целях поиска путей совершенствования управляющей системы и снижение затрат на ее функционирование. 

        Параметрический метод. Данный метод исследования систем управления основывается на количественном и качественном описании исследуемых свойств систем управления и установле­ния взаимосвязей между параметрами как внутри управляемой и управляющей подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью выбранной номенклатуры параметров на базе факти­ческих данных количественно оценить исследуемый объект. За­висимости между параметрами могут быть как функциональны­ми, так и корреляционными.

         Для объективной оценки любой системы ее свойства необходимо охарактеризовать количественно. Качествен­ные свойства объекта исследования характеризуют параметры, частным случаем которого является показатель — качественная характеристика свойств системы, входящих в ее состав и рас­сматриваемая применительно к определенным условиям ее функционирования.13

        4. Социологические исследования систем управления и социально-экономическое экспериментирование.

        При исследовании систем управления в последнее время весьма широко используется метод социологических исследований, по­зволяющий оценить деятельность (работу) системы управления по факторам деятельности персонала, его отношению к сущест­вующим в организации проблемам, понять интересы и ценности, сотрудников. Значение социологических исследований опреде­ляется особой ролью человеческого фактора в деятельности ор­ганизации, а также отношений персонала с клиентами.

        Объектом социологических исследований является совокуп­ность людей (респонденты), с которыми связана исследуемая социальная проблема.

         Предметом социологических исследований выступают харак­теристики и качества объекта, отражающие изучаемые социаль­ные процессы.


         Методика социологического исследования представляет со­бой совокупность методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи ис­следования. Социальные факты включают поведение индивидов или социальных групп, суждения, оценки, мнение людей.

         Организация процесса исследования заключается в подго­товке специально разработанных материалов (документов): ан­кет, бланков интервью, социокарт, листа наблюдения.

         При проведении социологических исследований использу­ются различные методы:

• наблюдения и изучения документации;

• социометрического тестирования (применяемый для опре­деления меры вовлечения работника в соответствующую изучаемую группу персонала);

• экспертных оценок (включая и органолептический метод, основанный на анализе восприятий органами чувств);

• эксперимента.

         Еще одним прикладным методом исследования систем управ­ления является социально-экономическое экспериментирование. Эксперимент — это научно-организованный опыт с точно учи­тываемыми и управляемыми условиями (ресурсами, ограниче­ниями и т.п.). Его цели состоят в выявлении свойств исследуе­мых объектов (организации), проверке справедливости гипотез и на этой основе детальном изучении предмета исследования.

         Эксперименты, которые проводятся в системе управления, могут быть классифицированы следующим образом: социаль­ные; экономические; правовые; естественные и искусственные; лабораторные и натуральные; пассивные и активные; однофакторные и многофакторные; простые и сложные; параллельные и последовательные.

         Эксперимент есть пробное нововведение, цель которого — дать всестороннее обоснование для решения о возможности при­нятия новшеств к внедрению (распространению) с определенными изменениями, ограничениями и учетом определенных условий.

         Участие людей делает социально-экономическое экспери­ментирование весьма опасным видом экспериментального вме­шательства в систему. Поэтому к нему надо подходить очень осторожно, т.е. учитывать соответствующие ограничения на оп­ределенные параметры, явления и процессы, а также заклады­вать необходимые страховые решения.14

         5. Тестирование в процессе исследования систем управления.


Метод тестирования в настоящее время получил широкое распространение в

различных сферах деятельности. Тестирование представляет собой квалификационную и психологическую ди­агностику, использующую стандартизованные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Тесты применяются для стандартизованного измерения индивидуаль­ных различий. Тест — это искусственно создание воздействие испытательного характера, т.е. это искусственное и строго дози­рованное воздействие, направленное на объект в процессе про­водимого эксперимента, позволяющее по ответной реакции ис­следовать его состояние и всей системы управления.

         Для качественного проведения тестирования и получения объективных результатов большое значение имеет конструиро­вание и формулирование тестов. Основные правила конструиро­вания тестов в социально-экономических системах управления включают целенаправленность, однозначность понимания, ло­гичность, краткость, информативность, понятность и доступность, позитивность и негативность высказываемых суждений, альтер­нативность, нейтральность, сбалансированность.

         Метод тестирования может применяться на всех стадиях ис­следования систем управления, начиная от диагностики и за­канчивая внедрением результатов исследовательских работ в практику управления.

         6 . Методы исследования информационных потоков.

         Проведение исследования потоков информации в ходе предпроектного обследования системы управления предусмотрено мето­дическими материалами по разработке организационных систем управления. Целью такого исследования является изучение и формализация информационных процессов. Исследования про­водятся по заранее разработанной программе, в которой указыва­ется, что и в какой последовательности необходимо выполнить.

         Объектами исследования являются документированные и недокументированные сообщения, отражающие производственно-хозяйственную деятельность и управленческие работы, а так­же связанные с ними процессы формирования показателей и документов, маршруты их движения.

         При исследовании процесса обработки данных в управляю­щей системе и ее подразделениях различаются процессы расчета показателей и процессы формирования документов. Расчет по­казателей осуществляется на основе определенных правил — процедур с исходными данными, которые проявляются в виде последовательности их обработки. Формирование документов про­изводится на основе определенных правил подбора источников исходных показателей, самих данных и последовательности за­писи в форму документа.

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 3. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ


       Одним из важнейших компонентов методологии исследования СУ, наряду с целями, гипотезами, методологическими подходами и методами, являются принципы проведения исследовательских работ. Принцип здесь следует пони­мать как основное правило действия, руководящая идея.

         Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» мож­но рассматривать в виде основных правил, положений, руководя­щих идей и норм, определяющих направления проведения и про­цессы организации познавательной деятельности, которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и при­меняемых методов исследования15

        Целеустремлен­ность - Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей. Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования.

        Целенаправлен­ность - Проведение исследований предполагает продвижение от по­ставленных целей к тождественным результатам, т.е. выпол­нение исследовательских работ по обеспечению целевых установок. Это реально осуществимо в рамках це­левых подсистем и позволяет: установить границы исследо­вания; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов.

        Системность - СУ исследуется как единое явление, и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-эконо­мическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерар­хических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управ­ления как вышестоящих, так и нижележащих уровней. Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая пол­нота и достоверность исследования.

         Обусловленность исследовательских функций целями исследования - Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования.

         Функциональ­ность - Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффектив­ных решений для достижения целей и задач социальной орга­низационно-экономической системы организации. В зависи­мости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулиро­ванием. 

                                                      
         Объективность - Исследования СУ осуществляются на основе беспристраст­ности и непредвзятости, научной корректности и соответ­ствия реальности, что обеспечивается фактологией иссле­дования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей оп­ределенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов.

        Соблюдение пра­вовых норм - Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов.

        Своевременность - Проведение исследований и использование их результатов в нужное время.

        Развитие и дви­жение (динамич­ность) - При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости.

        Научность - Исследования проводятся на основе современных достиже­ний науки, техники и практики с учетом объективных за­конов и закономерностей системного управления познава­тельными процессами.

         Прогрессивность - Цели, методы, принципы исследований СУ должны соот­ветствовать передовым достижениям науки и техники.

         Взаимодействие - При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвя­зей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отно­шению к организации системами.

         Комплексность - Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ.

         Преемственность - Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспектив­ной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании пере­дового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ.

         Перспективность - При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности.

                                                    
         Простота - Используются легко доступные, не сложные и не трудоем­кие методы исследования, разработки и принятия исследо­вательских решений.

                                                    
         Доходчивость - Предполагается понимание каждым исследователем и рабо­тающим всего того, что касается основополагающих вопро­сов исследования и реализации их результатов при внедре­нии в СУ.

         Согласованность - Исследование должно быть согласовано с целями, задача­ми, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ.

         Специфичность - Имеет место обязательный учет при проведении исследова­ния особенностей объекта.

         Оперативность - Исследовательские операции выполняются быстро и эф­фективно; своевременно устраняются отклонения от уста­новленного хода процесса познания.

        Автономность - Исследования СУ должны быть относительно самостоя­тельными.

        Экономичность - Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ.

        Параллельность - Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повы­шения оперативности исследований.

         Концентрация - Выполняются однотипные исследовательские задачи в од­ном исследовательском подразделении и (или) обеспечива­ется концентрация усилий работников на достижение ос­новных целей и решение задач исследования СУ.

        Адаптивность - Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ.

         Систематичность - Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечи­вающих реализацию исследовательских решений.

         Научное равенство - Каждому исследователю обеспечивается свободное высказы­вание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истин­ность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования СУ.

         Консультативность - При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования

                                                         

консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию.
          Активизация и стимулирование - При проведении исследования СУ исследуется                                           

Информация о работе Современное исследование в управлении