Современные информационные системы управления:опыт зарубежных и отечественных фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Широкая информатизация всех сфер деятельности нашего общества принципиально укрепляет роль информации и информационных технологий. Особенно актуальны эти вопросы для экономических объектов: производственных предприятий, фирм, компаний, финансовых, банковских, налоговых, инвестиционных организаций, торговли, маркетинга, государственных и информационных органов управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты информационных систем в управлении
1.1. Понятие об информационных системах…………………..…………..5
1.2. Исторические этапы развития информационных систем……………9
1.3. Современное состояние развития информационных систем…...….11
1.4. Роль информационного обеспечения бизнеса……………...……….14
Глава 2. Современные информационные системы управления: опыт зарубежных и отечественных фирм
2.1. Зарубежный опыт в оценке и внедрении информационных систем…………………………………………………………………………….19
2.2. Информационные системы управления: российский опыт………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты информационных систем в  управлении

1.1. Понятие  об информационных системах…………………..…………..5

1.2. Исторические  этапы развития информационных  систем……………9

1.3. Современное состояние развития информационных систем…...….11

1.4. Роль информационного  обеспечения бизнеса……………...……….14

Глава 2. Современные информационные системы управления: опыт зарубежных и отечественных фирм

2.1. Зарубежный опыт в оценке и внедрении информационных систем…………………………………………………………………………….19

2.2. Информационные  системы управления: российский  опыт………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…27

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Широкая  информатизация всех сфер деятельности нашего общества принципиально укрепляет роль информации и информационных технологий. Особенно актуальны эти вопросы для экономических объектов: производственных предприятий, фирм, компаний, финансовых, банковских, налоговых, инвестиционных организаций, торговли, маркетинга, государственных и информационных органов управления.

Управление названными объектами - постоянный процесс переработки  значительных объемов разносторонней информации, для которого характерно:

· растущая потребность  в информации, которая является основой для принятия решений в управлении;

· значительный объем  информации и сложные информационные связки между показателями, динамизм данных, которые используются в управлении;

· большое количество вычислительных и логических операций, которые выполняет управленческий персонал;

· возможность формализации подавляющего большинства задач  как в типичных ситуациях, так  и при решении проблем в  слабо структурированных или  неструктурированных проблемах.

· качество управления и  принятия решений в экономике тесно связано с использованием современных средств компьютерной техники и информационных технологий. Основным подходом к их использованию является создание и применение информационных систем (ИС) в менеджменте.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе доступной литературы проанализировать и выяснить основные черты управленческих информационных систем.

Для достижения этой цели в работе решается ряд задач :

· определить понятие  информационная система;

· охарактеризовать факторы, которые обусловливают внедрение информационных систем;

· исследовать исторические этапы развития информационных систем;

· проанализировать эффективность  использования управленческих информационных систем;

· охарактеризовать современное  состояние развития информационных систем;

· осуществить анализ причин неэффективной работы информационных систем;

· выявить роль информационного  обеспечения бизнеса.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты информационных систем в управлении

1.1. Понятие об информационных системах

 

Информационная система, как система управления, тесно  связывается, как с системами  сохранения и выдачи информации, так  и из другой - с системами, которые  обеспечивают обмен информацией  в процессе управления. Она охватывает совокупность средств и методов, которые позволяют пользователю собирать, хранить, передавать и обрабатывать отобранную информацию. Информационные системы существуют с момента появления общества, поскольку на каждой стадии его развития существует потребность в управлении. Миссией информационной системы является производство нужной для организации информации, нужной для эффективного управления всеми ее ресурсами, создания информационной и технической среды для управления ее деятельностью. Информационная система может существовать и без применения компьютерной техники - это вопрос экономической необходимости. В любой информационной системе управления решаются задаче трех типов:

- задачи оценки ситуации (порой их называют задачами  распознавания образов);

- задачи превращения описания ситуации (расчетные задачи, задачи моделирования);

- задачи принятия решений  (в том числе и оптимизационные)1.

Автоматизированная информационная система - это взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных  средств, персонала, стандартных процедур, которые предназначены для сбора, обработки, распределения, хранения, представления информации в соответствия с требованиями, которые выплывают из целей организации. Сегодня, в возраст информации, практически каждая информационная система использует компьютерные технологии, и потому в дальнейшем под информационными системами в дальнейшем будем подразумевать именно автоматизированы.

Информацию в сфере  менеджмента часто образно сравнивают с нервной системой, которая обеспечивает функционирование живого организма. Благодаря обмену информацией между этими системами, которой управляют, информацию о состоянии заданных параметров производит команда управления и опять передает их к системе, которой управляют, для выполнения (прямая связь). Поступление информации о результатах управления принято называть обратной связью.

К информации принадлежат  все виды сведений, сообщений (устные, письменные, графические и тому подобное) и знаний, нужных для реализации функций менеджмента.

Любая по содержанию информация существует в форме разных ее материальных носителей (в виде электрических импульсов, устного языка, магнитной записи, показаний счетчиков, письменных документов, перфокарт и др.) Для управления наибольшее значение имеет информация, зафиксированная на постоянных носителях, в первую очередь в виде разных бумажных документов, магнитных лент, барабанов, перфокарт и перфолент.

Информацию передают организовано (формально) и стихийно (неформально). Да, периодические отчеты за определенной формой представляют организованную обратную связь, а стихийное распространение слухов - неформальные каналы связи между людьми2.

Теория информации, основы которой были сформированы К. Шеноном, применяется для определения  скорости, с которой можно передавать информацию каналами связи. На скорость передаче информации влияют источник сигнала (дискретный или непрерывный сигнал), характеристики канала связи (его пропускная способность) и шума.

Практика свидетельствует, что в современных условиях эффективность  управления в значительной степени зависит от информационного обеспечения, от полноты информации.

Повышение требований до организации службы информации в  системе менеджмента обусловлено  высоким динамизмом современного производства, частичным изменением параметров основных факторов производства и требований к получаемой продукции (услуг). Только систематизированная информация дает возможность менеджеру определять эффективность организационно-экономических, агротехнических, социальных и экологических мероприятий и в зависимости от условий, которые складываются, изменять намеченную программу. Чем лучше информированный менеджер, тем более оперативны, более высоки по своему качеству его решения.

Для того, чтобы принять  правильное решение, необходимо иметь  определенное количество информации. Однако объем информации не может определяться только количеством документов, страниц, показателей. Можно собирать и обрабатывать огромные массивы сведений, которые или будут не нужны для принятия решений, или их нельзя будет усвоить и использовать. Иногда короткие документы могут быть содержательнее, чем большие доклады и справки.

Правильное определение  количества информации дает возможность  избежать перегрузки руководителей  и специалистов, поскольку существует показатель предела информации, который может переделать человек за определенный период. На практике по большей части наблюдается перегрузка информацией производственного персонала приблизительно в 3-4 раза сравнительно с нормами3.

Информационные системы  включают у себя: технические средства обработки данных, программное обеспечение и соответствующий персонал. Четыре составных части образуют внутреннюю информационную основу:

• средства фиксации и  сбора информации;

• средства передачи соответствующих  данных и сообщений;

• средства сохранения информации;

• средства анализа, обработки  и представления информации.

Разнообразие информационных систем с каждым годом все растет. В зависимости от функционального  назначения можно выделить такие  системы: управляющие (АСУТП, АСУВ), проектирующие (САПР), научного поиска (АСНД, экспертные системы), диагностические, моделирующие, систем подготовки принятия решения (СППР), а в зависимости от сферы использования - на административных, экономических, производственных, медицинских, учебных, экологических, криминалистических, военных и другие.

Основными факторами, которые  влияют на внедрение информационных систем, являются потребности организаций  и пользователей, а также наличие  соответствующих средств для  их формирования. Существеннее всего  на развитие информационных систем повлияли достижения в отрасли компьютерной техники и телекоммуникационных сетей4.

Причины, которые побуждают  организации внедрять информационные системы, с одной стороны обусловливаются  стремлением увеличить производительность повседневных работ или устранить их повторное проведение, а с другой стороны желанием повысить эффективность управления деятельностью организации за счет принятия оптимальных и рациональных управленческих решений. Первая причина достаточно прозрачна и для ее реализации достаточно внедрять стандартизированные системы обработки информации. Успешное функционирование организации в значительной мере зависит от удачного руководства, которое базируется на обосновании перспективных концепций развития согласно своевременной, достоверной и полной информации, которую может поставлять соответствующая информационная система. Основное задание информационной системы управления заключается в подчинении всех внутренних процессов главным целям организации. Для этого необходимо скоординировать процессы, связанные с деятельностью организации таким образом, чтобы они максимально обеспечивали выполнение поставленных задач в единственном информационном поле. Только таким образом информационная вооруженность организации начинает непосредственно влиять на эффективность ее деятельности5.

К основным направлениям автоматизации информационно-управленческой деятельности в организационных  структурах относят:

- автоматизацию обработки  документов путем внедрения систем  для обработки текста, автоматизацию  обмена информацией через разнообразные виды коммуникаций (какие включают АТС предприятия, видеотерминальные системы, локальную компьютерную сеть, телекопировальные аппараты, видеоинформационные системы);

- автоматизацию деятельности  менеджеров на базе компьютерных систем комплексных информационных систем, которые оказывают помощь в принятии решений, и электронных секретарей, что позволяет повысить уровень организации труда менеджеров на качественно высшую ступень.

Внедрение информационных систем позволяет менеджеру получать оперативный доступ к произвольной накопленной информации с тем, чтобы в дальнейшем эффективно ее использовать для решения поставленных задач (в сферах анализа маркетинга, финансов, и тому подобное).

1.2. Исторические этапы развития информационных систем

 

1.Начальный этап (60-ые  годы). Начальный этап характерен  тем, что в то время проходило  нагромождение базового опыта  использования компьютеров, выявления  основных направлений и их  приложения. Главная цель этого  этапа заключалась в уменьшении  управленческого аппарата и расходов на его содержание. Сначала проводились работы из автоматизации отдельных операций бухгалтерского учета, финансовых расчетов, материально-технического снабжения.

2.Этап установления  контроля над внедрением новой  информационной технологии (70-ые годы). Этому этапу свойственные следующие признаки:

• поиск новых областей применения компьютеров в управлении;

• создание организационных  систем управления техникой, выявления  ее влияния на процессы управления в целом;

• изолированность и, как правило, несовместимость отдельных видов информационных систем организации;

• направленность на использование  информационных технологий узким кругом пользователей, как правило, руководящим  составом организации;

• выработка предложений  относительно интеграции информационного обеспечения управленческого персонала;

• создание в организациях единственной информационной службы, которая должна подчиняться вице-президенту по административным вопросам6.

3.Интеграция информационных  систем (с 80-х годов). Этому этапу присущие следующие черты:

Информация о работе Современные информационные системы управления:опыт зарубежных и отечественных фирм