Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:22, курсовая работа
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Введение ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ………...……………………………………4
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………....6
2.1 Современные подходы к теории организации………………………….….6
2.2 Современные школы теории организации…………………………………7
2.2.1 Школа административного управления………………………………….7
2.2.2 Ситуационная школа…………………………………………………......10
2.2.3 Системная школа……………………………………………………….....14
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 4. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ….25
4.1 Эволюционная теория организации……………………………………….25
4.2 Среда функционирования организации…………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………..30
Таким образом, процессный подход
имеет практически равное количество
преимуществ и недостатков, однако
нельзя не отметить, что те предприятия,
где внедрен процессный подход, имеют
более эффективную
2.2.2 Ситуационная школа
Теоретические положения
ситуационного подхода в теории
организации (а также в теории
управления) предназначены для исследования
различных перемен
Основное теоретическое
положение ситуационного
Таким образом, ситуационный
подход представляет определенную рамку
взаимоотношений между
Первая группа параметров - параметры окружающей среды:
- организационный климат (внутренняя среда);
- уровень индивидуумов (культура, техническая и управленческая комплектность, типы поведения между работниками, обязательность целей);
- уровень функций (техническая
характеристика
- организационный уровень (организационные цели, организация труда, участие в реализации целей, характер продукции или услуг);
- окружающая среда (внешняя среда):
- уровень клиентуры (
- социальный уровень (
- технический уровень
(показатели улучшения выходов,
Неопределенность окружающей среды и организационного климата организации влияют на ее организационную структуру и поведение:
- планирование: для улучшения прогнозов и уменьшения возможных ошибок;
- контроль: своевременная корректировка планов и решений для противостояния возникших ситуаций;
- руководство: в вопросах централизации и децентрализации разработки и принятия управленческих решений;
- аналитическая деятельность: для определения потребности организации в вопросах адаптации и модернизации.
Представители ситуационного подхода предложили модель измерения и оценки степени неопределенности в ее отношениях с элементами окружающей среды.
Модель содержит два аспекта:
Такая модель объясняет четыре
варианта взаимоотношений между
степенями сложности и
- вариант неопределенности
(простой / статичный) -- меньшее число
факторов окружающей среды и
меньшее их изменение. В этих
условиях неопределенность
- вариант неопределенности
(простой/динамичный) -- меньшее число
факторов среды, однако они
характеризуются изменением и
нестабильностью, что делает
- вариант неопределенности
(сложный/статичный) -- многочисленные
факторы среды, однако они
- рутинная / нерутинная;
- ремесленная;
- инженерная.
Вторая группа параметров - параметры организационной структуры.
Следует заметить, что ситуационный подход к управлению, так же как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации.
Этот подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся факторов. Если системный подход более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. В этом подходе сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации.
Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
2.2.3 Системная школа
До становления в начале XX века науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения.
В зависимости от опыта
и таланта управленец мог раздвигать
пространственные и временные рамки
ситуации и стихийным образом
осмысливать свой объект управления
более или менее системно. Но,
тем не менее, до XX века в управлении
господствовал ситуативный
Определяющим принципом
этого подхода является адекватность
управленческого решения
Стремление отреагировать
на каждый новый поворот или разворот
ситуации адекватным образом приводит
к тому, что менеджер вынужден принимать
все новые и новые решения,
идущие вразрез с прежними. Он фактически
перестает управлять событиями,
а плывет по течению. Сказанное не
означает, что управление по обстоятельствам
неэффективно в принципе. Ситуативный
подход к принятию решений необходим
и оправдан, когда сама ситуация
экстраординарна и
Системный подход как общеметодический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Основоположником общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи.
Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход - это не набор каких-либо принципов или руководств для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Основными принципами системного подхода (системного анализа) являются некоторые положения общего характера, сформировавшиеся в результате опыта работы человека со сложными системами:
Информация о работе Современные подходы в теории организации