Современные проблемы и направления развития здравоохранения РСО-А

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования.
Развитие системы здравоохранения в Российской Федерации на сегодняшний день заняло одно из приоритетных действующих направлений Правительства нашей страны, и это не случайно. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и нормального экономического функционирования государства. Обеспечение населения доступной медицинской помощью представляет важнейшую задачу для любой страны независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ…………………5
1.1. Общие положения…………………………………………………………5
1.2. Полномочия и организация деятельности министерства здравоохранения РФ…………………………………………………….……..6
1.3. Общие положения и основные задачи министерства здравоохранения РСО-Алании…………………………………………………………………….8
1.4.Полномочия, права и организация деятельности министерства здравоохранения РСО-Алании………………………………………………..9
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСО-Алании………………………… …………..14
2.1. Содержание проблемы……………………………………………………14
2.2. Анализ демографической ситуации……………………………………..14
2.3. Общая заболеваемость населения и детей от 0 до 14 ………………….17
3.ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСО-АЛАНИИ…………………………… ……. 19
3.1. Приоритетные направления модернизации………………………………………………………………….19
3.2. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи и оснащение медицинским оборудованием……………………………………………… ..19
3.3. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи………..22
3.4. Кадровое обеспечение и уровень удовлетворенности медицинской помощью………………………………………………………………………24
3.5. Совершенствование оказания медицинской помощи женщинам и детям…………………………………………………………………………...26
3.6. Оценка эффективности реализации Программы модернизации………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………34

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Marishka_1_peredel.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 
 
3.3. Совершенствование амбулаторно-поликлинической  помощи 
 
Первичная медико-санитарная помощь населению является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения республики и оказывается 17 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, поликлиниками муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, в том числе поликлиниками 8 центральных районных больниц.  
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 14241 посещение в смену. 
В организации медицинского обслуживания населения врачами первичного звена широко применяются выездные формы работы, активный патронаж, обеспечивается доступность медицинской помощи за счёт укомплектованности участкового сектора врачами и развитой инфраструктуры обособленных структурных подразделений центральных районных и городских больниц. 
Планируется дальнейшее проведение работ по укреплению первичного звена здравоохранения. В Программе предусмотрены мероприятия по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами. Удельный вес средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, составляет 40% от общего объема средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделенного в 2011-2012 годах на мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. 
Для повышения эффективности деятельности первичного звена здравоохранения, в том числе в сельских населенных пунктах, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 г. №85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 г.г. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» запланировано выделение денежных средств в объеме 268576,0 млн. руб. В 2013 г. 27% указанных средств будет направлено на обеспечение лекарственными препаратами больных и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, остальные 73% - на оплату труда врачей специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную помощь. В 2014 г. на обеспечение лекарственными препаратами больных и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной медицинской помощи, будет направлено 30 % средств, на оплату труда врачей специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих амбулаторную помощь, будет направлено 70%. 
Реализацией мероприятий по повышению эффективности деятельности первичного звена здравоохранения охвачены 32 лечебно-профилактических учреждений (72,7%). 
В целях обеспечения доступности медицинской помощи населению республики сеть обособленных подразделений центральных районных больниц приведена в соответствие с численностью обслуживаемого населения и потребностью в медицинской помощи.  
В амбулаторно-поликлинических учреждениях организованы дневные стационары и стационары на дому. Число мест в дневных стационарах составило –512, в стационарах на дому - 345. 
Обеспеченность населения койками дневного стационара составила 16,6 на 10 тыс. населения. В 2010 г. на койках дневного стационара амбулаторно-поликлинических учреждений пролечены 15538 больных, занятость койки в году составила 290,2 дней. Средняя длительность пребывания больного в дневном стационаре амбулаторно-поликлинических учреждений составила 9,3 дней. 
Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки в диагностическом процессе. Так, при том, что показатель общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня, выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения выше показателя по Российской Федерации. Данная статистика, в первую очередь, свидетельствует о недостаточном качестве работы первичного звена здравоохранения. Вместе с тем, проведение дополнительной диспансеризации требует усиления в части профилактической направленности.  
В работе первичного звена необходимо уделять внимание не только лечебному процессу, но и профилактической деятельности. Активно проводить патронажи на дому новорожденных, инвалидов ВОВ, престарелых граждан.  
В 2012 г. во взрослые поликлиники республики обратились 2014287 человек. 
Число посещений на 1 жителя республики в 2011 г. по амбулаторной медицинской помощи составило 7,926 посещений, в 2012 – 8,3, что ниже федерального норматива - 9,198. 
В 2013-2014 гг. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 9,4 - 9,7 посещения на 1–го жителя республики за счет увеличения посещений населения в учреждениях здравоохранения с профилактической целью, а также с учетом диспансеризации 14-летних подростков прогнозируется рост посещений к врачам-акушерам-гинекологам, врачам урологам-андрологам, врачам эндокринологам. 
 
 
 
 
3.4. Кадровое обеспечение  и уровень удовлетворенности медицинской помощью 
 
Перспективы развития здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания в значительной степени зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.

В учреждениях здравоохранения  республики работают 4657 врачей и 6867 медицинских  работников. Доля врачей, работающих в  сельской местности, составляет 7,6%, что  несколько превышает показатель по России (7,4%).

Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами составляет 65,8 на 10 тыс. населения). Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в республике также выше, чем по Российской Федерации на 2,4 %. Количество медицинских сестёр на 1 врача составляет 1,8.

Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами в 2012 г. составила 93,3%. При этом укомплектованность должностей по специальностям составила:

- врачей-эндокринологов - на 98,6%,

- врачей - хирургов –  на 95,8%,

- врачей-кардиологов - на 90,7%,

- врачей - анестезиологов-реаниматологов  – на 95,2%,

- врачей-фтизиатров –  на 83,4%,

- врачей – неврологов - на 80,4%,

- врачей-нейрохирургов  – на 77,4%,

- психотерапевтов –  на 30,4%.

Министерством здравоохранения  республики принимаются меры по укомплектованию лечебно-профилактических учреждений недостающими врачами путем проведения переподготовки кадров. 
За годы реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» коэффициент совместительства по врачебным должностям в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную снизился до уровня 1,1.  
В республике ведется плановая работа по повышению квалификации врачей и средних медицинских работников. Квалификационный уровень медицинских кадров: 36,8% врачей и 53% средних медработников имеют квалификационные категории. 
В рамках модернизации здравоохранения в 2013 году планируется подготовить или переподготовить 80 специалистов, по востребованным специальностям: анестезиолог-реаниматолог, рентгенолог, клинический фармаколог, психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог, гематолог, нефролог, пульмонолог, трансфузиолог, врач ультразвуковой и функциональной диагностики, аллерголог, физиотерапевт, врач скорой медицинской помощи, педиатр, фтизиатр, неонатолог, аллерголог, физиотерапевт, специалист по эндоскопии.

С целью повышения  квалификации и заинтересованности в работе медицинских работников в республике проводятся конкурсы на звание «Лучший врач года», «Лучшая  медицинская сестра года». 
Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания бесплатной медицинской помощи  
Недостаточное финансирование здравоохранения республики сдерживает проведение работ по повышению структурной эффективности здравоохранения. 
 
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» Министерством здравоохранения республики в соответствии с переданными полномочиями осуществлялся контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, установленным федеральным стандартом в сфере здравоохранения. 
Министерством здравоохранения ежегодно утверждается план-график плановых контрольных мероприятий. В соответствии с ним осуществляются проверки качества оказываемой медицинской помощи населению в медицинских организациях и порядок оказания медицинской помощи. (см.табл 1.4.) 
 
 
                                                                                                             Таблица 1.4. 
                    Уровень удовлетворенности медицинской помощью 
 

Наименование 
показателя

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Удовлетворенность  
медицинской 
помощью

   

19,2

17,4

23,5

 

Количество поступивших жалоб

247

963

832

512

1007

251

Из них 
обоснованных

159

553

658

408

765

194

Количество проверок учреждений,по итогам жалоб

35

60

515

234

668

61


 
 
Министерством здравоохранения республики проводится методическая работа по организации  ведомственного контроля качества: изданы нормативные акты, проводится методическая работа с лечебно-профилактическими учреждениями, что позволило: 
- повысить эффективность клинико-экспертной работы на всех уровнях управления качеством медицинской помощи, унифицировать технологии экспертной работы и отчетные формы по экспертизе качества медицинской помощи и ее результатам;  
- усилить контроль и оценку деятельности учреждений здравоохранения в предоставлении медицинских услуг необходимого объема и качества, 
- внедрить единую схему анализа обращений граждан, в том числе на качество оказания медицинской помощи. 
Министерством здравоохранения ежеквартально анализируются отчеты лечебно-профилактических учреждений по контролю качества оказываемой медицинской помощи. 
Для учета общественного мнения и оценки социального эффекта во все учреждения здравоохранения республики внедрена система оценки удовлетворенности медицинской помощи, разработана анкета по изучению удовлетворенности пациентов. 
 
В лечебно-профилактических учреждениях системы Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания организован личный прием граждан руководителями и их заместителями. Письменные обращения граждан рассматриваются непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе с участием врачебных комиссий.

 
3.5. Совершенствование оказания медицинской помощи женщинам и детям 
 
Службой охраны материнства и детства РСО - Алания проводится планомерная работа по выполнению приоритетных задач, направленных на улучшение здоровья будущего поколения. Основные направления развития службы охраны здоровья матери и ребенка строятся в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2025 года, Национальным планом действий по улучшению положения женщин и детей в Российской Федерации, планом действий по снижению материнской и младенческой смертности в Республике Северная Осетия - Алания, программой «Здоровое поколение» на 2010-2015г.г. В программах предусмотрены дополнительные меры по охране репродуктивного здоровья населения, обеспечению безопасного материнства, снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности, совершенствованию качества оказания специализированной медицинской помощи детям и женщинам республики. Предусмотрены средства на приобретение современного лечебно-диагностического оборудования для учреждений службы охраны материнства и детства.

При Министерстве здравоохранения  Республики Северная Осетия – Алания функционирует Координационный  Совет по повышению эффективности  оказания акушерско-гинекологической помощи и медицинской помощи детям 1-года жизни, который проводит анализ и вносит предложения по снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности.

Каждый случай смерти матери и новорожденного разбирается  на врачебных комиссиях лечебно-профилактических учреждений и Минздрава РСО - Алания. По итогам разборов принимаются меры по недопущению выявленных недостатков, издаются приказы по лечебно-профилактическим учреждениям и Министерству здравоохранения республики.

В сентябре 2006 г. после  трагических событий 1-3 сентября 2004 года в г. Беслане введен в эксплуатацию вновь выстроенный при поддержке Правительства Италии корпус, в котором размещено отделение реабилитации.

В настоящее время  продолжается ремонт и реконструкция  неонатального корпуса, операционного блока хирургического корпуса Республиканской детской клинической больницы.

Корпус, в котором размещены  инфекционные отделения, нуждается  в капитальной реконструкции: отсутствует  принудительная вентиляция, система  канализации подлежит замене, многие палаты не отвечают требованиям СанПиН, в стационаре только 11 боксов (1,5%) для изоляции больных с инфекционными заболеваниями. Требует ремонта пищеблок с молочной кухней.

В течение 2013-2014 г.г. планируется увеличение коек реанимации новорожденных с 8 до 39: организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных во ВМУЗ Родильный дом № 1 (6 коек), ВМУЗ Родильный дом № 2 (9 коек), МЛПУЗ Моздокская районная больница (3 койки в составе отделения реанимации и интенсивной терапии), Правобережной муниципальной центральной районной клинической больнице (3 койки в составе отделения реанимации и интенсивной терапии), увеличение коек реанимации новорожденных в ГУЗ Республиканская клиническая больница с 2 до 9, ГУЗ Республиканская детская клиническая больница – с 6 до 9.

Кроме того, в целях  оптимизации функции койки необходимо перепрофилировать 75 коек для новорожденных  в койки патологии новорожденных  и недоношенных детей.

Реализация комплекса  мер по выхаживанию новорожденных  с низкой и экстремально низкой массой тела (внедрение стандарта медицинской помощи детям с синдромом дыхательных расстройств, организация отделений реанимации новорожденных в родовспомогательных учреждениях и выделение из числа коек новорожденных коек патологии новорожденных и недоношенных детей) позволит снизить показатель заболеваемости новорожденных респираторными нарушениями, а также будет способствовать снижению младенческой смертности. Планируется снизить показатель младенческой смертности с 8,8 ‰ в 2012г. до 8,2 ‰ в 2013г.; в 2014г. ожидается увеличение показателя младенческой смертности до 9,2‰ с учетом маловесных детей.

В акушерских стационарах  республики планируется продолжить внедрение современных перинатальных  семейно-ориентированных технологий.

В республике внедряется порядок оказания медицинской помощи детям при хирургических заболеваниях.

В целях оптимизации  коечного фонда учреждений детства  республики планируется сокращение 68 коек педиатирического профиля, в  том числе: 40 коек в МЛПУЗ Моздокская районная больница, 8 – МУЗ Алагирская ЦРБ, 10 – Ардонская ЦРБ, по 5 коек в МУЗ Ирафская ЦРБ и Кировская ЦРБ и 10 коек оториноларингологического профиля в ГУЗ Республиканская детская клиническая больница.

С целью обеспечения  доступности специализированной медицинской  помощи детям предусмотрено перепрофилировать 15 коек педиатрического профиля ГУЗ Республиканская детская клиническая больница в койки психиатрии (психоневрологического профиля для детей).

Кроме того, с учетом структуры  заболеваемости детского населения  республики, функционирования специализированных коек в ГУЗ Республиканская детская клиническая больница предусмотрено перепрофилирование коек: увеличение коек пульмонологического, кардиологического, ревматологического, психоневрологического, урологического профилей за счет уменьшения числа коек нефрологического, хирургического, эндокринологического, оториноларингологического и педиатрического профилей. Из числа коек хирургического профиля будут выделены койки челюстно-лицевой хирургии.

Предусмотрено в 2014г. увеличение средней длительности лечения с 10,0 до 10,5 в соответствии с нормативами, рекомендуемыми Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РСО – Алания, так как длительность лечения по большинству профилей в 2002г. была значительно меньше нормативных значений. Увеличение средней длительности лечения будет обусловлено тяжестью состояния рожденных детей с экстремально низкой массой тела.

В 2014г. планируется увеличение объемов амбулаторной помощи детям: удельный вес посещений увеличится на 6,7 %, в том числе с профилактической целью – на 7,2 %.

В республике нецелесообразно  развитие паллиативной помощи детям, учитывая менталитет коренного населения, стремящегося до последних часов жизни ребенка осуществлять уход за ним в домашних условиях силами членов семьи.

В рамках программы планируется внедрение порядков оказания медицинской помощи детям с хирургической, урологической, пульмонологической, гастроэнтерологической патологией в соответствии с нормативно-правовой базой Минздравсоцразвития Российской Федерации. Запланировано обучение врачей ГУЗ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава РСО-Алания (детских хирургов, специалистов по неонатальной хирургии, урологов, пульмонологов, гастроэнтерологов). Предусмотрено оснащение ГУЗ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава РСО-Алания современным лечебно-диагностическим оборудованием с учетом открытия специализированных отделений.

Информация о работе Современные проблемы и направления развития здравоохранения РСО-А