Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 13:36, курсовая работа
Актуальность темы исследования.
Развитие системы здравоохранения в Российской Федерации на сегодняшний день заняло одно из приоритетных действующих направлений Правительства нашей страны, и это не случайно. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и нормального экономического функционирования государства. Обеспечение населения доступной медицинской помощью представляет важнейшую задачу для любой страны независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы.
Введение………………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ…………………5
1.1. Общие положения…………………………………………………………5
1.2. Полномочия и организация деятельности министерства здравоохранения РФ…………………………………………………….……..6
1.3. Общие положения и основные задачи министерства здравоохранения РСО-Алании…………………………………………………………………….8
1.4.Полномочия, права и организация деятельности министерства здравоохранения РСО-Алании………………………………………………..9
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСО-Алании………………………… …………..14
2.1. Содержание проблемы……………………………………………………14
2.2. Анализ демографической ситуации……………………………………..14
2.3. Общая заболеваемость населения и детей от 0 до 14 ………………….17
3.ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСО-АЛАНИИ…………………………… ……. 19
3.1. Приоритетные направления модернизации………………………………………………………………….19
3.2. Внедрение стандартов оказания медицинской помощи и оснащение медицинским оборудованием……………………………………………… ..19
3.3. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи………..22
3.4. Кадровое обеспечение и уровень удовлетворенности медицинской помощью………………………………………………………………………24
3.5. Совершенствование оказания медицинской помощи женщинам и детям…………………………………………………………………………...26
3.6. Оценка эффективности реализации Программы модернизации………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………34
3.3. Совершенствование амбулаторно-
Первичная медико-санитарная помощь
населению является одним из приоритетных
направлений развития здравоохранения
республики и оказывается 17 самостоятельными
амбулаторно-поликлиническими учреждениями,
поликлиниками муниципальных и государственных
учреждений здравоохранения, в том числе
поликлиниками 8 центральных районных
больниц.
Мощность амбулаторно-поликлинических
учреждений составляет 14241 посещение в
смену.
В организации медицинского обслуживания
населения врачами первичного звена широко
применяются выездные формы работы, активный
патронаж, обеспечивается доступность
медицинской помощи за счёт укомплектованности
участкового сектора врачами и развитой
инфраструктуры обособленных структурных
подразделений центральных районных и
городских больниц.
Планируется дальнейшее проведение работ
по укреплению первичного звена здравоохранения.
В Программе предусмотрены мероприятия
по повышению доступности амбулаторно-поликлинической
помощи, в том числе оказываемой врачами-специалистами.
Удельный вес средств бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
на реализацию мероприятий по повышению
доступности амбулаторной медицинской
помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами,
составляет 40% от общего объема средств
бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, выделенного
в 2011-2012 годах на мероприятия по внедрению
стандартов медицинской помощи, повышению
доступности амбулаторной медицинской
помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
Для повышения эффективности деятельности
первичного звена здравоохранения, в том
числе в сельских населенных пунктах,
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.02.2011 г. №85 «Об
утверждении Правил финансового обеспечения
в 2011-2012 г.г. региональных программ модернизации
здравоохранения субъектов Российской
Федерации за счет средств, предоставляемых
из бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования» запланировано
выделение денежных средств в объеме 268576,0
млн. руб. В 2013 г. 27% указанных средств будет
направлено на обеспечение лекарственными
препаратами больных и расходными материалами,
необходимыми для проведения диагностических
и лечебных мероприятий при оказании амбулаторной
медицинской помощи, остальные 73% - на оплату
труда врачей специалистов и специалистов
со средним медицинским образованием,
оказывающих амбулаторную помощь. В 2014
г. на обеспечение лекарственными препаратами
больных и расходными материалами, необходимыми
для проведения диагностических и лечебных
мероприятий при оказании амбулаторной
медицинской помощи, будет направлено
30 % средств, на оплату труда врачей специалистов
и специалистов со средним медицинским
образованием, оказывающих амбулаторную
помощь, будет направлено 70%.
Реализацией мероприятий по повышению
эффективности деятельности первичного
звена здравоохранения охвачены 32 лечебно-профилактических
учреждений (72,7%).
В целях обеспечения доступности медицинской
помощи населению республики сеть обособленных
подразделений центральных районных больниц
приведена в соответствие с численностью
обслуживаемого населения и потребностью
в медицинской помощи.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях
организованы дневные стационары и стационары
на дому. Число мест в дневных стационарах
составило –512, в стационарах на дому -
345.
Обеспеченность населения койками дневного
стационара составила 16,6 на 10 тыс. населения.
В 2010 г. на койках дневного стационара
амбулаторно-поликлинических учреждений
пролечены 15538 больных, занятость койки
в году составила 290,2 дней. Средняя длительность
пребывания больного в дневном стационаре
амбулаторно-поликлинических учреждений
составила 9,3 дней.
Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических
учреждений показал, что в системе выявления
заболеваний населения региона имеются
недоработки в диагностическом процессе.
Так, при том, что показатель общей заболеваемости
ниже среднероссийского уровня, выявляемость
в ходе проведения дополнительной диспансеризации
работающего населения выше показателя
по Российской Федерации. Данная статистика,
в первую очередь, свидетельствует о недостаточном
качестве работы первичного звена здравоохранения.
Вместе с тем, проведение дополнительной
диспансеризации требует усиления в части
профилактической направленности.
В работе первичного звена необходимо
уделять внимание не только лечебному
процессу, но и профилактической деятельности.
Активно проводить патронажи на дому новорожденных,
инвалидов ВОВ, престарелых граждан.
В 2012 г. во взрослые поликлиники республики
обратились 2014287 человек.
Число посещений на 1 жителя республики
в 2011 г. по амбулаторной медицинской помощи
составило 7,926 посещений, в 2012 – 8,3, что
ниже федерального норматива - 9,198.
В 2013-2014 гг. планируется увеличить объем
оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических
условиях до 9,4 - 9,7 посещения на 1–го жителя
республики за счет увеличения посещений
населения в учреждениях здравоохранения
с профилактической целью, а также с учетом
диспансеризации 14-летних подростков
прогнозируется рост посещений к врачам-акушерам-гинекологам,
врачам урологам-андрологам, врачам эндокринологам.
3.4. Кадровое обеспечение и уровень
удовлетворенности медицинской помощью
Перспективы развития здравоохранения
Республики Северная Осетия-Алания в значительной
степени зависят от состояния профессионального
уровня и качества подготовки медицинских
и фармацевтических кадров, как главного
ресурса здравоохранения.
В учреждениях здравоохранения республики работают 4657 врачей и 6867 медицинских работников. Доля врачей, работающих в сельской местности, составляет 7,6%, что несколько превышает показатель по России (7,4%).
Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами составляет 65,8 на 10 тыс. населения). Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в республике также выше, чем по Российской Федерации на 2,4 %. Количество медицинских сестёр на 1 врача составляет 1,8.
Укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами в 2012 г. составила 93,3%. При этом укомплектованность должностей по специальностям составила:
- врачей-эндокринологов - на 98,6%,
- врачей - хирургов – на 95,8%,
- врачей-кардиологов - на 90,7%,
- врачей - анестезиологов-реаниматологов – на 95,2%,
- врачей-фтизиатров – на 83,4%,
- врачей – неврологов - на 80,4%,
- врачей-нейрохирургов – на 77,4%,
- психотерапевтов – на 30,4%.
Министерством здравоохранения
республики принимаются меры по укомплектованию лечебно-профилактических
учреждений недостающими врачами путем
проведения переподготовки кадров.
За годы реализации приоритетного национального
проекта «Здоровье» коэффициент совместительства
по врачебным должностям в учреждениях,
оказывающих первичную медико-санитарную
снизился до уровня 1,1.
В республике ведется плановая работа
по повышению квалификации врачей и средних
медицинских работников. Квалификационный
уровень медицинских кадров: 36,8% врачей
и 53% средних медработников имеют квалификационные
категории.
В рамках модернизации здравоохранения
в 2013 году планируется подготовить или
переподготовить 80 специалистов, по востребованным
специальностям: анестезиолог-реаниматолог,
рентгенолог, клинический фармаколог,
психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог,
гематолог, нефролог, пульмонолог, трансфузиолог,
врач ультразвуковой и функциональной
диагностики, аллерголог, физиотерапевт,
врач скорой медицинской помощи, педиатр,
фтизиатр, неонатолог, аллерголог, физиотерапевт,
специалист по эндоскопии.
С целью повышения
квалификации и заинтересованности
в работе медицинских работников
в республике проводятся конкурсы на
звание «Лучший врач года», «Лучшая
медицинская сестра года».
Территориальная программа государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации
на территории Республики Северная Осетия-Алания
бесплатной медицинской помощи
Недостаточное финансирование здравоохранения
республики сдерживает проведение работ
по повышению структурной эффективности
здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий» Министерством
здравоохранения республики в соответствии
с переданными полномочиями осуществлялся
контроль за соответствием качества оказываемой
медицинской помощи, установленным федеральным
стандартом в сфере здравоохранения.
Министерством здравоохранения ежегодно
утверждается план-график плановых контрольных
мероприятий. В соответствии с ним осуществляются
проверки качества оказываемой медицинской
помощи населению в медицинских организациях
и порядок оказания медицинской помощи.
(см.табл 1.4.)
Уровень удовлетворенности медицинской
помощью
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Удовлетворенность |
19,2 |
17,4 |
23,5 |
|||
Количество поступивших жалоб |
247 |
963 |
832 |
512 |
1007 |
251 |
Из них |
159 |
553 |
658 |
408 |
765 |
194 |
Количество проверок учреждений,по итогам жалоб |
35 |
60 |
515 |
234 |
668 |
61 |
Министерством здравоохранения республики
проводится методическая работа по организации
ведомственного контроля качества: изданы
нормативные акты, проводится методическая
работа с лечебно-профилактическими учреждениями,
что позволило:
- повысить эффективность клинико-экспертной
работы на всех уровнях управления качеством
медицинской помощи, унифицировать технологии
экспертной работы и отчетные формы по
экспертизе качества медицинской помощи
и ее результатам;
- усилить контроль и оценку деятельности
учреждений здравоохранения в предоставлении
медицинских услуг необходимого объема
и качества,
- внедрить единую схему анализа обращений
граждан, в том числе на качество оказания
медицинской помощи.
Министерством здравоохранения ежеквартально
анализируются отчеты лечебно-профилактических
учреждений по контролю качества оказываемой
медицинской помощи.
Для учета общественного мнения и оценки
социального эффекта во все учреждения
здравоохранения республики внедрена
система оценки удовлетворенности медицинской
помощи, разработана анкета по изучению
удовлетворенности пациентов.
В лечебно-профилактических учреждениях
системы Министерства здравоохранения
Республики Северная Осетия-Алания организован
личный прием граждан руководителями
и их заместителями. Письменные обращения
граждан рассматриваются непосредственно
в лечебно-профилактических учреждениях,
в том числе с участием врачебных комиссий.
3.5. Совершенствование оказания
медицинской помощи женщинам и детям
Службой охраны материнства и детства
РСО - Алания проводится планомерная работа
по выполнению приоритетных задач, направленных
на улучшение здоровья будущего поколения.
Основные направления развития службы
охраны здоровья матери и ребенка строятся
в соответствии с Концепцией развития
здравоохранения Российской Федерации
до 2025 года, Национальным планом действий
по улучшению положения женщин и детей
в Российской Федерации, планом действий
по снижению материнской и младенческой
смертности в Республике Северная Осетия
- Алания, программой «Здоровое поколение»
на 2010-2015г.г. В программах предусмотрены
дополнительные меры по охране репродуктивного
здоровья населения, обеспечению безопасного
материнства, снижению материнской и младенческой
заболеваемости и смертности, совершенствованию
качества оказания специализированной
медицинской помощи детям и женщинам республики.
Предусмотрены средства на приобретение
современного лечебно-диагностического
оборудования для учреждений службы охраны
материнства и детства.
При Министерстве здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания функционирует Координационный Совет по повышению эффективности оказания акушерско-гинекологической помощи и медицинской помощи детям 1-года жизни, который проводит анализ и вносит предложения по снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Каждый случай смерти
матери и новорожденного разбирается
на врачебных комиссиях лечебно-
В сентябре 2006 г. после трагических событий 1-3 сентября 2004 года в г. Беслане введен в эксплуатацию вновь выстроенный при поддержке Правительства Италии корпус, в котором размещено отделение реабилитации.
В настоящее время продолжается ремонт и реконструкция неонатального корпуса, операционного блока хирургического корпуса Республиканской детской клинической больницы.
Корпус, в котором размещены инфекционные отделения, нуждается в капитальной реконструкции: отсутствует принудительная вентиляция, система канализации подлежит замене, многие палаты не отвечают требованиям СанПиН, в стационаре только 11 боксов (1,5%) для изоляции больных с инфекционными заболеваниями. Требует ремонта пищеблок с молочной кухней.
В течение 2013-2014 г.г. планируется увеличение коек реанимации новорожденных с 8 до 39: организация отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных во ВМУЗ Родильный дом № 1 (6 коек), ВМУЗ Родильный дом № 2 (9 коек), МЛПУЗ Моздокская районная больница (3 койки в составе отделения реанимации и интенсивной терапии), Правобережной муниципальной центральной районной клинической больнице (3 койки в составе отделения реанимации и интенсивной терапии), увеличение коек реанимации новорожденных в ГУЗ Республиканская клиническая больница с 2 до 9, ГУЗ Республиканская детская клиническая больница – с 6 до 9.
Кроме того, в целях
оптимизации функции койки
Реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела (внедрение стандарта медицинской помощи детям с синдромом дыхательных расстройств, организация отделений реанимации новорожденных в родовспомогательных учреждениях и выделение из числа коек новорожденных коек патологии новорожденных и недоношенных детей) позволит снизить показатель заболеваемости новорожденных респираторными нарушениями, а также будет способствовать снижению младенческой смертности. Планируется снизить показатель младенческой смертности с 8,8 ‰ в 2012г. до 8,2 ‰ в 2013г.; в 2014г. ожидается увеличение показателя младенческой смертности до 9,2‰ с учетом маловесных детей.
В акушерских стационарах
республики планируется продолжить
внедрение современных
В республике внедряется порядок оказания медицинской помощи детям при хирургических заболеваниях.
В целях оптимизации коечного фонда учреждений детства республики планируется сокращение 68 коек педиатирического профиля, в том числе: 40 коек в МЛПУЗ Моздокская районная больница, 8 – МУЗ Алагирская ЦРБ, 10 – Ардонская ЦРБ, по 5 коек в МУЗ Ирафская ЦРБ и Кировская ЦРБ и 10 коек оториноларингологического профиля в ГУЗ Республиканская детская клиническая больница.
С целью обеспечения доступности специализированной медицинской помощи детям предусмотрено перепрофилировать 15 коек педиатрического профиля ГУЗ Республиканская детская клиническая больница в койки психиатрии (психоневрологического профиля для детей).
Кроме того, с учетом структуры заболеваемости детского населения республики, функционирования специализированных коек в ГУЗ Республиканская детская клиническая больница предусмотрено перепрофилирование коек: увеличение коек пульмонологического, кардиологического, ревматологического, психоневрологического, урологического профилей за счет уменьшения числа коек нефрологического, хирургического, эндокринологического, оториноларингологического и педиатрического профилей. Из числа коек хирургического профиля будут выделены койки челюстно-лицевой хирургии.
Предусмотрено в 2014г. увеличение средней длительности лечения с 10,0 до 10,5 в соответствии с нормативами, рекомендуемыми Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РСО – Алания, так как длительность лечения по большинству профилей в 2002г. была значительно меньше нормативных значений. Увеличение средней длительности лечения будет обусловлено тяжестью состояния рожденных детей с экстремально низкой массой тела.
В 2014г. планируется увеличение объемов амбулаторной помощи детям: удельный вес посещений увеличится на 6,7 %, в том числе с профилактической целью – на 7,2 %.
В республике нецелесообразно развитие паллиативной помощи детям, учитывая менталитет коренного населения, стремящегося до последних часов жизни ребенка осуществлять уход за ним в домашних условиях силами членов семьи.
В рамках программы планируется внедрение порядков оказания медицинской помощи детям с хирургической, урологической, пульмонологической, гастроэнтерологической патологией в соответствии с нормативно-правовой базой Минздравсоцразвития Российской Федерации. Запланировано обучение врачей ГУЗ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава РСО-Алания (детских хирургов, специалистов по неонатальной хирургии, урологов, пульмонологов, гастроэнтерологов). Предусмотрено оснащение ГУЗ «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава РСО-Алания современным лечебно-диагностическим оборудованием с учетом открытия специализированных отделений.
Информация о работе Современные проблемы и направления развития здравоохранения РСО-А