Стиль руководства: критерии выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является руководство и его элементы.
Предмет – стили руководства и критерии их выбора.
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наи-более оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Руководство 4
1.1. Управление и его элементы 4
1.2. Личность руководителя 6
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла 10
1.4. Стиль руководства 14
Глава 2. Классификация стилей руководства 16
2.1. «Одномерные» стили руководства 16
2.1.1. Модель К. Левина 19
2.1.2. Модель Лайкерта 22
2.2. «Многомерные» стили руководства 24
2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Муттона 24
2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта 25
2.2.3. Модель эффективного руководства Ф. Фидлера 26
2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса 27
2.2.5. Модель жизненного цикла А. Херси и К. Бланшара 28
2.2.6. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона 29
Глава 3. Формирование эффективного стиля руководства 31
Заключение 34
Список источников литературы 35

Файлы: 1 файл

теория управления курс.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время все большее  распространение получает концепция  атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. В основе этой концепции лежит реакция руководителя не на само поведение подчиненных, а на причины его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально.

Таким образом, переходя от одной модели к другой можно заметить их усложнение, включение в рассмотрение все большее количество факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер в конкретной ситуации и в конкретном коллективе. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.    

 

 

 

 

Глава 3.Формирование эффективного стиля руководства

 

                                          « Самый лучший стиль руководства – это стиль,

                                          ориентированный на реальность»4

Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации. 

Руководителю трудно выбрать стиль  руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.  Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

На формировании стиля руководства  сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

Если обратиться к историческому  прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок.  И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных. 

Приведенные данные, как и в целом  практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.

В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Руководство является до некоторой  степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенные исследования показали, что в  своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников литературы

 

1.Абчук В.А. Директорский хлеб: занимательно об управлении. Л., 1991

2.Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., 1995

3.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996

4.Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 1995

5.Гончаров В. В. В поисках совершентсва управления. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993

6.Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. //Управление персоналом. –1997.-№8

7.Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994

8.Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990

9.Иосифович Н. Ты – босс. М., 1995

10.Как работают японские предприятия. / Под ред. Я. Мондена и др. М., 1989

11.Киллен К. Вопросы управления. М., 1981

12.Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – Омск: ОмГУ, 2005

13.Кричевский Р. Л. Руководитель. М., 1993

14.Кунц Г., О¢Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т.т. 1-2. М., 1982

15.Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М., 1988

16.Менеджмент отранизаций. /Ред. Румянцева З.П., Соломатин И.А. М., 1995

17.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995

18.Оучи У. Методы организации производств. Японский и американский подходы. М., 1984

19.Паркинсон С. Искусство управления. М., 1990

20.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.

21.Радугин А.А. Основы менеджмента. М., 1997

22.Радченко Л. Классификация видов управления. //Вопросы теории и практики управления. –1994.-№4.

23.Розанова В.А. Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей. //Управление персоналом. – 1998. -№11

24.Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. – СПб.: Питер, 2004

25.Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1993.

26.Сейнер Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях.//Вопросы теории и практики управления. –1994.-№3

27.Сивакова Л.А. Советы менеджеру по недвижимости. //Управление персоналом. – 1998. -№1

28.Скрипник К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя. //Управление персоналом. –1997.-№8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Схема 1. Структура управления

 

                                              Управление


Управление деятельностью                                Управление людьми      


Поддержание компетентности                           Кадровая политика

Управление внешней средой                             Использование ценностей

                                                                             окружения

Руководство деятельностью                               Работа руководителя

Управление                                                          Руководство


 

Управление своей работой и


использование своего времени                           Управление собой


Управление деятельностью групп                      Управление группой

Управление деятельностью                                 Управление организацией

                       


                 


                   Деятельность, осуществляемая на  практике

                        - индивидуальная деятельность

                        - групповая деятельность

                        - сотрудничество в рамках организации

                        - отношения между отдельными  группами 

                           организации


 

 


Результаты и цели                                  Результаты производственной

деятельности организации                    системы организации


Индивидуальные результаты                 Результаты организации

людей и цели их жизни                          как человеческой системы     

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1 «Одномерные» стили руководства Э. Старобинский.

 

 

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Единоличный с подчиненными

На основе консультаций сверху или мнения группы

На основе указаний

Способ доведения решений до исполнителя

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе подчиненных

допускается

Поощряется и используется

Полностью передается подчиненным

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере

     

         -

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, активно идет на контакты

Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательной

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет четкой ориентации


Продолжение таблицы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 6. «Решетка управления» Р. Блейка и М. Мутона

 




9  1.9. Максимум внимания                                9.9. Максимум внимания


8  людям; минимум внима-                                        людям и организационно-

Информация о работе Стиль руководства: критерии выбора