Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:47, реферат
Предназначение стратегического управления - обеспечение выживания организации в будущем путем установления динамичного баланса потенциала предприятия с окружением. СУ в большей мере направлено на учет внешних факторов, поиск путей новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптацию к изменениям в окружении. СУ рассматривает работников как основу организации и ориентировано на долгосрочную перспективу. Результативность его выражается в том, насколько своевременно и точно предприятие реагирует на изменения внешней среды.
Стратегический потенциал организации
Введение
Предназначение
Стратегическое управление основывается на создаваемом потенциале организации, под наращивание которого целевым назначением выделяются средства. Стратегический потенциал (СП) предопределяет действия компании в текущем периоде, чтобы осуществить достижение поставленных целей в будущем, учитывая то, что окружение и условия существования будут меняться. При этом вырабатывается способность реагировать на изменения во внешней среде, позволяющая достигать желаемые цели в перспективе, что является важнейшей задачей стратегического управления.
В качестве объектов стратегического управления выделяют три группы: организации в целом, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Применительно к предмету исследования организация рассматривается как открытая социально-экономическая система, представляющая собой совокупность структурных подразделений. Стратегическое хозяйственное подразделение осуществляет определенное направление (или ряд смежных направлений) деятельности предприятия, является самостоятельным и выступает полноценным конкурентом на своем сегменте рынка.
1. Стратегический потенциал предприятия, особенности его оценки
Роль профессиональных оценщиков в экономической деятельности велика. Во всех странах с рыночной экономикой существует огромная потребность в независимой оценке, включая, переоценку активов для приведения бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами, определение залоговой стоимости имущества, оценку нефинансового вклада инвестора в уставной капитал предприятия. Однако оценка бизнеса является особой дисциплиной, требующей от специалиста глубоких знаний в области стратегического менеджмента, способностей к анализу наряду с финансовой отчетностью и неколичественной информации, характеризующей эффективность избранной предприятием стратегии и его способность эту стратегию успешно реализовать.
Построить финансовую модель предприятия с использованием современных программных продуктов не представляет никакой сложности. Более того, такая модель в мельчайших деталях может отображать реальные финансовые операции предприятия и формировать прогнозы на различные периоды времени. Построив такую модель, без особых сложностей можно рассчитать текущую стоимость бизнеса, как методом свободного денежного потока, так и методом дисконтированных дивидендов. Таким образом, если финансовый аналитик располагает необходимыми инструментами, то ему только потребуются корректные исходные данные. Именно в корректности исходных данных и кроется проблема. В части производственных затрат и иных издержек такие данные могут быть представлены предприятием с достаточно высокой степенью достоверности.
Наибольшую проблему представляет неопределенная информация, а именно данные о планируемых объемах продаж предприятия. Безусловно, можно использовать сценарный подход, однако степень неопределенности информации обусловлена наличием множества внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на реальные объемы продаж предприятия. При этом многие ключевые факторы имеют неколичественную, а качественную природу.
Среди финансовых аналитиков,
профессионально занятых в
Факторы, характеризующие стратегию компании:
· Каким образом компания планирует обеспечить себе лидерство на рынке?
· Реалистична ли стратегия компании и способна ли она обеспечить планируемый объем продаж и соответствующую долю на рынке?
· Какие конкурентные преимущества принимались во внимание при формировании стратегии?
· Какие меры планирует предпринять предприятие для усиления своей позиции на рынке?
Аналитики говорят: "Предприятие, которое не имеет стратегии, - это не бизнес, а всего лишь набор активов, отягощенных долговыми обязательствами, и, следовательно, должно оцениваться с использованием имущественного подхода, например, на основе ликвидационной стоимости"[5, c. 69-70].
К внутренним факторам относятся:
· Наличие ноу-хау, лицензий, уникальных разработок и качественных продуктов.
· Наличие эффективных технологий, обеспечивающих снижение затрат и высокое качество.
· Наличие транспортных сетей.
· Наличие квалифицированного
научного, инженерного и
· Наличие эффективной
системы автоматизированного
· Наличие эффективной системы переподготовки персонала.
· Системы мотивации персонала.
· Иные внутренние факторы, включая активы и ресурсы, обеспечивающие эффективную деятельность предприятия.
К внешним факторам относятся:
· Имидж, известность торговой марки.
· Доля продукции компании на рынке.
· Наличие развитой дистрибьюторской сети.
· Связи с поставщиками товаров и услуг.
· Другие внешние факторы, способствующие эффективной деятельности предприятия.
Уровень квалификации менеджмента является одним из ключевых факторов успеха. Предприятие может иметь привлекательную стратегию, но уровень квалифицированных ключевых менеджеров и система их мотивации не будут соответствовать стоящим перед ними задачам.
Сегодня аналитики пытаются найти способы оценки стратегического потенциала компании, и в этой области вздуться серьезные работы. Например, некоторые инвестиционные фонды применяют следующие косвенные критерии их изменений для оценки потенциала компаний:
· Индекс удовлетворенности клиентов.
· Доля новых продуктов в портфеле продукции.
· Доля затрат на исследования и разработки.
· Доля затрат на обучение персонала.
На основе этой информации инвесторы оценивают потенциал роста или снижения стоимости компании в будущем [4, c. 86-87].
Повышенные требования к информации могут привести к возникновению другой важной проблемы. Многие компании будут совершенно обосновано возражать против предоставления информации стратегического характера, опасаясь ее раскрытия для конкурентов. Безусловно, необходимо найти "золотую середину". Одним из возможных решений данной проблемы является более тесное взаимодействие финансовых аналитиков и менеджмента компании.
Если мы определим стратегический потенциал организации как совокупность средств, возможностей, ресурсов для осуществления текущей деятельности и развития организации, то информация о потенциале предприятия можно в дальнейшем использовать как инструмент повышения его конкурентоспособности. Рассмотрим характеристику составляющих стратегического потенциала организации.
Финансовый потенциал – это наличие собственных, заемных средств и возможностей привлечения тех и других для финансирования текущей деятельности и мероприятий, направленных на развитие организации.
Производственный потенциал – это совокупность возможностей машин, оборудования, зданий, сооружений и технологии для осуществления текущей деятельности и развития организации.
Потенциал системы управления
можно определить как комплекс возможностей,
предоставляемых
Вместе с тем, потенциал системы управления существенно зависит от вида организационной структуры управления. Организационная структура управления также должна изменяться в соответствии с этапами жизненного цикла организации, т.к. именно она характеризует степень адаптивности системы управления.
Таким образом, эффективная деятельность предприятия предполагает постоянный рост его потенциала. Ведущим показателем роста потенциала является стратегический потенциал, т.к. он обеспечивает не только адаптацию предприятия к динамично изменяющейся внешней среде, но и целевую функцию деятельности предприятия – максимизацию его стоимости
2. Основные методы оценки стратегического потенциала предприятия
Чтобы адекватно распределить стратегический потенциал предприятия, используют различные методы. Рассмотрим более детально некоторые из них.
Метод теории инвестирования капитала.
Анализ стратегического потенциала
предприятия с позиции
После того, как будут рассчитаны потоки денежных средств, оценивается стоимость каждого проекта с учетом чистого дохода, который он принесет фирме, и имеющейся степени риска. Основными критериями оценки являются срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности и чистая текущая стоимость.
На первый взгляд, такую процедуру принятия решений можно применить и к решению выбора новых рынков сбыта, создания новых товаров и т.д. Рассмотрим, как нужно модифицировать данный метод, чтобы появилась возможность применить его на практике для выработки решений по эффективности использования стратегического потенциала предприятия.
Г.Саймон считает, что решение любой проблемы, будь то в предпринимательстве, науке или искусстве, можно разделить на четыре этапа:
1) осознание необходимости
2) формулирование вариантов
3) оценка вариантов с точки зрения их привлекательности;
4) выбор одного или нескольких вариантов для реализации.
Но в теории инвестирования капитала зачастую используются только последние два этапа - оценка и выбор. Считается, что осознание необходимости принятия решения и формулирование альтернативных элементов стратегического потенциала происходят до и за рамками анализа.
Из сказанного следует,
что для применения теории инвестирования
капитала в качестве практического
метода анализа элементов
Метод портфельной теории выбора. Этот метод основывается на использовании теории портфельного выбора. Первая работа в области портфельного выбора принадлежит Г.Марковичу. Ее положения применимы для анализа стратегического потенциала в меньшей степени, чем теория инвестирования капитала. Эту проблему также рассматривал Дж.Кларксон, подход которого более совершенный.