Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:31, реферат

Описание работы

Переход от оперативного управления к стратегическому, эта необходимость переноса центра внимания руководства на внешнее окружение с целью реагирования на его изменения.
Стратегическое управление рассматривают как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, которые следуют один из другого, а так же выделяют некоторые его особенности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность стратегического управления
2. Структура стратегического управления
3. Особенности стратегического управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Стратегическое управление.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

на тему: Стратегическое управление

 

 

 

 

                                           

                                                     Выполнил:                                                                                  студент группы                                                              .                                                                               Проверил:                                                                   

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.  Понятие и сущность стратегического управления

4

  1. Структура стратегического управления

7

  1. Особенности стратегического управления

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Понятие стратегическое управление возникло давно. Каждое предприятие в процессе своей деятельности придерживается определенной стратегии поведения и это не зависит от того, в какое время и при каких условиях оно функционирует. Однако термин «стратегическое управление» был принят в начале 1970-х годов для того, чтобы внести разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, которое осуществляется на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была обусловлена изменениями в ведении бизнеса и внешними условиями деятельности предприятия.

Переход от оперативного управления к стратегическому, эта  необходимость переноса центра внимания руководства на внешнее окружение  с целью реагирования на его изменения.

Стратегическое  управление рассматривают как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, которые следуют один из другого, а так же выделяют некоторые его особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность стратегического управления

 

Стратегическое  управление  как  вполне  определенная  разновидность  менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX века менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне, менеджмент стал играть очень важную роль в бизнесе постоянно развиваясь.

Существует множество конструктивных определений стратегического управления.

Шендел Д. и Хаттен К. определяют стратегическое управление как процесс определения и установления связи организации (фирмы) с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и её подразделениям.

Дж. Хиттенсом дано следующие определение: стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием фирмы с ее окружением.

В понимании Дж. Пиро и Р. Робертсона стратегическое управление – набор решений и действий по формированию и выполнению стратегии, разработанных для достижения целей деятельности фирмы [7].

Существует еще и такое определение: стратегическое управление – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов [5].

Можно привести также  другое определение, данное О.Н. Жучкевич: стратегия представляет собой качественно определенное направление развития предприятия (фирмы) на основе координации и распределения ресурсов, учета и адекватного реагирования на изменения факторов внешней среды с целью достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе [8].

Объединяя все эти понятия, можно дать следующие обобщенное определение стратегическому управлению. Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [4].

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

  • Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  • Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  • Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Проблемы стратегического  управления чаще всего возникают  в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы  не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.

Стержнем стратегического  управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных  конкретных предпринимательских, организационных  и трудовых стратегий. Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата [6].

Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?
  3. Каким способом достичь желаемого результата?

Для решения  первого вопроса необходима информационная основа с соответствующими данными  для анализа прошлых, настоящих  и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность для стратегического управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать данную стратегию.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды [6].

 

  1. Структура стратегического управления

 

Стратегическое  управление можно рассматривать как динамическую  совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически следуют один из другого, при этом существует  устойчивая  обратная  связь  и  влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Структура стратегического управления изображена на Рис. 1.

Рис. 1. Структура  стратегического управления

 

  1. Анализ среды

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы, и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление  призвано обеспечивать баланс входа  и выхода. Как  только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды  предполагает изучение трех ее составляющих:

  • макроокружения;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ  макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества,  научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней  среды  вскрывает те возможности, тот потенциал,  на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе  достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

    • кадры фирмы, их потенциал и квалификация;
    • организация управления;  
    • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
    • финансы фирмы;
    • маркетинг;
    • организационная культура.
  1. Определение миссии и целей.

Ранее было сказано, что одной из ключевых задач управления является поддержание баланса между входом и выходом организации. Другой не менее важной задачей управления является установление  баланса  интересов  различных  социальных  институтов  и  групп  людей, заинтересованных  в  функционировании  организации  и  оказывающих  влияние  на  характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение  миссии  и  целей  организации состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и ответственной работы.

  1. Формирование миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом.

Таким образом, миссия позволяет  субъектам внешней среды создать общее впечатление о том, что собой представляет организация. Кроме того, она способствует созданию корпоративного духа и условий для более действенного управления организацией. В зависимости от нее определяются основные направления деятельности организации.

Информация о работе Стратегическое управление