Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление требований и правил разработки бизнес-плана. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач:
Раскрыть сущность процесса бизнес-планирования
Рассмотреть понятие «бизнес-план»
Раскрыть функции, цели и задачи бизнес-плана
Изучить методики составления бизнес-плана
Охарактеризовать состав и структуру бизнес-плана

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Бизнес-план как один из ключевых моментов стратегического планирования на предприятии 4
1.1. Сущность процесса планирования и понятие бизнес-плана 4
1.2. Функции, цели и задачи бизнес-плана 7
1.3.Классификация бизнес-планов 10
Глава 2. Методики и современная практика разработки бизнес-плана. 12
2.1. Методики и стандарты разработки бизнес-плана в России 12
2.2. Требования, подходы и этапы разработки бизнес-плана 14
Глава 3. Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства. 17
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Готово.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана  сулит немало выгод, в том числе:

  • заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;
  • позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
  • заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
  • делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации;
  • устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.
    1. Классификация бизнес-планов

В зависимости от рыночной ситуации и цели составления, бизнес-планы  могут быть различны.

Выделим следующие основные виды бизнес-планов: 
1. По целям разработки – бизнес-планы, предназначенные для:

  • получения внешнего финансирования;
  • выработки стратегии развития;
  • планирования деятельности предприятия. 
    2. По используемым методикам – бизнес-планы, подготовленные с использованием различныхметодик:
  • международная методика ЮНИДО;
  • российские методики;
  • новые западные методики. 
    3. По объекту планирования в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:
  • инвестиционного проекта;
  • компании;
  • группы компаний:
  • бизнес-единицы (направления бизнеса).

Бизнес-планы разрабатываются в  различных модификациях в зависимости от назначения:

  • по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги);
  • по предприятию в целом (новому или уже действующему).  
    Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. 

 

Глава 2. Методики и современная практика разработки бизнес-плана.

2.1. Методики и стандарты разработки бизнес-плана в России

В России в настоящее время нет единой методики разработки бизнес-плана. Иностранные инвесторы требуют предоставлять расчеты с помощью лицензированных UNIDO (United Nations Industrial Development Organization - организация ООН по промышленному развитию) пакетов – COMFAR, PROPSPIN. Эти методики являются универсальными. С их помощью создаются бизнес-планы и осуществляется оценка финансовой и экономической эффективности проекта. На российском рынке они имеют ограниченное применение по следующим причинам: 
- различия в деловой среде (различна законодательная база, подзаконные нормативные документы, различна система стандартизации, обычаи делового оборота); 
- несовпадение структуры документов (разные аналитические формы).

В настоящее время  в РФ известны следующие методики и стандарты по составлению инвестиционного бизнес-плана:

1. Методика Российского  агентства по поддержке малого  и среднего бизнеса.

2. Методика консалтинговой  компании «Про-Инвест-Консалт», отраженная в программе Project Expert.

3. Стандарты бизнес-плана  Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

4. Методики компаний занимающихся разработкой бизнес-планов.

На разных предприятиях последовательность составления бизнес-плана неодинакова. Принципиальным является не знание какой-то мистической универсальной последовательности, а понимание того, что в ходе разработки неизбежно придется пройти все основные разделы бизнес-плана, и сделать это не один раз. Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую известность получили «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (методология UNIDO) и его компьютерный вариант COMFAR. При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-плана.

Выбор конкретной разновидности  методики разработки бизнес-плана, глубина  и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых  документов и справок зависят  от различных факторов. Среди них  можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту  и специфику потенциального инвестора. На какой разновидности методики остановить свой выбор не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты, исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна, обоснованна  и базировалась на документальных источниках и расчетах.

Анализируя существующие методики по разработке бизнес-плана  мы видим, что в настоящее время на рынке России наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:

  • методика UNIDO;
  • методика Всемирного банка реконструкции и развития;
  • методика фирмы "Goldman, Sachs & Co";
  • методика фирмы "Ernst & Young".

В настоящее время и  в России разработано множество  методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методическими рекомендациями UNIDO. Тем не менее, спрос на подобную литературу не высокий. Это связано  с тем, что разработка бизнес-планов является занятием новым и при  всей своей внешней похожести  на техпромфинплан имеет серьезные  отличия. Эта литература является, в  основном, нужной и полезной, хотя и  встречаются методики явно сырые, а  некоторые с ошибками.

Сегодня коммерческие банки не имеют единой методики разработки бизнес-планов, поэтому почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования. Некоторые банки считают необходим вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах, нет единого подхода к расчетам рисков и т.д. И если учесть, что эти методики, в основном, разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталкивается руководитель сам разработавший бизнес-план. Поэтому использование указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика. 
Практически все методики по оценке инвестиционных проектов, существующие в мире на сегодняшний день, основываются на методике разработанной UNIDO еще в 70-х годах. Эта методика обеспечивает сбор всей необходимой информации для осуществления прогноза движения денежных средств, и для оценки проекта с использованием количественных показателей.

2.2. Требования, подходы  и этапы разработки бизнес-плана

Несмотря на существование  различных методик разработки бизнес-плана, существуют общие требования, предъявляемые  ко всем бизнес-планам.

Бизнес-план должен быть коротким, но включать все наиболее важные особенности  бизнеса. Следует избегать подробного технического описания продуктов, процессов  и операций. Нужно использовать общепринятые термины. Бизнес-план должен быть простым и полным.

Бизнес-план должен являть собой  честный анализ, основанный на реальных допущениях. Допущения и проекты  должны быть хорошо изучены и иметь  ссылки на рыночные и отраслевые источники  и документы, результаты экономических  исследований, заключения лиц, которые будут делать бизнес компании.

Следует обсудить риски предприятия. Не следует делать несущественных или неопределенных утверждений. Бизнес-план основывается на правдивом анализе и реальных допущениях. Немногие инвесторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах.

Бизнес-план должен быть исчерпывающим  и включать обсуждение организационной  стратегии достижения преимуществ  компании и преодоления потенциальных  трудностей.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана.

Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

В зарубежной практике принято, что  разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия.

При разработке бизнес-плана  инвестиционного проекта первоначально  осуществляются сбор и анализ информации о платежеспособных потребностях в  товарах (услугах) на основе четко сформулированной бизнес-идеи. Затем проводятся маркетинговые  исследования (потенциального или уже  сложившегося) рынка сбыта для  определения масштабности инвестиционного  проекта. Далее анализируются состояние  и возможности организации, определяются потребности и пути обеспечения  ее ресурсами, потом разрабатывается  организационная структура. Если законченный  вариант бизнес-плана должен начинаться с резюме, то процесс его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь – правильное формулирование целей бизнес-плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, исходных финансовых показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты.

Для составления бизнес-плана  инвестиционного проекта требуется  изучить официально-документальные материалы, законодательные и нормативные  акты, обобщить и скомпоновать в  определенной последовательности собранные  и проанализированные материалы  и расчеты, проведенные в связи  с разработанным проектом.

 

 

Глава 3. Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.

В данной работе мы берем  за основу стандарты разработки бизнес-плана  Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), а не методику UNIDO, на основе которой разработаны все существующие рекомендации по составлению бизнес плана, т.к. данная методика уже подробно исследована и описана во многих работах. Кроме того, мы применяем стандарт Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства, как рекомендации по составлению бизнес-плана, соответствующие российской действительности. Разделы бизнес-плана представленные ниже, в том или ином виде присутствуют во всех рассмотренных нами методиках.

В соответствии с требованиями ФФПМП структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Обзорный раздел (резюме)

2. Описание предприятия

3. Описание продукции (услуг)

4. Анализ рынка

5. Производственный план

6. План сбыта

7. Финансовый план

8. Анализ чувствительности проекта

9. Экологическая и нормативная информация

Приложения

    1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме представляет собой  краткий обзор бизнес-плана.

Резюме должно включать следующую информацию:

- наименование проекта;

- характеристика организации,  обращающейся за предоставлением  средств: наименование, организационно-правовая форма, форма собственности, среднесписочная численность, уставной фонд, оборот за последний год, точный почтовый адрес, телефон, банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета), фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта;

-описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;

- описание предприятия,  его специфических черт, основные  этапы в его развитии;

- краткие сведения о  квалификации управленческого персонала,  какими особенностями, применительно  к настоящему проекту, обладает  управленческий персонал, каковы  доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;

- описание ситуации на  рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;

Информация о работе Структура бизнес-плана на примере рекомендаций Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства