Сущность и объективные предпосылки развития функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней в нашей экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями. Функции управления занимают одно из ведущих мест в управленческой деятельности. На протяжении истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к рациональному, логическому, научно обоснованному процессу управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Современные подходы к сущности и объективным предпосылкам развития функций управления
1.1 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по А.Л.Гапоненко
1.2 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ю.В.Васильеву
1.3 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ф.М. Русинова
1.4 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Ф, Уколову
1.5 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Д. Граждан
2 Сравнительный анализ современных подходов к проблеме сущности и предпосылок развития функций управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс  реализации планов. Он предполагает определение  и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов деятельности. Контроль включает также анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект. Контроль становится действительным лишь тогда, когда по его итогам или в ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.

Согласно Ю.В. Васильеву контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.

Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

Имея большой диапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться только рамками  деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга.

Объектами контроля выступают  предприятия, организации.

Предметами контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Контролируют производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции и т.д.

Субъектами контроля могут выступать менеджеры фирмы, отделы технического контроля, государственные  органы.

Главные инструменты  выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно-измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бухгалтерские документы. Своих подчиненных менеджер может контролировать в форме письменных отчетов о работе или посредством проведения регулярных совещаний и обсуждения проблем, возникающих в фирме или у отдельных работников.

Система контроля характеризуется определенной целенаправленностью. Это свойство системы проявляется в том, что все элементы и звенья контроля служат общей цели – обеспечению эффективного управления.

Важно выделить еще одну характерную черту контроля как  системы. Контроль является информационной системой, включающей сбор, обработку, хранение и передачу контрольной информации. Посредством информации контроль связан с другими системами и подсистемами. Эта связь характеризуется информацией, создаваемой внутри систем контроля, которую он получает от других систем и которую он посылает в окружающую среду.

Понятие «контроль» можно  рассматривать в трех основных аспектах: как функцию управления или элемент  управления экономикой; как целенаправленную деятельность; как систему органов, осуществляющих контроль. Но при этом необходимо учитывать, что эти три стороны контроля представляют единое целое. В то же время контроль является сложной системой и нуждается в управлении.

 

 

1.3. Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ф.М. Русинова

 Функция – широко  распространенное слово, имеющее  множество значений. Функция (лат. Functio) – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии – работу, производимую органом, организмом; в математике – зависимость одной переменной от другой.

Функция как категория  менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или  объективно необходимый вид отношений  между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента  как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Каждая функция менеджмента  представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного  управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия; согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия; контролировать –наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Как видим, рассмотренные  функции можно назвать чисто  административными. Выделение элементов  административного процесса как  следствие объективного разделения труда и обособления отдельных  сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.

Сущностная характеристика менеджмента – это функция  или вид деятельности по руководству  людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнении работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку «воздействия» на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим  условием управления социальными и  социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

Сущностная особенность  менеджмента обусловливает наличие  менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему  право на выполнение функций по руководству людьми, занятыми производственно-хозяйственной деятельностью. Иначе говоря, менеджер – профессионально подготовленный руководитель или управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также несущий конкретную ответственность за достижение конечных результатов деятельности предприятия, фирмы, корпорации.

Для менеджеров знание взаимосвязи  и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Ф. Уколову

 Вся практика становления и развития менеджмента подтверждает большое значение (в полном согласии с его потенциалом) обоснованной классификации функций управления. Под функциями понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующиеся однородностью осуществляемых работ и их целевой направленностью. Успешная управленческая деятельность в существенной мере определяется глубиной усвоения руководителем природы и содержания функций управления, уровнем их профессионального выполнения. Отнюдь не случайно функции управления – важнейшие объекты исследования для классиков управления, особенно А. Файоля.

В современной теории управления к основным функциям принято  относить (в зависимости от характера  выполняемых задач) планирование, организацию, регулирование, учет и анализ, контроль стимулирование, принятие решений и др.)

- Планирование (целеполагание) – деятельность по определению целей организации (в текущих и перспективных планах) и фиксирующая будущее состояние объекта управления в конкретные моменты;

- Организация – деятельность, благодаря которой система управления приспосабливается к выполнению задач по планированию (разработка систему мер, регламентирующих работу аппарата управления);

- Регулирование – деятельность по устранению отклонений от заданного режима функционирования и приведения объекта управления в заданное состояние посредством оперативного управления производственными процессами, перераспределения материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов;

- Мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника и группы к активной деятельности как для удовлетворения своих потребностей, так и для достижения целей организации;

- Учет – фиксирование состояние объекта управления в конкретный период (учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов и пр.);

- Контроль – деятельность, характеризующая состояние объекта управления в заданные моменты, например контроль выполнения производственной программы, расходов материальных и финансовых ресурсов, выполнения решений и др.

Для классификации функций  управления возможно использование  и других признаков. В конечном счете, объем и сущность функций, а значит, и организационные структуры  управления определяются структурой самого производства. В составе всякого объединения различаются основное, вспомогательное и обслуживающее производство, а также органы управления ими. Непосредственная обработка продукции осуществляется в основных производственных цехах. В процессе деятельности общие функции управления определенным образом совмещаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Д. Граждан

В. Д. Граждан выделяет три функции управления: информационные функции управления, организационные и технологические. Разберем сущность и предпосылки появления каждой из них.


Рисунок 2 – Классификация  функций социального управления

 

Технологические функции  управления

Сердцевину любого управления составляют решения. Их обоснованность технологически входит в состав принимаемых нормативных актов. Поэтому действенность и качество управления прежде всего и в основном определяются действенностью и качеством тех решений, которые принимаются и реализуются в ходе разрешения социальных проблем. Очевидно, что идейно слабые и организационно не обеспеченные решения не создают необходимых предпосылок для высокоэффективной деятельности, которая бы не вскрыла новые возможности и перспективы в процессе их выполнения.

Следовательно, технологические  функции управления будут анализироваться  на примере тех этапов, которые разворачиваются на основе информационно проработанных и организационно обеспеченных управленческих решений в ходе преодоления социальных проблем.

 

Информационные функции  управления

В любой области социальной жизни определяющую роль в происходящих изменениях играют информационные процессы. Информационное обеспечение управления реализуется через функции. Именно они субъективизируют и объективизируют управление, делают его свойством каких-либо социальных общностей. Функцией (лат. – круг деятельности) называют сторону, как совокупность действий человека для достижения необходимой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельности. Она выступает как совокупность действий человека для достижения необходимой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельности. В управлении насчитывается огромное множество функций. В идеале каждый управленец должен имеет свою особую функцию, которая не может дублироваться другими работниками.

Как известно, информация дает сведения о внешних предметах независимо от формы их представления. Данное определение зафиксировано в законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в стране 1995 г. Информационные функции – это выработка знаний, оценок, целей, норм и памяти, которые затем используются в социальной практике.

В современных условиях информационное управление дифференцируется на два уровня – на обыденное  и профессиональное.

Информация о работе Сущность и объективные предпосылки развития функции управления