Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:21, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней в нашей экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями. Функции управления занимают одно из ведущих мест в управленческой деятельности. На протяжении истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к рациональному, логическому, научно обоснованному процессу управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Современные подходы к сущности и объективным предпосылкам развития функций управления
1.1 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по А.Л.Гапоненко
1.2 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ю.В.Васильеву
1.3 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ф.М. Русинова
1.4 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Ф, Уколову
1.5 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Д. Граждан
2 Сравнительный анализ современных подходов к проблеме сущности и предпосылок развития функций управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Он предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов деятельности. Контроль включает также анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект. Контроль становится действительным лишь тогда, когда по его итогам или в ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.
Согласно Ю.В. Васильеву контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.
Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.
Имея большой диапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться только рамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга.
Объектами контроля выступают предприятия, организации.
Предметами контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Контролируют производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции и т.д.
Субъектами контроля
могут выступать менеджеры
Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Например, на производстве контроль может осуществляться в виде наблюдения с использованием различных контрольно-измерительных приборов. Для контроля за денежными средствами применяют финансовые и бухгалтерские документы. Своих подчиненных менеджер может контролировать в форме письменных отчетов о работе или посредством проведения регулярных совещаний и обсуждения проблем, возникающих в фирме или у отдельных работников.
Система контроля характеризуется определенной целенаправленностью. Это свойство системы проявляется в том, что все элементы и звенья контроля служат общей цели – обеспечению эффективного управления.
Важно выделить еще одну характерную черту контроля как системы. Контроль является информационной системой, включающей сбор, обработку, хранение и передачу контрольной информации. Посредством информации контроль связан с другими системами и подсистемами. Эта связь характеризуется информацией, создаваемой внутри систем контроля, которую он получает от других систем и которую он посылает в окружающую среду.
Понятие «контроль» можно рассматривать в трех основных аспектах: как функцию управления или элемент управления экономикой; как целенаправленную деятельность; как систему органов, осуществляющих контроль. Но при этом необходимо учитывать, что эти три стороны контроля представляют единое целое. В то же время контроль является сложной системой и нуждается в управлении.
1.3. Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ф.М. Русинова
Функция – широко
распространенное слово,
В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии – работу, производимую органом, организмом; в математике – зависимость одной переменной от другой.
Функция как категория
менеджмента характеризует
Функция менеджмента
как возможная область
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.
Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия; согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия; контролировать –наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Как видим, рассмотренные функции можно назвать чисто административными. Выделение элементов административного процесса как следствие объективного разделения труда и обособления отдельных сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.
Сущностная характеристика менеджмента – это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнении работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку «воздействия» на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.
Наиболее полное содержание
менеджмента как процесса отражают
основные функции, выступающие общим
условием управления социальными и
социально-экономическими процессами.
Процесс воздействия будет
Сущностная особенность
менеджмента обусловливает
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.
1.4. Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Ф. Уколову
Вся практика становления и развития менеджмента подтверждает большое значение (в полном согласии с его потенциалом) обоснованной классификации функций управления. Под функциями понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующиеся однородностью осуществляемых работ и их целевой направленностью. Успешная управленческая деятельность в существенной мере определяется глубиной усвоения руководителем природы и содержания функций управления, уровнем их профессионального выполнения. Отнюдь не случайно функции управления – важнейшие объекты исследования для классиков управления, особенно А. Файоля.
В современной теории управления к основным функциям принято относить (в зависимости от характера выполняемых задач) планирование, организацию, регулирование, учет и анализ, контроль стимулирование, принятие решений и др.)
- Планирование (целеполагание) – деятельность по определению целей организации (в текущих и перспективных планах) и фиксирующая будущее состояние объекта управления в конкретные моменты;
- Организация – деятельность, благодаря которой система управления приспосабливается к выполнению задач по планированию (разработка систему мер, регламентирующих работу аппарата управления);
- Регулирование – деятельность по устранению отклонений от заданного режима функционирования и приведения объекта управления в заданное состояние посредством оперативного управления производственными процессами, перераспределения материально-технических, финансовых и человеческих ресурсов;
- Мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника и группы к активной деятельности как для удовлетворения своих потребностей, так и для достижения целей организации;
- Учет – фиксирование состояние объекта управления в конкретный период (учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов и пр.);
- Контроль – деятельность, характеризующая состояние объекта управления в заданные моменты, например контроль выполнения производственной программы, расходов материальных и финансовых ресурсов, выполнения решений и др.
Для классификации функций управления возможно использование и других признаков. В конечном счете, объем и сущность функций, а значит, и организационные структуры управления определяются структурой самого производства. В составе всякого объединения различаются основное, вспомогательное и обслуживающее производство, а также органы управления ими. Непосредственная обработка продукции осуществляется в основных производственных цехах. В процессе деятельности общие функции управления определенным образом совмещаются.
1.5 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Д. Граждан
В. Д. Граждан выделяет три функции управления: информационные функции управления, организационные и технологические. Разберем сущность и предпосылки появления каждой из них.
Рисунок 2 – Классификация функций социального управления
Технологические функции управления
Сердцевину любого управления составляют решения. Их обоснованность технологически входит в состав принимаемых нормативных актов. Поэтому действенность и качество управления прежде всего и в основном определяются действенностью и качеством тех решений, которые принимаются и реализуются в ходе разрешения социальных проблем. Очевидно, что идейно слабые и организационно не обеспеченные решения не создают необходимых предпосылок для высокоэффективной деятельности, которая бы не вскрыла новые возможности и перспективы в процессе их выполнения.
Следовательно, технологические функции управления будут анализироваться на примере тех этапов, которые разворачиваются на основе информационно проработанных и организационно обеспеченных управленческих решений в ходе преодоления социальных проблем.
Информационные функции управления
В любой области социальной жизни определяющую роль в происходящих изменениях играют информационные процессы. Информационное обеспечение управления реализуется через функции. Именно они субъективизируют и объективизируют управление, делают его свойством каких-либо социальных общностей. Функцией (лат. – круг деятельности) называют сторону, как совокупность действий человека для достижения необходимой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельности. Она выступает как совокупность действий человека для достижения необходимой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельности. В управлении насчитывается огромное множество функций. В идеале каждый управленец должен имеет свою особую функцию, которая не может дублироваться другими работниками.
Как известно, информация дает сведения о внешних предметах независимо от формы их представления. Данное определение зафиксировано в законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в стране 1995 г. Информационные функции – это выработка знаний, оценок, целей, норм и памяти, которые затем используются в социальной практике.
В современных условиях информационное управление дифференцируется на два уровня – на обыденное и профессиональное.
Информация о работе Сущность и объективные предпосылки развития функции управления