Сущность и объективные предпосылки развития функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней в нашей экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями. Функции управления занимают одно из ведущих мест в управленческой деятельности. На протяжении истории управление деятельностью развивалось от управления по наитию, интуиции к рациональному, логическому, научно обоснованному процессу управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Современные подходы к сущности и объективным предпосылкам развития функций управления
1.1 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по А.Л.Гапоненко
1.2 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ю.В.Васильеву
1.3 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по Ф.М. Русинова
1.4 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Ф, Уколову
1.5 Сущность и объективные предпосылки развития функций управления по В.Д. Граждан
2 Сравнительный анализ современных подходов к проблеме сущности и предпосылок развития функций управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Организационные функции  управления

Любое управление, в том  числе и государственное, не может  ограничиваться информационными функциями. Информация говорит лишь о содержании управления. А для того, чтобы управление смогло что-либо реальное осуществить в объективном мире, оно должно быть дополнено организационными функциями. Организация всегда показывает предметное (вещное) строение частей, сторон и элементов деятельности, между которыми устанавливаются определенные взаимосвязи. Это одна из исходных материальных структур общества, реализующаяся через многообразие формы в виде государства, ветвей и органов государственной власти, государственных и коммерческих предприятий, различных учреждений, фондов, церквей и т.д.

Организационные функции  есть совокупность тех материальных отношений, в которые вступают люди при реализации какой-либо конкретной информации. Другими словами, организация опредмечивает информацию, вырабатываемую в процессе соответствующей деятельности. Именно организация дает наиболее полное представление о качественном аспекте деятельности, тогда как информация проявляет себя как количественный аспект.

Уже говорилось, что организационные  функции государственного и иного  управления достаточно многочисленны. Среди них выделяются функции  макроструктурного, корпоративно-технологического, коммуникативно-компьютерного и  другого обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сравнительный анализ современных подходов к проблеме сущности и предпосылок развития функций управления

 

В научной литературе обосновываются несколько методических подходов к выделению функций управления. Можно встретить такие функции как:

  1. прогнозирование,
  2. планирование,
  3. программирование,
  4. проектирование,
  5. подготовка и принятие решений,
  6. руководство,
  7. координация,
  8. регулирование,
  9. согласование,
  10. распорядительство.

Здесь нет четкой концепции, которая подтверждала бы возможность  отнесения перечисленных видов  управленческой деятельности к самостоятельной функции управления. Современная наука по управлению накладывает более четкие ограничения на понятие "функция" и выделяет весьма ограниченный состав функций. Сторонники западного менеджмента, в частности Мескон, выделяют 4 функции управления:

  1. организация,
  2. планирование,
  3. мотивация,
  4. контроль.

В российской науке об управлении сложилось несколько  иное, но близкое понимание функций  управления. Сущность и содержание каждой из названых функций в западном менеджменте представлена в сравнительной таблице 2.

Таблица 2 – Сравнительная таблица сущности функций управления в западном и российском менеджменте

Функция

В западном менеджменте

В российском менеджменте

1) организация

Организовывать - значит создать структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Одним из них является работа, т.е. конкретные задания к организации. Организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли сделать без должной организации. Другим важным аспектом организации является определение кто именно должен выполнить каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для работы, делегирует им полномочия. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность и считают себя подчиненными по отношению к руководителю

Это соединение работников со средствами производства, определение места  и роли каждого в системе управления. Организаторская деятельность управленческого  работника считается центральным  звеном в системе управления, охватывает широкий круг вопросов:

1.определение управленческих задач,

2.распределение между руководителями  и специалистами общего объёма  работ, полномочий и ответственности,  системы взаимоподчинения,

3.распределение работников согласно  квалификации по отдельным участкам работы,

4.построение рациональной, научно  обоснованной структуры управления,

5.принятие управленческих решений,

6.организационное нормирование  работы аппарата управления.

2) планирование

Решение о том, какие должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь целей.

Функция должна ответить на 3 вопроса:

1.где мы находимся в настоящее  время, т.е. требуется оценить  сильные и слабые стороны организации  в таких направлениях как финансы,  менеджмент, организация производства, трудовые ресурсы и другие подобные вопросы;

2.куда мы хотим двигаться.  Ответить какую цель исследует  организация и что может помешать  организация прийти к этой  цели. Здесь следует вычленить  возможную угрозу, которая может  возникнуть в окружающей среде, а именно какие конкуренты могут появиться, особенности клиентов, возможная политическая нестабильность, технология производства, сообщения и тому подобные факты.

3.что должен делать каждый  член организации

Осмысление того, что нужно сделать. Составление планов и графиков работ. Российская теория управления предполагает, что планирование имеет соподчиненное отношение к управлению. Это подготовительное действие, цель которой определить программу рационального использования наличных.

3) мотивация

Члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными  им полномочиями или в соответствии с их обязанностями, что должно соответствовать  общей цели организации. Мотивация - это создание внутреннего побуждения к действию и является результатом сложных совокупностных потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы мотивировать исполнение своих обязанностей сотрудниками и найти такой способ, который должен обеспечить удовлетворение.

Функция мотивации как самостоятельная  до настоящего времени отсутствовала. В тоже время эту проблему решали через, так называемые, системы материального стимулирования. Сущностью этого управленческого воздействия является разработка научно обоснованной системы. Основной, дополнительной и поощрительной системы оплаты труда. Моральное же стимулирование осуществляется через различные формы нематериального поощрения и таких воздействий как присвоение государственных наград, награждение дарственными предметами.

4) контроль

Почти всё, что делает руководитель обращено к будущему. Руководитель планирует достичь цель в заданное время. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от первоначального курса. В этом случае, если руководство окажется неспособным найти и исправить отклонения от первоначального плана, может возникнуть ситуация, при которой будет снижена эффективность работы организации вплоть до банкротства.

Три аспекта контроля:

1.установление стандартов - это  точное определение и формулирование  целей во времени, 

2.измерение фактически достигнутых результатов, исполнение их,

3.необходимость предпринимать  своевременные корректирующие воздействия  с целью своевременного устранения  возникающих проблем.

Функция является завершающей процесса в управлении. Эта функция понимается как система наблюдения и проверки. Фактическое состояние системы управления плановыми заданиями и принятыми ранее управленческими решениями. Конкретными процедурами контроля является анализ, ревизия, обследование, самопроверка. Целью контроля является своевременное выявление объекта управления.

5) координация

нет

Это процесс, с помощью которого достигается и обеспечивается единство их действия. Она осуществляется по вертикали и по горизонтали. Координация  вертикали сверху идет по каналам  прямой связи, горизонтальная налаживается между руководителями и специалистами, расположенными на одном иерархическом уровне управленческой структуры.

6)регулирование

нет

Понимается как постоянное улавливание  возмущающих факторов и принятие мер по их ликвидации. Эта функция  должна обеспечить деятельность управляемой системы за счет введения противодействующих факторов.


 

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для  выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Многие авторы дают разные понятия сущности функций управления. Рассмотрим их.

По Васильеву Ю.В. функция  управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

По Русиновой Ф.М. функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

По Уколову В.Ф. под  функциями понимаются специализированные виды управленческой деятельности, характеризующиеся  однородностью осуществляемых работ  и их целевой направленностью.

По Гапоненко А.Л. функции управления – это проявление его сущность в действии.

По Граждан В.Д. функцией называют сторону, элемент, этап любой  социальной деятельности. Она выступает  как совокупность действий человека для достижения необходимой подцели  в рамках более широкой целенаправленной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждая функция менеджмента  представляет собой сферу действия  определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию сущности и предпосылок развития функций управления. Основные функции обладают самостоятельностью и следуют одна за другой пока каждая конкретная не выполнится.

В теории управления нет единого подхода к изучению сущности и предпосылок развития функций управления. Для того чтобы правильно изучить сущность функций управления мы считаем нужным изучить все подходы.

Процесс реализации функции  отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Кроме того, деятельность управленца позволяет выделить новые функции управления или, наоборот, изъять функции за ненадобностью.

Процесс управления хозяйственной  деятельностью заключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются.

Итак, подведем итоги:

  • Выделение функций управления в процессе разделения управленческого труда – объективно обусловленное необходимостью оптимизации управления.
  • Функция управления – это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.
  • Функции управления можно условно разделить на общие и специальные.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 416 с.

2. Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. Для вузов/ В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. - 656 с.

3. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник./Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.-504 с.

4. Теория управления: Учебник/Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.: ил.

5. Теория управления: Учебник/Под ред. Гапоненко А., Панкрухин А. Издательство: Москва, РАГС, 2003 год

6. Бурганова, Л.А. Теория управления. – М.: Инфра-М, 2008. – 144 с.

7. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ.- 2007. – 288 с.

8. Глухов, В.В. Менеджмент. – М.: Инфра .-М.: 2009. – 372 с.

9. Гончарова, Н.Е. Теория управления. – М.: Приор-издат, 2006. – 224 с.

10. Леонов, Г.А. Теория управления. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – 234 с.

11. Максимцова, М.М., Комарова, М.А. Менеджмент: Учебник. - М.: Единство, 2009. - 359 с.

12. Основы менеджмента / под ред. АА. Радугина. – М.: Центр, 2006. – 432 с.

13.Рой, О.М. Теория управления. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

14. Теория управления / под ред. Ю.В. Васильева. – М.: Финансы и статистика, 2007 . – 608 с.

15. Уколов, В.Ф., Масс, А.М., Быстряков, И.К. Теория управления. – М.: Экономика, 2007. – 704 с.

16. Добрынин, Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник /Н.М. Добрынин.  - Новосибирск: Наука, 2007.

 


Информация о работе Сущность и объективные предпосылки развития функции управления