Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:10, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть свойства и жизненный цикл организации.
Предмет работы - рассмотрение основных подходов к пониманию организационного развития, при этом под развитием организации будем понимать естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют жизненным циклом организации.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятий "свойства организации" и "жизненный цикл организации"
1.1 Понятие, сущность и классификации свойств организации
1.2 Сущность и этапы жизненного цикла организации
1.3 Стратегии руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации
1.4 Социальный компонент жизненного цикла организации
Глава 2. Анализ жизненного цикла организации
2.1 Анализ модели уровня развития организации в аспекте ее жизненного цикла
2.2 Взаимосвязь жизненного цикла и денежного (финансового) потока организации
2.3 Перспективные модели теории эволюции организации
Заключение
Литература
2.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА И ДЕНЕЖНОГО
(ФИНАНСОВОГО) ПОТОКА
ОРГАНИЗАЦИИ
Взаимосвязь жизненного цикла и денежного (финансового) потока можно представить в виде рисунка.
Кроме
того, любое предприятие развивается
в рамках общего экономического пространства
и подчиняется общим
Когда
общеэкономическая ситуация ухудшается,
усложняется ситуация в отрасли
и, то как правило, уменьшается спрос
на выпускаемую продукцию. Предприятия
вынуждены вести политику выживания;
многие разоряются и прекращают существование.
Иными словами, жизненный цикл разорившихся
предприятий прерывается
Предприятие
представляет собой производственную
систему, состоящую из нескольких подсистем
к которым относятся
Технология предприятия - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Структура предприятия - это логические взаимоотношения уровней управления и подсистем объекта управления, построенные в форме, позволяющей наиболее эффективно достигать целей предприятия.
Экономика предприятия - одна из важнейших областей внутренних характеристик предприятия. Она отражается через финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
Персонал предприятия. Существует три основных аспекта человеческих характеристик в подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, поведение руководителя. Понимание и успешное управление человеческой составляющей достаточно сложно, потому, что поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.
Стратегия
объединяет другие внутренние характеристики
предприятия (технология, структура, персонал
и экономика) и включает в себя
цели и задачи предприятия.
2.3
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ
ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Авторы статьи "О жизненном цикле внутренней среды организации" Н.В. Хмелькова и Е.В. Попов предлагают принципиально новую теорию эволюции организации. Они утверждают, что сегодня классическая теория нуждается в серьезном пересмотре и применении системно-интеграционного подхода в изучении развития компаний, т.к. организация в целом предстает как первичный элемент анализа, в то время как динамика ее внутренней структуры практически не изучена. Принципиально отлична теория, предложенная авторами статьи. Признавая сложность и неоднородность внутренней среды организации, исследователи предполагают, что различные подсистемы в структуре организации отличаются не только самобытным содержанием, но и собственной скоростью эволюции, которая может отличаться от скорости развития организации в целом.
Такая постановка проблемы позволит заменить понимание развития организации как смены стадий жизненного цикла интерпретацией взаимодействия отдельных элементов внутренней среды организации, находящихся на разных стадиях собственных жизненных циклов [18].
Для комплексного изучения явления организационной эволюции исследователи используют введенный Р. Нельсоном и С. Уинтером термин "организационная рутина" для описания привычных, предсказуемых, повторяющихся образцов деятельности. Организационные рутины привносят в организацию стабильность, но в то же время выступают основной причиной происходящих в организации изменений при формировании новых внешних условий функционирования. Исходя, из этого определения авторы утверждают, что именно организационные рутины выступают в качестве наиболее приемлемой основы для описания эволюции организации.
Подобный
подход позволяет представить
В основании пирамиды располагается фундаментальная группа уровней, изменения в которых проходят медленно, вследствие глубокого укоренения данных организационных рутин во внутренней среде организации. К ним относят ментальные особенности участников деятельности предприятия, культурные особенности внутрифирменной среды, институциональные особенности предприятия, когнитивные механизмы. В совокупности они формируют социально-экономический генотип, т.е. признаки, наследуемые организацией. В верхней части пирамиды расположены функциональные уровни, изменения в которых происходят в более короткие сроки. К подобным подвижным слоям относят организационно-управленческие и технологические признаки предприятия, поведенческие паттерны, опыт рыночного функционирования. Находясь в постоянном взаимодействии друг с другом, данные организационные рутины представляют предпосылки для эволюционного развития организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы было определено понятие жизненного цикла организации, рассмотрены основные свойства организации в аспекте разных классификаций.
В работе были рассмотрены модели эволюции организации, созданные разными авторами, причем в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, в той или иной степени отражают сущность эволюции компании, описываемую с разных точек зрения.
Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Сущность
выражения организации как
Свойства - совокупность проявлений, отражающих общие, характерные и специфические черты организации.
Свойства организации широко и разнообразно классифицируются в соответствии с функциональной направленностью, целями ее создания, потенциалом развития, сферой их использования.
Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.
Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.
На каждой
конкретной стадии жизненного цикла
организации руководителем
Руководитель
должен знать, на каком этапе развития
находится организация, и оценивать,
насколько принятый стиль руководства
соответствует этому этапу. Именно
поэтому широко распространено понятие
жизненного цикла организации как
предсказуемых изменений с
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития.
Получив
информацию о пребывании организации
на том или ином этапе развития,
руководитель может с большей
долей уверенности оценить
Рисунок 1
Жизненный цикл организации
Таблица 1
Анализ ситуации на стадии создания организации
Направления и этапы | Цель | Методы | Результаты |
1. Выбор товара или услуги | Определить нишу на рынке | Изучить объемы продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка | Возможный объем продаж товара |
2. Оценка действий конкурентов | Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке | Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи | Доминирующий фактор конкуренции |
3. Анализ схемы предпринимательства | Определить
требуемые ресурсы и |
Изучить возможности создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска и эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом | Формирование системы исходных условий и предпосылок |
4. Анализ общего окружения | Определить значимость внешних факторов | Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить характер тенденций, их развития и ожиданий | Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменений значений факторов |
Таблица 2
Характеристика |
Тип управления | |
|
оперативный | стратегический |
Основное назначение | Максимизация прибыли | Максимизация прибыли с учетом интересов социума |
Основной способ достижения | Оптимизация использования внутренних ресурсов | Установление
динамического баланса с |
Важность фактора времени | Не самый важный фактор в конкуренции | Важнейший фактор в конкурентной борьбе |
Краткосрочная оценка эффективности | Прибыльность | Точность предвидения изменений во внутренней среде и время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров и услуг |
Отношение к персоналу | Работники - один из ресурсов организации | Работники - важнейший ресурс организации |
Таблица 3
Стадии развития организации
Стадия
Факторы |
Рождение | Детство | Отрочество | Ранняя зрелость | Расцвет сил | Поздняя зрелость | Старение | Обновление |
Первичные цели | Выживание | Краткосрочная прибыль | Ускоренный рост | Систематический рост | Сбалансированный рост | Уникальность, образ | Обслуживание | Обновление |
Тип лидера | Новатор | Оппортунист | Консультант | Участник | Корпоративный деятель | Государственный деятель | Администратор | Реорганизатор |
Организационный характер | Борьба | Достижение | Изменение | Расширение, диверсификация | Системная ориентация | Зрелость, самоудовлетворенность | Ориентация на сложившиеся структуры | Ориентация на перемены |
Организационный образ | В центре внимания - организация | Местный | Секционный | Национальный | Многонациональный | Международный | Самодовольный | Самокритичный |
Концентрация энергии | На новом | На конкуренции | На завоеваниях | На координации | На интеграции, управлении | На приспособлении | На продолжении существования | На обновлении, развитии |
Центральная проблема | Выход на рынок | Существование | Удержание доли рынка | Многосторонний рост | Централизация и автономность | Равновесие интересов | Стабильность | Омоложение |
Тип планирования | С предвидением | Текущий | Планирование продаж, бюджета | Планирование заказов, специализация | Сложный, комплексный | Социально-политический | Экстраполяция | Созидательный |
Метод управления | Единоличный | Управление, осуществляемое малой группой едино-мышленников | Делегирование полномочий | Децентрализованный | Централизованный | Коллегиальный | Основанный на традициях | Состязательный, поощряющий |
Организационная модель | Максимизация прибыли | Оптимизация прибыли | Плановая прибыль | Хорошее положение | Социальная ответственность | Социальный институт | Бюрократия | Подражание Фениксу |