Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:35, реферат
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп
1.1«Теоретические основы мотивации»
1. Ранние теории мотивации. Сравнительный анализ.
«ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ПО АБРАХАМУ МАСЛОУ»
Первая из рассматриваемых
теорий называется иерархией потребностей
Маслоу. Сущность ее сводится к изучению
потребностей человека. Это более ранняя
теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу,
считали, что предметом психологии является
поведение, а не сознание человека. В основе
же поведения лежат потре6ности человека,
которые можно разделить на пять групп:
«ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ
ДЭВИДА МАК КЛЕЛЛАНДА»
Заметный вклад в разработку проблемы
мотивации поведения вносит теория мотивационных
потребностей Д. Мак Клелланда. Не отрицая
значимость предыдущих теорий и их выводов
о важности биологических и других «базисных»
потребностей в мотивации поведения работников,
Мак Клелланд попытался выявить наиболее
важные среди «вторичных потребностей»,
которые актуализируются при условии
достаточной материальной обеспеченности.
Он утверждает, что любая организация
предоставляет работнику возможности
реализовать три потребности высшего уровня: во
власти, успехе и принадлежности. На их
основе возникает и четвертая потребность,
а именно потребность в том, чтобы избегать
неприятностей, т.е. препятствий или противодействий
в реализации трех названных потребностей, например,
ситуаций, не позволяющих добиться успеха,
способных лишить человека власти или
группового признания. Все сотрудники
в какой-то мере испытывают потребности
в успехе, власти и принадлежности. Однако
у разных людей эти потребности выражены
по-разному или существуют в определенных
комбинациях. То, как они сочетаются, зависит,
помимо прирожденных качеств, от личного
опыта, ситуации и культуры человека.
Потребности во власти, успехе и принадлежности
проявляются в соответствующих мотивах.
Основные мотивы устойчивы, и изменяются
лишь в течение длительного промежутка
времени. Вместе с тем они подвержены краткосрочным
колебаниям..
Потребность в успехе (по классификации
Маслоу, она находится между потребностями
в уважении и самореализации) не в равной
степени выражена у разных работников.
Человек, ориентированный на достижение
успеха, обычно желает автономии и готов
нести ответственность за результаты
своей работы. Он стремится регулярно
получать информацию о «взятых им рубежах»,
хочет знать о конкретных результатах
своей работы, отличается большей организованностью,
способностью предвидеть и планировать
свои действия. Такие люди стремятся ставить
реально достижимые цели, избегать необоснованного
риска. Они получают удовлетворение не
столько от награды за проделанный труд,
сколько от самого процесса работы, особенно
от ее успешного завершения.
Потребность в успехе подвержена развитию,
что можно использовать для повышения
эффективности работы. Люди, ориентированные
на успех, чаще других добиваются его.
В процессе мотивирования сотрудников
менеджеры должны учитывать особенности
людей с ярко выраженной потребностью
в успехе, давая им соответствующие задания.
Потребность во власти выражается в желании
влиять на других людей, контролировать
их поведение, а также в готовности отвечать
за других. Эта потребность выражается
в стремлении к руководящей должности.
Она положительно влияет на эффективность
руководства. Вот почему на руководящие
посты целесообразно отбирать людей с
выраженной потребностью во власти. Такие
люди обладают высоким самоконтролем.
Они более преданы своей организации,
увлечены делом, и работают, не считаясь
со временем.
Большое влияние на поведение людей в
организации оказывает потребность в принадлежности. Она
проявляется в желании общаться, и иметь
дружеские отношения с другими людьми.
Сотрудники с острой потребностью в принадлежности
достигают высоких результатов в первую
очередь при выполнении заданий, требующих
высокого уровня социального взаимодействия
и хороших межличностных отношений.
На основе своих исследований Мак Клелланд
выделил три типа менеджеров:
Согласно выводам Мак
Для улучшения мотивации менеджеров целесообразно
широко использовать конкурентные методы
достижения целей и отмечать людей, которые
добиваются наивысшей эффективности в
работе. Руководителям следует также ставить
перед собой и подчиненными напряженные,
но реальные задачи.
Мак Клелланд пытался доказать ценность
своей теории эмпирически, и прежде всего
используя специально разработанные для
этого тесты. Однако полного эмпирического
подтверждения его теория не получила.
«ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ
ФРЕДЕРИКА ГЕРЦБЕРГА (ТЕОРИЯ ДВУХ ФАКТОРОВ»
Широкий резонанс среди ученых и менеджеров
вызвала теория двух факторов Ф. Герцберга.
Служащим задавались два вопроса: «Можете
ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете
себя на работе исключительно хорошо?»
и «Можете ли Вы детально описать, когда
Вы чувствуете себя на работе исключительно
плохо?».
В результате исследования отчетливо
выявились две группы факторов, явно не
одинаково влияющие на мотивацию труда.
Первую группу факторов Герцберг назвал факторами
гигиены(гигиеническими факторами), вторую
- мотиваторами. Термин «гигиена» употребляется
здесь в его медицинском значении - гигиена
как предупреждение, предотвращение болезни,
а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические
факторы не вызывают удовлетворенности,
но их ухудшение порождает неудовлетворенность
трудом.
При улучшении гигиенических факторов
неудовлетворенность не ощущается, но
когда такое улучшение воспринимается
сотрудниками как естественное, само собой
разумеющееся, то нет и удовлетворенности. К
гигиеническим факторам относятся: отношения
с коллегами, начальством и подчиненными,
нравственный климат в организации, вознаграждение
(в случае фиксированной зарплаты), способности
руководителя; физические условия труда,
стабильность рабочего места.
Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые
непосредственно вызывают удовлетворенность
трудом, высокий уровень мотивации и трудовых
достижений. Они выступают стимуляторами
эффективного труда. К ним относятся: достижение
целей, признание, интересное содержание
труда, самостоятельность (свой участок
работы) и ответственность, профессионально-должностной
рост, возможности личностной самореализации.
Конечно, грани между отдельными гигиеническими
факторами и мотиваторами относительны,
подвижны. Так, деньги в форме фиксированной
зарплаты относятся к факторам гигиены,
в то же время такой мотиватор, как должностной
рост, также подразумевает повышение зарплаты.
Для того чтобы не появилась неудовлетворенность
трудом, достаточно наличия гигиенических
факторов в обычном объеме, повышение
же производительности труда достигается
с помощью мотиваторов.
Обобщая результаты своих исследований,
Герцберг сделал ряд выводов:
Модель Герцберга отличается от многих
мотивационных теорий тем, что она отрицает
простую альтернативность в воздействии
различных мотивационных факторов на
удовлетворенность трудом. Например, теория
человеческих отношений (Э. Мэйо, Ротлизбергер
и др.) однозначно (по горизонтали) определяет
их взаимосвязи.
В отличие от теории человеческих отношений,
мотивационная теория Герцберга при выяснении
удовлетворенности трудом использует
два различных измерения: по горизонтали
- факторы гигиены и по вертикали – мотиваторы
Главный практический вывод из теории Герцберга заключается
в том, что руководители должны дифференцированно
и весьма осторожно подходить к использованию
различных стимулов и, когда потребности
низшего уровня достаточно удовлетворены,
не делать ставку на гигиенические факторы
как на основные. И напротив, им не следует
тратить время и средства на использование
мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические
потребности сотрудников.
Теория двух факторов Герцберга получила широкое распространение,
хотя большинство исследований, проведенных
для ее более глубокой проверки, не смогли
однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации
этой теории используют на практике многие
компании. Так, с ее помощью ряд американских
компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American
Airlines) заметно повысили мотивацию служащих.
В качестве практических рекомендаций
для менеджеров, вытекающих из позитивного
опыта использования программ по обогащению
труда, можно назвать следующие:
«ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ»
Теория справедливости является одной
из наиболее красивых и потому наиболее
известной теорией мотивации в западном
менеджменте. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают свои взаимоотношения
путем сравнения (что я вкладываю и что
получаю);
2. Неэквивалентность вклада и отдачи является
источником дискомфорта (вины или обиды);
3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями,
стремятся восстановить справедливость.
Проще говоря, ситуация знакома, наверное,
всем: работодатель и работники оценивают
свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники
чувствуют неадекватность того, как их
оценивают, и начинают требовать иного
к себе отношения.
О том, что происходит дальше, говорят
три способа восстановления справедливости:
1. Если человек получает
меньше, чем отдает, он начинает
уменьшать свой вклад.
2. Сотрудники начинают
требовать повышения зарплаты, продвижения
по службе, повышения премии и
т.п.;
3. Кардинальный способ
представляет собой разрыв
Почему же возникает нарушение справедливости?
Существуют четыре причины:
1. Неправильная психологическая
валюта. В этом случае или не
понимается вклад или он не
получает признания: Что хотят
работники?
Часто в качестве отдачи они получают
только деньги. Возможно, прежде чем
сделать свой вклад в отношения,
стоит подумать, что является ценностью
для другого человека, и предлагать
ему именно это.
2. Другой причиной, в силу которой трудно
сохранить справедливость, является недостаточность
доверия. Иногда служащий изначально относится
к руководству с недоверием и опаской,
предполагая всяческие неприятности с
их стороны. Впрочем, весьма распространен
и обратный вариант.
3. Скрытые внутренние ожидания. Мы быстро
привыкаем к тому, что те или иные наши
потребности всегда удовлетворялись и,
когда этого не происходит, мы воспринимаем
это как нарушение справедливости.
4. Накопление обид. Мы склонны предоставлять
людям некоторый кредит доверия и стараемся
не замечать негативных поступков людей.
Кроме того, сам процесс выяснения отношений
достаточно болезненный и мы не хотим
этим заниматься.
И, наконец, самое главное: как может менеджер
исправить ситуацию, когда происходит
нарушение баланса справедливости?
Первое, что нужно сделать, - внимательно
выслушать сотрудника. Это поможет вам
ответить на вопрос: как человек относится
к справедливости, что он считает своим
вкладом, а что вашим. Если окажется, что
вы действительно недооценили человека,
его восприятие этой ситуации можно изменить,
т. е. предложить посмотреть на проблему
иначе.
Обращайтесь с людьми так, как будто они
уже такие, какими хотят быть, и вы поможете
им стать такими. Менеджер должен передавать
окружающим положительные ожидания, вызывать
в людях ощущение собственной компетентности,
значимости, статуса, уверенности, избранности.
Однако, являясь сильным побудительным
началом, положительные ожидания не являются
гарантом успеха. Если, несмотря на ваши
позитивные ожидания, человека постигла
неудача, в ней он будет винить и себя,
и вас.