Теория рациональной демократии Макса Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание концепции рациональной бюрократии, предложенной Максом Вебером.
Для этого были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть вопрос теории бюрократии с позиции М.Вебера.
2. Рассмотреть теорию рационализации Вебера
3. Изучить теорию рациональной бюрократии.

Содержание работы

Вступление …….…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория бюрократии 4
1.1. Характеристика теории бюрократии 4
1.2. Теория рационализации Макса Вебера………………………………………..6
Глава 2.Теория рациональной бюрократии 9
2.1 Типы легитимного господства 9
2.2. Рациональная бюрократия М. Вебера как элемент механизма легального господства…………………………………………………………………………..13
Заключение 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Теория рац.бюрократии М.Вебера.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

Дисциплина: Теория управления

Тема: Теория рациональной демократии Макса Вебера

 

 

 

 

Выполнил студент гр.                                                                             ………

 

 

Руководитель                                                                                      …………..

 

 

 

 

Псков

2012

Содержание

 

Вступление …….…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теория бюрократии 4

1.1. Характеристика теории  бюрократии 4

1.2. Теория рационализации Макса  Вебера………………………………………..6

Глава 2.Теория рациональной бюрократии 9

2.1 Типы легитимного господства 9

2.2. Рациональная бюрократия М. Вебера  как элемент механизма легального  господства…………………………………………………………………………..13

Заключение 19

Список использованных источников 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Бюрократия – это многозначное, многостороннее явление, которое нельзя оценивать с одной точки зрения. Это подтверждается существованием различного рода концепций. Одна из самых значимых – теория рациональной бюрократии Макса Вебера. Многие ученые в середине XX века опирались на веберовскую модель бюрократии при проведении собственных исследований.

Государственная бюрократия призвана осуществлять функцию посредника между государством и населением. Бюрократия занимает важное место в современном обществе и проникает во все сферы жизнедеятельности человека, поэтому важно понять формы бюрократии и степень воздействия бюрократии на общественные процессы. Только сильная власть, принимающая разумные решения и способная обеспечить своевременное и полное их исполнение, в состоянии реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом.

Считается, что в наше время, по крайней мере, в нашей стране бюрократический аппарат управления особенно сильно развит. Такое сильное его развитие началось во времена Советского Союза, и с тех пор штаб управления начал неимоверно разрастаться. Бюрократия сильно укрепилась за время своего существования, постоянно происходит разрастание бюрократического аппарата, что усложняет жизнь обычным людям. Поэтому тема бюрократии актуальна для изучения в практическом плане. Это позволит не только разобраться в сущности этого явления, но и может уменьшить негативное влияние бюрократии на жизнь общества.

Целью данной курсовой работы является описание концепции рациональной бюрократии, предложенной Максом Вебером.

Для этого были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть вопрос теории бюрократии с позиции М.Вебера.

2. Рассмотреть теорию рационализации Вебера

3. Изучить теорию рациональной бюрократии.

Предмет данной курсовой работы – бюрократия в концепции Вебера.

Глава 1. Теория бюрократии

    1. Характеристика теории бюрократии

Бюрократия, пожалуй, одно из таких явлений, созданное цивилизацией, не имеющее идентичного подхода. Каждый второй человек нашей планеты негативно отзывался в адрес бюрократии, но, тем не менее, с развитием общества и расширением сфер управления бюрократия продолжает разрастаться и всё глубже проникает в общественно-политическую жизнь общества.

Основателем понятия бюрократии считают французского ученого экономиста физиократа Энсента Де-Гурне, который впервые использовал этот термин в 1745году. Де-Гурне относился к бюрократии негативно и считал её социальной болезнью, назвав её бюроманией. После Де-Гурне бюрократия подвергалась критике интеллигенцией того времени. К примеру, критику в форме Де-Гурне можно обнаружить в произведениях таких великих писателей как Оноре Де-Бальзак и Чарльза Диккенса.

С позиции марксизма бюрократию необходимо рассматривать в контексте господства. По мнению Маркса, бюрократия - это некое звено управления, призванное обслуживать господствующий класс. Марксизм полагает, что бюрократия набирает силу в авторитарных политических режимах, а степень её ограничения зависит от степени демократизации общества. Марксистская модель бюрократии сыграла большую роль в последующей научной мысли. Это обусловлено следующими двумя факторами:

1. Предвиденье, что чрезмерная  бюрократизация станет регрессивным элементом в развитии общества, вследствие того, что в системе управления появятся узкие корпоративные интересы.

2. Проделанный анализ  в работах марксизма в отношений  собственности и власти.

Другую характеристику феномену бюрократии даёт немецкий политолог М. Вебер в работе "Хозяйство и общество". Корни бюрократии по М. Веберу более глубоки и лежат не столько в плоскости экономических отношений, а исходят из антологических потребностей человека в социальном структурировании.

М. Вебер разделял два типа бюрократии:

1. Патримониальную.

2. Рациональную.

Термин патримониализм был заимствован из древнего Рима, что означало - личная козна императора. По Веберу патримониальная бюрократия классифицируется на три группы:

  1. Преобладание военной силы управления.
  2. Традиции.
  3. Личная преданность вождю.

По мнению М. Вебера процесс рационализации истории в социальной, политической, религиозный, экономической и правовой сфере привел к снижению значимости патримониальной бюрократии и заменой её рациональной. Тем самым патримониальная бюрократия начинает рассматриваться как регрессивный и деструктивный элемент общества. 
По мнению многих исследователей, концепция рациональной бюрократии М. Вебера является актуальной и в наши дни как один из элементов развития современного общества. Большое внимание М. Вебер уделяет противовесам бюрократии. В качестве противовесов по Веберу могут быть сильный политик и эффективный парламент. В ХХ в. методы рассмотрения феномена бюрократии М Вебера остались основополагающими в теоретических и эмпирических исследованиях. В 40-х и 60-х годах ХХ в. учеными предпринимались попытки рассмотрения неформальных моментов, не позволяющих полностью реализовать рациональную модель организации управления. Бюрократия, как и многие общественно-политические явления, может нести в себе как позитивный, так и негативный вклад в развитии общества.

У бюрократии очень прочные традиции, которые отражают свой отпечаток на каждого человека. Родившись, человек начинает сложный процесс социализации, который пронизан сложными иерархическими системами. В этих системах человек играет множество социальных ролей. Поэтому бюрократизм свойственен нам всем, это глубинная часть нашего "Я". Таким образом, если бюрократия является частью нашей цивилизации и нас самих, необходимо конструировать модели, не приводящие к ликвидации бюрократии, а которые способны увеличить прогрессивные факторы феномена бюрократии.

 

    1. Теория рационализации Макса Вебера

Вебер Макс (1864-1920) – выдающийся немецкий ученый, социолог, экономист, историк, философ, культуролог, юрист. Внес существенный вклад в становление общей теории и практики управления организацией. Известен как один из создателей модели рациональности, а также как исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности.

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее: 1) в области экономической организации - организацию производства на основе бюрократии и калькуляцию прибыли посредством систематических бухгалтерских процедур; 2) в религии - развитие теологии интеллектуальной стратой, исчезновение магии и замену роли религиозных таинств личной ответственностью; 3) в области права - вытеснение практики выработки законов на основании произвольного прецедентного права практикой дедуктивного правового мышления на основании универсальных законов; 4) в политике - уход в прошлое традиционных норм легитимности и замену харизматического лидерства партийной машиной; 5) в области морали - больший акцент на дисциплине и воспитании; 6) в науке - снижение роли индивидуального новаторства при развитии практики коллективных исследований, координируемых экспериментов и при определении политики в области науки государством; 7) в обществе в целом - распространение бюрократии, государственного контроля и администрирования.

Таким образом, понятие рационализации являлось частью веберовской концепции капиталистического общества как «железной клетки», внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей, во всё большей степени подчиняется надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Рационализация предполагает отделение индивида от общины, семьи и церкви и его подчинение правовой, политической и экономической регуляции на производстве, в образовании и в жизни государства.

По Веберу рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одной из существенных компонент «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса. Конечно, этот процесс не исчерпывает понятия «рационализация» действия, так как последняя может протекать, кроме того, позитивно - в направлении сознательной ценностной рационализации - и негативно - не только за счет разрушения нравов, но также и за счет вытеснения аффективного действия и, наконец, за счет вытеснения также и ценностно-рационального поведения в пользу чисто целерационального, при котором уже не верят в ценности».1

Целерациональный тип действия с точки зрения структуры общества в целом означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает, прежде всего, в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт – в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества.

Макс Вебер считал, что «рационализация представляет собой результат соединения целого ряда исторических фактов, предопределивших направление развития Европы за последние 300-400 лет». При этом он не рассматривает это как нечто заранее предопределенное – скорее, это своего рода историческая случайность, а поэтому рационализация, с его точки зрения, есть не столько необходимость исторического развития, сколько его судьба. Случилось так, что в определенный временной период и в определенном районе мира встретились несколько феноменов, несших в себе рациональное начало: античная наука (особенно математика), рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Согласно Веберу, фактором, позволившим синтезировать все эти элементы, оказался протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства (прежде всего для внедрения в экономику достижений науки и превращения последней в непосредственную производительную силу), поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

В результате в Европе возник новый, никогда не существовавший прежде и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ Вебер называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ – это отсутствие в них господства формально-рационального начала. Формальная рациональность – это, прежде всего, калькулируемость. Формально-рациональное – это то, что поддается количественному учету, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. «Формальная рациональность хозяйства определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Напротив, материальная рациональность характеризуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ориентированного социального действия с точки зрения определенных… ценностных постулатов…». Другими словами, экономика, которая руководствуется определенными критериями, лежащими за пределами того, что можно рационально подсчитать и что Вебер называет «ценностными постулатами», т.е. экономика, служащая целям, не ею самой определенным, характеризуется как «материально определяемая». Понятие формальной рациональности – это идеальный тип и в эмпирической реальности она в чистом виде встречается крайне редко. Однако во многих своих работах Вебер показывает, что движение в направлении формальной рационализации – это движение самого исторического процесса. В прежних типах обществ преобладала «материальная рациональность», в современном – формальная рациональность, что соответствует преобладанию целерационального типа действия над всеми остальными.

 

Глава 2. Теория рациональной бюрократии

2.1 Типы легитимного  господства

Рациональная бюрократия характеризуется Вебером в ходе анализа легитимного господства. В ходе данного анализа Вебер широко пользуется методом «социального действия».

Как писал Вебер, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу».2

Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства.

 «Господством» называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам...».3 Господство («авторитет») в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.

Информация о работе Теория рациональной демократии Макса Вебера