Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение методов и средств управления конфликтами.
Задачи курсовой работы:
Проанализировать литературу по проблеме управления конфликтами в современных организациях
Выявить функции, особенности и причины конфликтных ситуаций
Определить особенности конфликтов в государственном управлении
Введение………………………………………………………….……..3
Глава 1. Определение и структура конфликта………………………..5
1.1. Определение конфликта…………………………….……………..5
1.2. Виды конфликта……………………………………………………8
1.3. Причины конфликта……………………………………………….12
1.4. Последствия конфликта…………………………………………...15
Глава 2. Особенности конфликтов в государственном управлении..17
2.1. Роль конфликтов в государственной сфере……………………...17
2.2.Типология государственных конфликтов и способы их урегулирования ………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………31
В случае, когда конфликт сформировался между руководителем отдела по управлению персоналом и менеджером по управлению персоналом, то его можно назвать вертикальным. Здесь участники конфликта находятся в формальных отношениях, т. е. менеджер по управлению персоналом подчиняется непосредственно руководителю отдела по управлению персоналом.
Горизонтальный конфликт – ситуация, когда конфликт происходит между менеджерами по управлению персоналом. Они не находятся в прямой соподчиненности, а соответственно, не могут применить административные рычаги воздействия на конфликт.
По источникам возникновения различают следующие виды конфликтов:
а) структурные конфликты;
б) инновационные конфликты;
в) позиционные конфликты (конфликты значимости);
г) динамические конфликты (групповая динамика).
По составу сторон конфликты, возникающие в организациях, можно разделить на три категории:
а) личность – личность (межличностные);
б) группа – личность;
в) группа – группа (межгрупповые);
г) внутриличностные.
Данная классификация является самой распространенной, и в научной литературе по проблемам организационных конфликтов, конфликтологии и теории организаций ей отводится приоритетное значение. Она носит комплексный характер, объединяя в себе несколько признаков.
Межличностные конфликты – самый распространенный в организациях тип конфликта. Они проявляются как столкновение двух и более личностей с различными психологическими особенностями, в том числе взглядами и ценностями. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются достаточно сильно.
Межличностные конфликты
в организациях, в зависимости
от характера отношений
Можно говорить также о таком конфликте, как конфликт, возникающий между отдельной личностью и группой. Известно, что в организации наряду с формально установленными правилами и нормами существует неформальное руководство и нормирование организационной деятельности. Условием вступления, пребывания и возможности удовлетворения индивидуальных потребностей в данной группе является необходимость соблюдения групповых целей, ценностей и приоритетов. Однако, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть процесс конфликта.
Наряду с рассмотренным видом конфликта в организации встречается и межгрупповой, т.е. конфликт между отдельными группами. Он формируется по причине того, что организация состоит из большого количества групп, как формальных, так и неформальных, в которых могут возникать конфликты. В процессе совместной деятельности между формальной и неформальной группой могут появиться противоречия, которые связаны с осуществлением каждой из них своего перечня функций, стремлением занять приоритетное положение в организации, перераспределением властных полномочий. В результате большое различие между целями данных групп приводит к возникновению ситуации сильного уровня конфликтности, что в конечном итоге может блокировать деятельность организации в целом.
Особым видом организационного конфликта является внутриличностный конфликт. Его формирование связано в большей степени с отрицательными переживаниями личности, вызванными противоречиями с социальной средой.
Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой в организации. В процессе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа, например, внутриличностные могут перейти в межличностные, межличностные – в групповые, и наоборот. Однако приведенная типология конфликтов не исчерпывает все многообразие возможных классификаций, что объясняется возможностью классификации в соответствии со спецификой конфликта.
1.3 Причины конфликтов
Существенную помощь в умении управлять конфликтной ситуацией может оказать знание причин, приводящих к конфликтам. Объективными причинами конфликтов могут выступать:
1. Управленческие факторы:
2. Организационные факторы:
3. Профессиональные факторы:
4. Санитарно-гигиенические факторы:
5. Материально-технические факторы:
6. Экономические факторы:
Своевременное устранение
руководителем перечисленных
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
К нарушениям служебной этики относятся:
Несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда руководителем встречается нередко. Такая ошибка руководителя связана с его неумением мотивировать подчиненных. Психологи знают, что каждый человек в течение месяца нуждается хотя бы в трех положительных подкреплениях, т. е. руководителю необходимо замечать положительные моменты в работе подчиненных и обязательно выражать свою благодарность. На западе действует принцип: «Невысказанная благодарность – задержанный гонорар». Не следует скупиться на хорошие слова, если работник их заслужил, тем более, что руководителю это ничего не стоит.
Совершенно недопустимо сознательное занижение заслуг подчиненного из-за боязни, что тот «перейдет» дорогу руководителю. Высокую оценку заслуживает менеджер, который сумел создать высокопрофессиональный коллектив, готовый слаженно, продуктивно работать даже в отсутствие самого менеджера.
Не следует использовать в работе с коллективом прием огульной критики.
Огульная критика всегда неконкретна, обидна, несправедлива к тем работникам, которые не заслужили подобных упреков руководителя. Кроме того, обвиняемые могут сплотиться против своего обидчика. Так не долго нажить «вертикальный конфликт».
Необходимо добавить еще одну причину возникновения конфликта: недостаточное внимание руководителя к социально-психологическим аспектам управления, неумение учитывать совместимость работников. Последнее приводит, как правило, к межличностным конфликтам, т. е. к конфликтам на основе психологической несовместимости работников или вследствие эмоционального неприятия одним работником другого члена коллектива. Межличностные конфликты самые затяжные, самые разрушительные, поэтому самый правильный выход из них – развести работников по разным рабочим местам, чтобы их действия объективно не пересекались [1, с.12-17].
1.4 Последствия конфликтов
Функциональные последствия конфликта.
1. Проблема может быть
решена таким путем, который
приемлем для всех сторон,
и в результате люди будут
чувствовать свою причастность
к решению проблемы, что является
мотивирующим фактором. Это устранить
или сведет к минимуму трудност
2. Стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях чреватых конфликтами.
3. Конфликт может уменьшить возможности синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат мнению начальника. Это приводит к улучшению процесса принятия решений.
4. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия конфликта.
1. Неудовлетворенность,
плохое состояние духа, рост текучести
кадров и снижение
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной
конкуренции с другими группами.
4. Представление о
другой стороне, как о «враге»;
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
6. Увеличение враждебности
между конфликтующими
7. Смещение акцента: придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы[14, с. 84-89].
Из выше сказанного, правильное регулирование конфликта ведёт к функциональным последствиям, а если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению целей.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
2.1. Роль конфликтов в государственной сфере
Конфликты в
сфере государственного управления
по своей природе представляют собой
одну из самых многочисленных разновидностей
социально-политических конфликтов,
которые возникают из-за различий интересов,
соперничества и борьбы всевозможных
институтов и государственных структур
по поводу перераспределения и реализации
публичной власти. Следовательно, объект
конфликтов в сфере государственного
управления – распоряжение властью, а
предметно-содержательную основу образует
пересечение политико-правовых, социально-экономических,
организационно-
Конфликты в сфере государственного
управления представляют собой форму
взаимодействия государственно-политических
институтов, организаций и лиц, осуществляющих
власть в рамках определенной государственной
системы, но занимающих в ней различные
позиции. Конфликты в сфере государственного
управления следует рассматривать как
сложную систему, которая изначально заключает
в себе целый ряд противоречий. Однако
это дает ей возможность приспосабливаться
к постоянно меняющимся условиям и развиваться.
Поэтому конфликты являются основой механизма
адаптации государственно-
Конфликтность
таится уже в самой природе
государственной власти, призванной
согласовывать, координировать различные
интересы людей, определять четкие стратегические
и тактические цели, распределять дефицитные
ценности и блага. Отсюда множественность
возникновения конфликтов в сфере государственного
управления. Первичный источник их находится
в иерархичности структуры управленческих
статусов и ролей, закладывающей противоречие
между властвующими (управляющими) и подвластными
(управляемыми) и порождающей неравенство
в распределении власти между самими субъектами
управления. Вторичным источником государственно-
Информация о работе Управление конфликтными ситуациями в современной организации