Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 23:26, сочинение
Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произносит 30 тысяч слов. И конечно, не для самого себя. Без речевого общения невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты устной деловой коммуникации 4
Глава 2 7
2.1 Особенности устной коммуникации во время межличностного делового общения 7
2.2 Особенности устной коммуникации во время телефонного звонка 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Санкт-Петербургский
филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет Менеджмента
Кафедра менеджмента
ЭССЕ
На тему «Устные коммуникации в организации»
Выполнила:
Сазон О.В.
Группа: № 234
Проверил:
Доцент кафедры менеджмента,
Чуланова Г.Ю.
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты устной деловой коммуникации 4
Глава 2 7
2.1 Особенности устной коммуникации во время межличностного делового общения 7
2.2 Особенности устной коммуникации во время телефонного звонка 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Жизнь делового человека связана с общением непосредственно. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произносит 30 тысяч слов. И конечно, не для самого себя. Без речевого общения невозможны деловые контакты: переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях.
В нашей стране долгое время деловые контакты в управленческой сфере сводились, в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы. Возможность предпринимательской деятельности потребовала от начинающих бизнесменов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того,
кто в своей области считается профессионалом! А ведь общается каждый
из нас постоянно. В чем своеобразие делового общения по сравнению с
привычным нам приятельским, дружеским? Общением называют «...процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».
Вместе с понятием общение используется слово «коммуникация» –
одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко
употребляется в русском языке. С этим значением связано и научное определение понятия: «Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».
Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Коммуникация, общение, в частности в профессионально-деловой сфере, – важный фактор формирования, самосовершенствования личности профессионала. Это также универсальный способ познания и других людей, и своего внутреннего мира.
Для русского устного делового общения существенны следующие соотношения: публичность – непубличность; диалогичность - монологичность; непосредственность – опосредованность; официальность, подготовленность – неофициальность, спонтанность. Кроме того, для устной деловой коммуникации характерны такие признаки, как целенаправленность, ограниченность круга обсуждаемых тем, стандартизированность речи и в то же время ее личная адресованность.
Рисунок 1 – Виды устного делового общения[4]
Устные виды делового
общения, в свою очередь, разделяются на
монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
К диалогическим видам относятся:
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее роль имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача
сообщений по телефону являются самыми
распространенными формами
Устное деловое общение может быть строго официальным (доклады, выступления на презентациях), менее официальным (выступления в дискуссиях на рабочих совещаниях), полуофициальным и неофициальным (повседневное служебное общение)[6].
Устная деловая коммуникация в зависимости от количества и характера взаимодействия ее участников может осуществляться в монологической либо диалогической форме. В соответствии с этим делением различают такие разновидности устной речи, как:
Монолог (гр. monologos < monos «один» + logos «речь») – разновидность устной речи, создаваемая в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанная на активную одновременную реакцию слушателя. Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний. Монолог в деловом общении представляет собой продолжительное высказывание одного лица. Он относительно непрерывен, последователен и логичен, обладает относительной завершенностью, сложен по структуре.
Д и а л о г (греч. dialogos) – разновидность устной речи, характеризующаяся регулярным обменом высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Диалог предназначен для взаимодействия между двумя или несколькими собеседниками, причем в обмене информацией речевые партнеры могут меняться ролями. Диалог спонтанен (как правило, не может быть заранее спланирован), эллиптичен (фразы более свернутые, краткие, чем в монологе), экспрессивен.
Полилог (греч. polylogos < poly «много» + logos «речь») разновидность устной речи, возникающая при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение[1].
Названные особенности деловой коммуникации находят отражение в некоторых аспектах речевого этикета делового общения на русском языке.
Как известно, этикет – это
установленные правила
В деловом общении большую функциональную нагрузку несут речевые формулы ситуаций знакомства и рекомендации. Знакомство может осуществляться без посредника и при помощи посредника, когда людей знакомит кто-то третий. Если знакомство осуществляется без посредника, этикет предусматривает следующие формулы:
В ситуации знакомства без посредника инициатором знакомства после представления в первой реплике называется та организация, которую он представляет, а также цели, которые преследуются установлением данного контакта.
Для официально-делового общения более характерно знакомство с помощью посредника. Преимущества такого знакомства состоят в том, что посредник может не только представить, но и охарактеризовать сотрудника, дать ему рекомендации с учетом целей будущего общения. Кроме фамилии (имени-отчества) в этой ситуации обычно называют должность, организацию, которую представляет человек.
Для выражения благодарности в деловом общении используются следующие устойчивые формулы:
В ситуации официального делового общения употребляются также выражения
(благодарность),
В ситуации извинения универсальными являются формулы:
Как отмечают специалисты, извинения
не следует откладывать, а еще
лучше – стараться
В пособии Г. Смирновой
«Прагматические аспекты
В деловом общении вежливая форма отрицания включает сомнение: Мне кажется это не вполне убедительным; Боюсь, что не могу согласиться с вами; Едва ли это так. [3]
Немаловажным компонентом делового речевого этикета является комплимент. Комплименты это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В деловом общении необходимо различать комплимент и похвалу. Как отмечает К.Ф. Седов, похвала – это низший жанр повседневной коммуникации, комплимент – риторический жанр, который предполагает определенные умения, искусность. Цель похвалы – оценка поступка, цель комплимента – изменение эмоционального состояния адресата, желание доставить удовольствие собеседнику, тем самым стимулируя его на дальнейшее сотрудничество. Тактично и вовремя сказанный комплимент поднимает настроение у делового партнера, способствует формированию положительного отношения к собеседнику. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании.
В деловой коммуникации приняты следующие основные виды деловых
комплиментов:
Не рекомендуется
В деловой коммуникации особое внимание следует уделять системе обращений.
Как известно, в речевой культуре принято Вы-общение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, отбор лексических средств. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе.
Деловое совещание является одним из важных жанров устной коммуникации − один из самых ответственных видов деятельности руководителя. Факторы, определяющие его эффективность, связаны в первую очередь с умением организовать работу труппы и управлять групповым поведением. В отличие от деловой беседы, когда собеседники не могут не принимать во внимание особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, речевое поведение участников делового совещания во многом обезличено, подчинено интересам и ожиданиям той группы, представителями которой они себя считают.